Создаваемые в настоящее время на просторах бывшего Советского Союза межгосударственные объединения как политического, так и экономического характера формируют совершенно новые для большинства их участников условия развития. Устранение различного рода правовых и экономических барьеров, а также создание общего рынка труда способствуют изменению прежних социально-экономических принципов существования большинства постсоветских республик. При этом одним из наиболее важных вопросов дальнейшего развития многосторонних отношений стран — участников евразийской интеграции является проблема трудовой миграции, актуальная не только для стран-экспортеров рабочей силы, но для тех, кто эту рабочую силу принимает.
На прошедшем в Минске 31 мая с.г. Совете глав правительств СНГ было заявлено о создании к 2015 году на базе ЕврАзЭС и Таможенного союза нового интеграционного объединения – Евразийского экономического союза. Однако вряд ли можно ожидать, что при помощи только одних экономических инструментов новое объединение сможет решить все существующие ныне проблемы и в том числе проблему трудовой миграции, принявшей сегодня массовый характер. По последним данным, численность трудовых мигрантов в странах ЕврАзЭС уже перешагнула цифру в 5 млн. человек в год. Сюда входит как трудовая эмиграция (выезд собственных граждан на работу за пределы своих стран), так и иммиграция (въезд иностранных граждан на работу в иное государство). Необходимо отметить, что в связи с ростом нелегальной (незарегистрированной) миграции указанную выше цифру можно рассматривать лишь как приблизительную оценку миграционных процессов на просторах бывшего СССР. По мнению большинства экспертов, ее следует умножить как минимум в 2 раза. Только в Российской Федерации численность мигрантов достигает 10 млн. человек, большинство из которых либо живут здесь на протяжении нескольких лет, либо периодически возвращаются домой.
Подобный масштаб, охватывающий более 5% всего трудоспособного населения региона, имеет достаточно простое объяснение – трудовая миграция сегодня не просто стала средством выживания значительной части граждан развивающихся государств, но и постепенно превращается в реальный механизм экономической или, как ее еще называют, «народной» интеграции. И этому есть ряд причин.
Во-первых, для большинства стран Евроазиатского региона трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов. Благодаря мигрантам развиваются целые сектора экономики принимающих стран, иммигранты заполняют многие непрестижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. Помимо этого за счет трудовой иммиграции постепенно уменьшается дефицит трудовых ресурсов и на региональных рынках труда (например, в Москве и Московской области).
Во-вторых, для стран, которые уже традиционно на протяжении последних двух десятков лет являются поставщиками рабочей силы, эмиграция представляется практически единственной возможностью сократить безработицу и дефицит платежных балансов за счет поступления денежных переводов из-за границы. Только в России совокупный годовой заработок трудовых мигрантов составляет более 20 млрд. долл. США в год, большая часть из которых отправляется ими на родину. Для примера можно привести следующие данные. Объем личных переводов из России в страны СНГ в 2012 году увеличился на 22% по сравнению с 2011 годом. Больше всего – 6,2 млрд. долларов США было переведено гражданами Узбекистана, следом за ним идут Украина – 3,4 млрд., Таджикистан – 3,1 млрд., Молдавия – 2 млрд., Киргизия – 1,7 млрд., Армения – 1,4 млрд., Азербайджан – 1,1 млрд. и впервые за многие годы Белоруссия – 843 млн. долларов США. Более того, для многих из вышеперечисленных стран подобные переводы являются одной из основ существования национальных экономик. Например, для Таджикистана мигранты обеспечивают от 35 до 50% ВВП страны, Молдовы – примерно 30%, а Кыргызстана – более 15%.
В-третьих, трудовая миграция сама по себе вынуждает всех участников процесса уделять особое внимание разработке цивилизованных механизмов ее регулирования. С одной стороны, решить сегодня подобные вопросы в одиночку практически невозможно, а отсутствие двух- или многосторонних договоренностей и вовсе грозит ростом социальной напряженности. Невозможность легального выезда за границу, отсутствие гарантий во время работы, правовая и иная дискриминация – все это способствует криминализации процессов миграции и, как следствие, созданию серьезных социальных и политических проблем как странам-экспортерам, так и странам, принимающим у себя мигрантов.
С другой стороны, создание четко оформленного правового поля не только позволяет контролировать миграционные потоки, но и формировать условия для скорейшей экономической интеграции стран постсоветского пространства. Наглядным примером подобного явления может служить трехстороннее Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанное правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в 2010 г. в Санкт-Петербурге (вступило в силу 1 января 2012 г.) Этот договор, по сути, создает режим наибольшего благоприятствования для трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами стран-участников, и обозначает их как особую категорию иностранных работников. Теперь граждане Белоруссии и Казахстана могут осуществлять трудовую деятельность на территории России (цитирую) «без учета ограничений по защите национального рынка труда, в том числе квот на выдачу разрешений на работу», им не требуется получение разрешений на работу, а срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется только сроком действия трудового договора с работодателем. При этом необходимо заметить, что подобные льготные условия могут быть доступны и гражданам иных государств: согласно статье 22, соглашение является открытым для присоединения к нему других государств, являющихся членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, с согласия всех государств – его участников.
По всей видимости, именно такая политика «открытых дверей» для членов Таможенного союза и будет определять дальнейшее миграционное регулирование в Евразийском регионе. При этом возможность присоединения иных стран к Таможенному и, соответственно, к будущему Евразийскому экономическому союзу способна коренным образом повлиять на решение ряда современных задач. К их числу следует отнести: предотвращение возможных конфликтов, зарождающихся на основе усиления миграционных процессов, обеспечение защиты национальных интересов с помощью различных ограничительных мер, не противоречащих демократическим нормам, а также создание механизмов интеграции и адаптации мигрантов к условиям новой социокультурной среды.
В-четвертых, современная миграционная политика на современном этапе превратилась в определенный инструмент, позволяющий направлять интеграционные процессы на всем постсоветском пространстве. Например, недавнее заявление президента России Владимира Путина о планах сохранить льготный режим миграции лишь для стран, входящих в Таможенный союз, является открытым сигналом о необходимости присоединения к формирующимся сегодня на постсоветском пространстве межгосударственным объединениям. Тот факт, что уже через несколько лет перед многими иностранцами, желающими полноправно работать в Российской Федерации, появится препятствие в виде необходимости соблюдения множества юридических формальностей (например, необходимые экзамены по русскому языку, российскому законодательству и истории) должен стать своеобразным катализатором для ускорения экономической интеграции.
Несмотря на ряд причин, объективно влияющих на развитие миграционных процессов на территории бывшего СССР, трудовая миграция не может рассматриваться только как исключительно положительное явление. Существует ряд негативных моментов как общего, так и частного характера. В первую очередь, следует отметить ряд негативных моментов, связанных со странами, принимающими у себя мигрантов, – России и Казахстана:
– стимулирование роста теневой экономики в связи с тем, что она весьма тесно связана с нелегальной трудовой миграцией. С одной стороны, теневая экономика поощряет мигрантов отказываться от легализации своего статуса, так как ее в большей степени интересует дешевый и социально незащищенный труд. С другой стороны, наличие большого числа нелегалов, не имеющих возможности получить официальную занятость, стимулирует развитие теневого сектора, так как у работодателей всегда есть возможность использовать дешевый труд. Вследствие этого государственный и региональные бюджеты несут огромные потери в виде неуплаченных налогов и отчислений в социальные фонды. Так, согласно данным Федеральной миграционной службы РФ, ежегодный экономический ущерб от незаконной трудовой миграции в России составляет около 8 млрд. долларов США. Более того, по различным подсчетам, масштабы так называемой неформальной и теневой экономики составляют и вовсе около четверти ВВП страны;
– демпинг заработной платы в условиях роста нелегальной трудовой миграции, и в первую очередь в сегменте низкоквалифицированной рабочей силы. В данном случае можно говорить о том, что рост предложения достаточно дешевой иностранной рабочей силы ведет к усилению конкуренции и зачастую вызывает понижение оплаты труда местных рабочих. Более того, во многих случаях именно низкая заработная плата наряду с недостатком вакантных рабочих мест и является одной из основных причин повышения уровня безработицы. Все это в конечном счете ведет к росту социальной напряженности и отрицательному отношению к представителям иных национальностей со стороны коренного населения, считающего мигрантов одной из главных причин всех проблем местного и общегосударственного характера.
Этому способствует и тот факт, что трудовые мигранты являются основными конкурентами для неквалифицированных работников, не обладающих, как правило, обширными знаниями и кругозором. Если же говорить о квалифицированной рабочей силе, то для ее представителей труд нелегальных мигрантов в какой-то степени даже выгоден, так как последние не представляют для них серьезной опасности на рынке труда и способствуют снижению цен на товары и услуги. Однако необходимо заметить, что подобное разделение взглядов по вопросам отношения к трудовым мигрантам внутри общества только подогревает проблему и не способствует ее разрешению;
– усиление межнациональной напряженности, а также формирование своеобразных этнических анклавов, затрудняющих интеграцию мигрантов в общество и провоцирующих негативное отношение и недоверие к ним со стороны местного населения. При этом последнее весьма актуально для России, где в условиях сокращения численности населения и трудовых ресурсов иммигранты из стран Евразийского региона при их успешной интеграции на рынке труда, а также культурной и языковой ассимиляции могли бы поддерживать численность трудоспособного населения на постоянном уровне (по данным ООН, в стране к 2025 году население уменьшится до 137 млн. человек, а к 2050 может составить всего около 100 млн.).
Однако необходимо констатировать, что в настоящее время, вследствие роста нелегальной миграции, происходит постепенное замыкание мигрантов в рамках своей языковой среды и культуры, а контроль за возникающими анклавами устанавливают национальные преступные группировки, которые располагаются как в стране пребывания, так и за границей. Зачастую такие этнические анклавы начинают концентрировать в себе не только трудовых мигрантов, но и представителей уголовного мира, что крайне негативно сказывается на криминогенной обстановке на местном и на государственном уровнях;
– отток денежных средств из экономики стран в результате перевода мигрантами заработка на родину. Россия в данном случае выступает в регионе основным центром, привлекающим трудовых мигрантов, и именно из нее идут основные потоки денежных переводов, которые, как указывалось выше, уже практически достигли 20 млрд. долларов США в год. Для сравнения: в Казахстане отток денежных переводов едва превысил 3 млрд. долларов. Однако необходимо учитывать, что эти цифры являются лишь видимой частью доли трансфертов, пересылаемых легальным путем – через международные платежные системы, почтой и т.п. Общие же масштабы переводов подсчитать крайне сложно – по различным оценкам экспертов, они могут составлять суммы в два раза большие, чем известные официально. Для справки: в Молдавии, по данным репрезентативного обследования, легально осуществляется менее половины переводов (около 44%).
Помимо выше обозначенных вопросов, массовая трудовая миграция несет в себе проблемы и для стран-экспортеров рабочей силы:
– возможный рост безработицы. В данном случае можно говорить о том, что упрощение миграционной политики в Евразийском регионе может спровоцировать массовый отъезд граждан за границу в поисках работы. В этом случае оставшееся население, занятое, в первую очередь, в сфере торговли и услуг, неизбежно столкнется с проблемой нехватки потребителей, что в свою очередь запустит механизм постепенной маргинализации экономики и роста безработицы. Например, по словам главы Министерства труда Кыргызстана Алиясбека Алымкулова, вступление в Таможенный союз может оставить без работы около 300 тыс. кыргызстанцев (по другим источникам до 700 тыс.), а это более 10% всего трудоспособного населения страны. И подобное грозит абсолютно всем странам-экспортерам рабочей силы;
– опустошение рынка труда стран-экспортеров в сегменте высококвалифицированных специалистов. Сегодня на долю России и Казахстана приходится более ¾ всех миграционных потоков в Евразийском регионе. При этом трудовая миграция из бывших союзных республик охватывает преимущественно профессиональные группы строителей и рабочих. Это является следствием появления специфических ниш на рынке труда этих стран, которые заполняют исключительно иностранные трудовые мигранты: подсобные рабочие в строительстве, уборщики улиц, водители городского транспорта, ремонтные рабочие, торговцы на рынках и т.п. Однако необходимо учитывать, что современные трудовые рынки, и в первую очередь России, сегодня остро нуждаются и в высококвалифицированной рабочей силе.
Это является серьезной проблемой и для таких стран, как Белоруссия и Украина, где уровень образования и технической оснащенности остается гораздо выше, чем в республиках Средней Азии и Кавказа, однако оплата труда квалифицированных специалистов в несколько раз ниже, чем в России и Казахстане. Например, с началом экономического кризиса из Белоруссии стали массово выезжать врачи, работники сферы образования и информационных технологий, топ-менеджеры и, что, пожалуй, самое необычное, работники правоохранительных органов и даже чиновники.
Еще более сложная ситуация наблюдается на Украине. Если еще несколько лет назад из страны уезжали в основном люди в возрасте 40–45 (возраст классического «заробитчанина» – отца семейства, либо же бизнесмена с уже сложившимся доходом), то в последние годы возросло число лиц до 30 лет. В обеих странах молодежь старается уехать сразу после окончания вуза или даже в ходе обучения. Подчас молодой выпускник, особенно из крупных городов, даже не думает начинать работать у себя в стране. Особенно это касается специалистов в сфере IT, инженерно-технической интеллигенции и представителей творческих специальностей. Для той же Украины такая ситуация может только ухудшиться в случае вступления ее в Таможенный союз, так как у трудовых мигрантов появится реальный шанс улучшить свое материальное положение, не прибегая к хитрости и не опасаясь за свой статус на территории другого государства. Поэтому существующую проблему можно с полной уверенностью отнести к факторам, которые тормозят процесс интеграции Украины в структуры Евразийского региона.
Сегодня при формальной невозможности запретить отток и перемещение граждан единственно возможным инструментом борьбы с этим процессом становится идеологическая обработка населения, призванная показать все ужасы и невзгоды жизни за рубежом. Нечто похожее уже можно видеть в подаче информационного материала государственными СМИ Украины и Белоруссии, которые, не переставая, пугают потенциальных мигрантов похищениями людей, работорговлей и полной социальной незащищенностью в случае попытки найти работу за рубежом. Подобное отношение как к своим собственным гражданам (неприкрытый обман и извращение реальной информации), так и к соседним государствам абсолютно не способствует нормализации отношений в области многосторонней миграционной политики и, как показывает практика, практически никак не останавливает тех, кто ищет лучшей доли за пределами родины.
Все вышеперечисленные проблемы, связанные с трудовой миграцией на постсоветском пространстве, по всей видимости, вряд ли будут полностью решены в ближайшее время. Более того, со временем внутри создаваемого Евразийского экономического союза конкуренция за рабочую силу только усилится, что неизбежно приведет к серьезным изменениям как международного, так национального законодательства в области трудовых отношений. На сегодняшний день предугадать, в каком направлении оно будет развиваться, достаточно сложно, так как все будет зависеть от экономического развития и политической конъюнктуры как внутри СНГ в целом, так и в странах-участницах, и в первую очередь России. По словам В. Путина, радикальное решение проблем трудовой миграции окажется возможным лишь в условиях создания Евразийского союза, когда граждане государств-членов ЕАС, в том числе и нынешние трудовые мигранты, станут одновременно и его гражданами.
Остается надеяться, что у нынешних руководителей стран Евразийского региона хватит политической воли для разумного решения проблем, связанных с въездом, работой и жизнью мигрантов, а процесс интеграции не остановит своего развития.
Источник: «Русское единство»
Комитет