Версия для печати
ПОЛИТИКА
УКРАИНСКАЯ МЕЧТА О «ГАЗОВОМ ХАБЕ»
...3 мая в Брюсселе будет обсуждаться вопрос модернизации ГТС Украины... В связи с этим надо вспомнить об одной «стратегии», изложенной в докладе министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого на недавно прошедшем энергетическом форуме в Австрии... Он заявил о том, что Украина заинтересована в создании на своей территории газового хаба в рамках формирования единого европейского газового рынка, либерализации украинского рынка газа, диверсификации поставок энергоносителей и увеличении собственной добычи... «к середине следующего десятилетия Украина может стать нетто-экспортером газа»...
На днях в Москве состоялась рабочая встреча вице-премьера Украины Ю. Бойко с главой «Газпрома» А. Миллером.
«Стороны обговорили вопросы стратегического партнерства на новом этапе развития отношений в газовой сфере», – сообщала пресс-служба вице-премьера.
Также сообщалось, что «стороны обсудили комплекс вопросов сотрудничества в газовой сфере, в том числе связанных с отбором газа, а также с организацией его закачки в подземные хранилища Украины в весенне-летний период».
23 апреля премьер-министр Николай Азаров выразил искреннюю благодарность главе польского правительства Дональду Туску за занятую позицию по газопроводу «Ямал-Европа-2», за то, что «Польша никогда не сделает ничего такого, что будет работать против Украины».
3 мая в Брюсселе будет обсуждаться вопрос модернизации ГТС Украины. Украинские чиновники питают надежду на исполнение обещаний ЕБРР о начале кредитования работ по модернизации, на что требуется 4-6 млрд. долл. Заметим, что везде и все говорят о стратегических планах в «газовом вопросе».
* * * В связи с этим надо вспомнить об одной «стратегии», изложенной в докладе министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого на недавно прошедшем энергетическом форуме в Австрии.
Министр в своем выступлении отметил, что до последнего времени в Европе Украина рассматривалась как страна-субконтрактор, «находящаяся в зоне ответственности РАО “Газпром”», а для самой Украины европейский рынок газа был «терра инкогнита».
Поэтому нужен прорыв. Он заявил о том, что Украина заинтересована в создании на своей территории газового хаба в рамках формирования единого европейского газового рынка, либерализации украинского рынка газа, диверсификации поставок энергоносителей и увеличении собственной добычи. Выразил уверенность в том, что «к середине следующего десятилетия Украина может стать нетто-экспортером газа».
* * * Логика Ставицкого проста: значение газа как ключевого энергоносителя и сырья для промышленности не уменьшится как минимум до 2050 г.
«В условиях растущей оппозиции ядерной энергетике и приоритетности программ снижения выбросов и борьбы с глобальным потеплением роль газа как достаточно «экологического» энергоресурса, вероятно, даже увеличится», – сказал Ставицкий.
Украина, являясь транзитером российского газа в Европу, должна создать в стране либеральный рынок газа, пустив сюда западные компании.
«Сегодня любая частная компания, в том числе и со 100% иностранным капиталом, может свободно импортировать, экспортировать, а также поставлять газ украинским потребителям. Например, очень активно в Украине работает местный трейдер компании "Шелл"», – похвастался министр.
Какая существует связь между ростом значения газа для экономики страны и либерализацией газового рынка? Общеизвестно, что западные компании, которым в последнее время правительство Украины открыло выход на энергетический рынок страны, кровно заинтересованы в повышении внутриукраинских цен на газ.
Понятно, что за счет повышения тарифов для населения и предприятий. Это позволит быстрее окупить проекты данных компаний, а затем, естественно, прямо повлияет на размеры их прибыли. Именно поэтому международные организации, действующие в интересах западного капитала (и в первую очередь – МВФ), добиваются повышения таких тарифов.
А украинское правительство в ответ проводит двойственную и совершенно непонятную политику. С одной стороны, оно клянется не повышать эти тарифы, с другой – убеждает в необходимости либерализации украинского газового рынка. Хотя два этих вектора в нынешних условиях являются взаимоисключающими.
Непонятно, где украинское Министерство энергетики и угольной промышленности лукавит. В выступлении своего руководителя перед европейцами или в базовом для энергетики страны документе под названием "Обновленная энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года". В документе об энергостратегии декларируется: в будущем энергобланасе страны роль ядерной энергетики будет играть все более возрастающую роль.
Согласно базовому сценарию энергостратегии, до 2030 года на Украине запланировано строительство атомных энергогенерирующих мощностей на 5 гигаватт, включая третий и четвертый энергоблоки Хмельницкой АЭС. Пессимистичный сценарий предлагает ограничиться строительством двух блоков по 1 ГВт каждый, а оптимистичный предусматривает строительство семи таких блоков по 1 ГВт каждый.
Цель энергостратегии состоит в снижении на Украине потребления газа и максимальном переходе на ядерную энергию. Но сейчас Ставицкий, заманивая европейских инвесторов в Украину, вдруг совсем «разочаровался» в ядерной энергетике и рассказывает о ставке на газ – то есть о том, чего так ждут западные инвесторы. * * * Ставицкий также поведал о второй задаче, которую ставит перед собой Украина в газовом секторе: диверсификация газовых поставок. Идея далеко не нова и озвучивалась Киевом на самых различных уровнях. Однако нынче Ставицкий обрисовал новое направление этого тренда, состоящего в открытости этой сферы для Запада.
«Если еще два-три года назад нефтегазовые лицензии выдавались почти исключительно украинским государственным компаниям, то сегодня мы привлекаем международные нефтегазовые компании к поиску и добыче углеводородов на шельфе Черного моря, а также для добычи нетрадиционного газа.
В трех проведенных в прошлом году конкурсах на заключение соглашений о разделе продукции победили "Шелл", "Шеврон" и "Ексон Мобил". Мы планируем до конца текущего года в дополнение к уже действующим двум соглашениям о разделе продукции заключить еще минимум четыре. В результате через четыре-пять лет инвесторы смогут начать экспорт украинского газа в Европу», – сказал он.
Таким образом, министр энергетики и угольной промышленности Украины объявил новый этап энергетической стратегии. Оказывается, цель добычи газа в стране и приход сюда западных компаний (в частности, для разработки месторождений сланцевого газа) состоит вовсе не в обеспечении пресловутой «газовой независимости» Украины. Как прямо следует из выступления министра, западные коммерческие структуры пришли в страну исключительно для того, чтобы через четыре-пять лет… начать экспорт украинского газа в Европу.
И особенно странно звучит это заявление, если сравнить его с тем, о чем вещал Ставицкий в начале своего выступления. С одной стороны, он рассказывает об экологичности газа по сравнению с ядерной энергетикой. Так-то оно так, с этим трудно спорить. Но из следующего заявления следует, что спасение для Украины – это запуск западных компаний для добычи сланцевого газа в самой Украине. Тогда как об экологической опасности разработки сланцевого газа общеизвестно. Согласимся, какая-то странная «забота об экологии» в интерпретации Киева.
* * * Тут же украинский министр, заверив ЕС в надежности украинских «газовых» партнеров, принялся критиковать российские проекты по транзиту газа в обход Украины, а именно Южный поток и вторую очередь газопровода «Ямал-Европа». Забыв, впрочем, добавить, что Россия начала эти проекты как раз по причине непредсказуемого поведения украинских посредников.
Более того, недавно российская сторона попробовала добиться гарантий относительно надежности работы украинской ГТС, на которые бы не влияла смена власти в Украине. Но Киев на это требование сохраняет интригующее молчание. О какой «надежности» можно говорить в таких условиях – непонятно.
По мнению украинской стороны, «эффективной альтернативой» российским проектам газопроводов в обход Украины является модернизация украинской газотранспортной системы за счет кредитов ЕБРР и Европейского инвестиционного банка с возможной передачей в управление трехстороннего консорциума Украина-Россия-ЕС «с участием заинтересованных европейских инвесторов».
Звучит замечательно, но Ставицкий отмечает, что «Украина не стоит на месте в ожидании создания двух- или трехстороннего консорциума». По его словам, Украина уже частично модернизирует свою газотранспортную систему.
В частности, реализует «за счет кредита Дойче банка пилотный проект замены устаревшего оборудования на оборудование компании "Сименс" на газоперекачивающей станции Бар газопровода «Союз». Украинское правительство приветствует усилия по постепенному формированию единого европейского газового рынка на либеральных принципах».
Более того, Ставицкий мечтает, правда при условии «выполнения своих обязательств и нашими соседями-членами ЕС», увеличить объем газовых хранилищ Украины до 50-55 млрд. куб. м газа. Это, по его словам, позволит «европейским газовым трейдерам использовать эти мощности для уменьшения сезонных ценовых колебаний при спотовой торговле газом в Европе».
Проще говоря, не дождавшись принципиальных договоренностей с Россией, украинская власть уже реализует проекты по ГТС с европейцами. И, вещая о возможности создания трехстороннего консорциума с ЕС и РФ, работает только с одной стороной – западной. Где здесь участие российских партнеров – непонятно. А тем более сомнительно, что Киев настроен на такое трехстороннее участие, если вспомнить об ориентации исключительно на «либеральный европейский газовый рынок».
Согласно мечтам главы украинского Министерства энергетики и угольной промышленности, в недалеком будущем Украина со своей ГТС и газовыми хранилищами, работающими в интересах ЕС, превратится в газовый хаб по примеру моделей Великобритании и Нидерландов.
* * * Но в Киеве забывают одну совсем маленькую деталь: речь пока идет о российском газе. 98% импортного газа на Украину в 2012 году поступило с территории Российской Федерации. Без него все эти чудо-проекты – один большой пшик. И Украине явно стоило бы не лелеять явно неосуществимые мечты о том, как она завалит рынок ЕС газом собственной добычи, а думать о том, как договориться с Москвой. И по долгосрочным поставкам газа, и по модернизации украинской ГТС, и по строительству российских газопроводов в обход Украины. Без этих договоренностей все совместные с европейцами радужные мечты не стоят и выеденного яйца.
И, наконец, без договоренностей и партнерства с Россией Украину действительно может ожидать лишь «либеральный европейский газовый рынок». Со всеми его прелестями в виде резкого повышения тарифов на газ, грабежа и экспорта и без того скудных запасов энергоносителей страны в Европу, а также различных сомнительных проектов вроде добычи сланцевого газа.
Виктор ЛОГВИНЕЦ, ОДНА РОДИНА
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |