Версия для печати
ПОЛИТИКА
РЕФЕРЕНДУМ ONLINE - ПАРАДИГМА НОВОЙ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА ГОСУДАРСТВА
Тема Референдума сегодня наиболее популярная в социальных сетях и СМИ. Будет референдум или нет - вопрос риторический. Но уже делаются прогнозы, назначаются враги и формулируются вопросы. Ряд экспертов уже получили гранты под эту тему и претендуют на истину в последней инстанции. Любой новый общественно-политический субъект, который касается этой темы, расценивается ими, как посягающий на их общественно-экспертное целомудрие.
Именно поэтому, мы сразу хотим подчеркнуть, что презентуя проект "Референдум online" (http://photo.unian.net/ukr/themes/39332/), мы не представляем интересов ни одной политической партии, оппозиции или провластной группировки.
Основная наша задача - это показать новую возможность и новый путь решения вопросов на всех уровнях управления от общества к государству. Этот проект продолжает добрую традицию презентации альтернативных и инновационных взглядов.
Как вы помните, в 2012 году совместно с Фондом сокращения рисков и Богданом Гаврилишиным был презентован проект "Синяя экономика", http://blogs.lb.ua/yuriy_zbitnev/137139_sinya_ekonomika_v_konteksti.), также вызвавший живую дискуссию в научных и общественных кругах.
Мы живем во время парадоксов, табу, стереотипов, во время взлома эпох, традиций и убеждений. Прогнозы будущего предсказывают от панегириков в предчувствии новой золотой поры? До паранойи уничтожения государственности и человечества. Идеология "открытого общества" Карла Поппера, сформированная в 1945 году претерпит значительных метаморфоз. И если на первых порах она могла быть основой либерализма, то сегодня именно эта идеология подтверждает конечность либеральной теории, особенно в ее крайних и тоталитарных проявлениях.
Эту эволюцию мы можем наблюдать по взглядам Сороса, который сначала говорил о кризисе капитализма, как угрозу открытом обществу, а потом согласился, что именно такой кризис способствует настоящему становлению общества будущего. Кризис либерализма в частности проявил еще один важный аспект - кризис традиционных институтов представительной демократии. (Http://blogs.lb.ua/yuriy_zbitnev/131713_donokratiya_ili_ubit_drakona.html).
Парламенты, политические партии, институт выборов и голосования все меньше вызывают доверия у граждан во всем мире. Постоянные выборы-перевыборы, пересчет голосов, обвинения в фальсификации, продажность политиков, служение интересам транснациональных корпораций и банков ежедневно демонстрируют украинцам и человечеству ошибочность и несовершенство этой системы.
Все чаще начинают вспоминать прямую демократию Древней Греции и все больше политических туристов посещают швейцарские кантоны от Гларуса до Юра для изучения феномена референдумного принятия важных государственных решений.
Мало кто понимает сегодня, что появление представительной демократии является результатом технологического несовершенства в определенном историческом промежутке. Как пример - жителей Афин стало в несколько раз больше, и они были не в состоянии часто собирать людей на площади и путем поднятия рук принимать решения. Поэтому часть своих полномочий они начали делегировать. Возможно, именно тогда начало появляться то, что мы сегодня называем "народным избранником".
Со временем таким "избранникам" передавалось все больше полномочий. Последние воспоминания о настоящем влиянии представительной власти (депутатов) мы можем найти в истории английского парламентаризма, когда аристократы и представители общин были носителями власти и решали, что позволить королю, а что нет. Французская революция кардинально изменила все основные мотивации и смыслы представительной демократии, превратив парламентаризм в инструмент манипулирования обществом.
Сегодня практически везде в мире потеряно основное достояние парламентаризма - не только право, но и возможность граждан влиять на результат деятельности власти. Сегодня каждому из нас понятно: Демократия - как проявление народовластия, заканчивается там, где начинается государство. Граждане разных стран начинают активно противостоять этим процессам.
"Движение Пяти звезд" (лидер Беппе Гриппа) в Италии победил на выборах благодаря критике традиционного института политических партий, транснациональных корпораций и банков. Референдумы и конституанта в Исландии продемонстрировали возможности прямой демократии с использованием сети, в противостоянии с собственным парламентом, правительством и банковским капиталом.
В Украине в Гуляй - Поле провозгласили создание общины на площади, взяли на себя все рычаги управления и запретили незаконную разработку карьера. На Житомирщине, граждане (лидер Ст. Гуменюк) собрали несколько тысяч подписей и запретили транснациональной корпорации незаконную разработку месторождений. На Луганщине шахтеры захватили шахту (лидер К.Ильченко) и добились от транснациональной корпорации соблюдения прав рабочих.
Обратите внимание, практически во всех случаях государство, политические партии, парламенты выполняли второстепенную роль. В основе было противостояние граждан против капитала с использованием методов прямой демократии.
В то же время эксперты и политики в один голос пытаются нас убедить, что надо совершенствовать парламентаризм, политические партии. Придумывают тысячи способов "прозрачных выборов", результатом которых ежегодно становятся все больше фальсификаций. Последние выборы в Верховную Раду Украины (2012) показали, что все без исключения депутаты исповедуют либеральные ценности и являются наемниками олигархического капитала. Все это является проявлениями карго культу демократии, фактически в нашей стране являющейся псевдо демократией.
Мы все ищем выход, но он, фактически, на поверхности. Вдумайтесь, за последние сто лет изменилось практически все. Мы ездим на автомобилях, летаем самолетами, общаемся в сетях. Облачные технологии, дополненная реальность, нанотехнологии меняют мир информации, мировоззрение и культуру поколений. В прошлое ушли лошади, кареты, таксофоны и ручки с чернилами. Мы уже разучиваемся писать, все за нас делает компьютер...
А теперь скажите, почему до сих пор, как и последние 300 лет, мы голосуем тайно бюллетенями или поднятием рук, собираем майданы и пишем ходатайства холопов господину с ул. Банковой, передаем свои бумажки при скопище народа, СМИ и милиции? Почему каждый раз на выборы приходит людей все меньше, результаты все хуже, а политики все менее квалифицированные? Все это похоже на попытку туземного шамана путем заклинаний заставить летать чучело самолета. Дикость? Но именно это каждый год делают с нами политики, по сути, превращая нас в быдло.
Любые воспоминания о реальной прямой демократии замалчиваются. На тех, кто осмелится выступить против системы, запускают все известные технологии дискредитации. Цивилизация живет шестым технологическим укладом, а институты и инструменты государственного менеджмента все еще в далеком прошлом. Наиболее ярко это проявляется в тех странах, которые больше всего страдают от кризиса, к которым относится и Украина, скатываясь постепенно в феодализм, нарушая фундаментальные принципы прав человека и частной собственности, как основы рыночной экономики. (Http://www.zbitnev.org/publications/content/i/65)
И именно в нашей стране, я убежден, возможны быстрые и качественные изменения. Любые попытки провести следующие выборы, или сомнительные референдумы представителями правящей верхушки не приведут к ожидаемым результатам. На фоне референдумного и избирательного абсентеизма, общественные организации начали реализовывать ряд инициатив, направленных на кардинальное изменение политической системы.
В 2007 году совместно с И.Колиушко, А.Пинчуком, В.Горбачом и другими нами создан Гражданский конституционный комитет, параллельно еще десятки организаций и партий провозгласили необходимость проведения конституанты. Уже в 2011 Создан Гражданский Конституционный Конгресс с участием ряда общероссийских организаций.
Реакция властей была мгновенной. Указом Президента Украины В.Януковича создана Конституционная Ассамблея, как орган Администрации президента, возглавляемая Л. Кравчуком. Начался процесс борьбы за гражданское общество, выродившийся в борьбу за контроль над общественными советами и создание департамента при АП, в котором контроль за гражданским обществом осуществляет М.Ставнийчук. Начался процесс массированной подготовки населения к проведению референдума.
Масштабная кампания "Украинского выбора", "Конституционной ассамблеи", псевдо оппозиции направлены исключительно на один результат - закрепление существующей системы олигархического правления, обеспечения второго срока правления действующему президенту. Все это напоминает практику проведения референдумов в тоталитарных режимах Германии, Испании в 1933, 1935, 1938, 1945, 1947 гг. Вот собственно в таком историческом, философском и сегодняшнем контексте происходит вся интрига вокруг возможного референдума, состояния прямой и представительной демократии в Украине.
Для нас важно понять это и найти здоровые силы в обществе начать подготовку к новому этапу развития. Мы первые, поэтому нам труднее. Нас спрашивали о конкретных механизмах, которые могут предотвратить фальсификации и давать гражданам возможность реального влияния. Нас спрашивали, как должно идти обсуждение проекта Конституции, проведение конституционного собрания, проведения референдумов. Мы убеждены, что дело политиков в новых реалиях будет базироваться не на манипулировании законами, а на умении их поддерживать и развивать. Успех тем, кто более удачно это сделает.
Будучи юристами и конституционалистами, мы понимаем сотни вопросов, стоящих перед нами. Но именно это - путь к прямой демократии. Именно открытость процессов голосования через интернет, телефон, сочетание инструментов делегирования, принуждение к честности даст возможность участия всех граждан Украины в реальном управлении государством. Безусловно, тот механизм, что мы предлагаем, является определенной альтернативой парламентскому закону "О референдуме" и инициативе ВОО "Украинский выбор". А если более точно - это альтернатива нового уровня.
Референдум online - это не просто новое качество, мы открываем дверь в новый мир общественных отношений, который неизбежно придет после падения существующего режима. Это начало ответа на вопрос - что будет завтра, кто будет управлять и как? Это уже известно каждому. Просто Вы не смотрели в этом направлении.
Это уже не прямая или представительная демократия в традиционном понимании - это новый вид демократии (электронная, облачная, likviddemokrasy) новый инструмент менеджмента государства обществом, где власть является управляемой, контролируемой и своевременно изменяемой.
Сегодня основная задача отношений между государством и обществом - это новое качество власти, а точнее, новые институты власти, что будут созданы вне политической системы страны. Эти функции прекрасно выполнит община, профсоюз, общественная организация.
Именно этим сегодня должны заниматься организации, желающие противостоять незаконным референдумам и ассамблеям. Огромные возможности online-опросов, обсуждений, голосований, референдумов ставят вопрос об уходе в прошлое голосований бюллетенями, созданий избирательных комиссий, "каруселей" и других украинских изобретений. Чисто коррумпированное изобретение украинского политического криминалитета - "защита результатов голосования", что иногда стоит 50% расходов на избирательную кампанию, и дает возможность пролезть в законодательный орган вору или взяточнику.
Нам не нужны громоздкие системы голосования. Уже давно существует электронная подпись, механизмы контроля, механизмы прекращения полномочий. Новые технологии открывают возможность участия 7 млн. гастарбайтеров, фрилансеров, граждан Украины, временно находящихся за рубежом, участвовать в голосовании по вопросам общенациональным и вопросам местным, в любой момент повлиять на рейтинг политика и отозвать его. Принять решение по приватизации земли, разработки месторождений, строительства атомной электростанции или размера партисипативного бюджета.
Выступая против существующего политического режима, мы, прежде всего, хотим не изменить "донецких" на "киевских" или "львовских". Мы говорим о том, что эти изменения должны изменить суть функционирования системы, когда на смену феодально-криминальному вождизму придет полиархия (многолидерство), основанное на собственных знаниях, опыте и возможностях его реализации.
Уже сегодня создается новый юридический понятийный аппарат, включающий в себя: процедуру, состав, личный кабинет, облачные технологии, дополненную реальность, репрезентативность, специфические знания, онлайн доверие к политику, делегирование доверия, принуждение к транспарентности (чем выше степень претензий политика - тем к большей открытости и честности мы будем его принуждать).
Низкая себестоимость работы в сетевом обществе, создание соответствующей государственной сети, транспарентные экспертные советы, аутоиндентификация гражданина и претендента при принятии решений порождает новый тип воздействия и управления, уже получившего название likviddemokrasy (подвижная, жидкая демократия). В таких условиях партии в государстве, после проведения конституанты, приобретают новый смысл и новое качество.
Наши инициативы - это не фантазия, а реальность, уже наступившая. Просто мы еще не придумали правила, по которым жить в этой реальности. Если у бабушки нет компьютера - это вовсе не означает, что нет интернета. Поэтому, мы сегодня фактически приоткрыли дверь, за которой огромное поле возможностей, творчества, законотворчества и реализации EGO и IQ практически каждого гражданина.
Еще раз подчеркну, кризис проявляется в наиболее слабых звеньях. Именно там есть возможность осуществить быструю и кардинальную реформацию, в данном случае, общественно-политических отношений, вывести их на принципиально новый уровень, уже сегодня создавая новые институты власти вне существующей политической системы. Референдум-online является первым шагом на этом пути.
(Полный текст доклада на презентации новой социальной Интернет-платформы «www.referendum-online.org». 19 апреля 2013)
Юрий ЗБИТНЕВ, Председатель Гражданского Конституционного Конгресса
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |