Ну вот, как и надо было ожидать, президента Украины Виктора Януковича продолжают «лечить» контрастным душем стимуляции и одергивания и качать на традиционных еврокачелях кнута и пряника на предмет все той же евроинтеграции. Не успели все порадоваться обнадеживающему выводу – ура, соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС практически в кармане! – после визита в Киев содокладчиц мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Майлис Репс и Мариетты де Пурбе-Лундин, как на головы разгоряченных евроинтеграторов плеснули холодным душем из Германии...
Канцлер этой страны Ангела Меркель, как известно, заявила, что Украина не готова к подписанию соглашений ни об ассоциации с ЕС, ни о создании зоны свободной торговли. И вообще, у Украины есть «ряд проблем», которые не позволяют ей сближаться с Европой. И что самое противное для украинских евроинтеграторов, фрау Меркель однозначно заявила, что дело экс-премьер-министра Юлии Тимошенко – это не единственная преграда для подписания уже готового соглашения об ассоциации с ЕС, потому что «речь идет в целом о правовой системе в Украине и вопросах соблюдения прав человека и гражданских свобод».
То есть, грубо говоря, в Украине все настолько фигово и без лежащей то в палате, то возле параши в душевой Тимошенко, что даже если Юлию Владимировну не то, что выпустят на лечение в Германию, даже водрузят на место премьера Николая Азарова, то все равно ничего не будет – не видать Украине Европы.
Часть национально озабоченных политологов (в частности, руководитель Корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко на круглом столе в газете «Известия в Украине») немедленно увидела в этом происки Москвы. Дескать, такое «украинофобско-антиевропейское» заявление Меркель прозвучало сразу после объявленной успешной встречи в Ганновере с президентом России Владимиром Путиным. Путин-де и настроил немецкую визави против европейского устремления строптивой «младшей сестры».
Может такое быть? Вполне. Обычная политическая мало, что сулящая благодарность за, возможно, вполне реальные экономические германо-российские договоренности Меркель – Путин. Но в глубинную «антиукраинскость Берлина» верится с трудом. Хотя бы потому, что с появлением на сцене геополитики политического украинства Украина, подтачивающая могущество России, – это всегда был не только австро-венгерский или польский проект, но и германский.
Вспомните, что по этому поводу говаривал создатель Германии Отто фон Бисмарк, видевший упадок Российской империи в отколе от нее искусственно созданной Украины. Или что делали его продолжатели в начале ХХ века (содержали на штыках и дойчмарках «дэржаву» гетмана Павла Скоропадского) и в годы Второй мировой войны (из Украины гитлеровцы хотели даже создать некое нерусское автономное образование, лишь бы только поссорить русских и украинцев).
Так что поговорит фрау и успокоится. Но говорить это она вынуждена. У нее скоро выборы, а немецкие избиратели в массе своей чутки к любому проявлению «недемократизма» и «авторитаризма» в чужих странах и потому могут прокатить политика, который поддерживает такие проявления где-либо. В том числе, и в Украине, новости из которой не уходят из немецких СМИ и периодически пугают бюргеров «всплесками авторитаризма» в «стране в центре Европы», где, оказывается, «хрупкую женщину» и по совместительству «последнюю надежду демократии» содержат в подвалах гестапо на шестом этаже харьковской больницы и, избив в пах, пытают изотопами, подмешанными в утреннюю баланду из черной икры и лобстеров. Конечно, это любого возмутит...
В пользу этого предположения говорят, кстати, и другие слова фрау Меркель, оставшиеся меньше замеченными рвущими на себе остатки волос политиками и евронастроенными информлизоблюдами-грантоедами, возопившими: «Все пропало! Точнее – пропало все, Европа отдаляется».
Никто никуда не отдаляется и никто никуда не приближается. Потому что Меркель сказала однозначно: установление тесных отношений с Украиной остается целью ЕС. А значит, и Германии. А значит, чтобы сблизиться, нужно готовиться и соответствовать. Что тут такого, чего не слышали в Киеве?
Поведение содокладчиц ПАСЕ (которая ничего не решает в принципе, а только создает фон) и канцлера Меркель – это проявление давно известной игры в «доброго и плохого следователей», в которую Европа играет с Украиной. Это действительно еврокачели из утешительных и уничижительных высказываний разной направленности и противоположного содержания, которые никуда не движутся, как и всякие качели. Видимость движения есть, а продвижения нет.
Это, кнут и пряник поочередно, если хотите, контрастный душ Шарко для (персонально) президента Януковича и всей украинской власти, когда врачи из Европы сменяющими друг друга струями воды разной температуры хотят как-то оздоровить организм. Украинский, разумеется. Одни хвалят и типа приближают, другие – одергивают и ругают. Зачем? А чтобы в Украине не дремали, а выполняли то, что типа обещали. И так было, есть и будет на всем нелегком пути украинской евроинтеграции. Если она, конечно, продолжится...
Не верите? Пожалуйста: не успели улечься страсти по поводу холодного «недружественного заявления» Меркель (17 апреля 2013 года), как уже на следующий день Украину окатили «горяченьким» – 18 апреля Европарламент дал согласие на вступление в силу Соглашения о внесении изменений в Соглашение между Украиной и Европейским Сообществом об упрощении оформления виз. Но в то же время одновременно продлил работу своей мониторинговой миссии во главе с экс-президентами Польши Александром Квасьневским и Европарламента Пэтом Коксом, которая должна изучать все случаи «зажима демократии» в Украине.
То есть евроинтеграция, судя по всему, будет продолжаться. Потому что парламент, несмотря на неадекватное поведение агрессивно-активных смерековых павианов из «Свободы» и импотентную рыхлость прочей оппозиции во главе с «Батькивщиной» и «УДАРом», в тот же день приняла два так называемых евроинтеграционных закона (№№ 2802 и 2802): об изменениях в закон о приведении национального законодательства в соответствие со стандартами криминальной конвенции о борьбе с коррупцией и об изменениях в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы относительно выполнения плана действий по либерализации Евросоюзом визового режима с Украиной.
Точно так же, как 22 марта Верховная Рада ратифицировала Соглашение между Украиной и Европейским Сообществом об упрощении оформления виз.
Украинская власть ответила на европряники своими благодарностями. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев в комментарии для СМИ заявил, что действия по облегчению визового режима со стороны Европарламента являются очередным шагом к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. И точно так же на своей странице в Facebook выступил премьер Николай Азаров, поприветствовавший и облегчение визового режима, и даже продление работы миссии Квасьневского/Кокса.
По словам Азарова, миссия «стала ценным и эффективным инструментом укрепления доверия между Украиной и ЕС в один из самых сложных периодов наших взаимоотношений. Миссия показала важную и конструктивную роль Европейского Парламента в развитии отношений между Украиной и ЕС».
«Верю, что совместными усилиями мы придем к подписанию Соглашения об ассоциации в Вильнюсе осенью этого года», – еще написал Азаров. Во как! А вы говорите: холодно на европейском направлении, холодно...
Следовательно, перед Украиной и ее властями, так стремящимися в Европу, по-прежнему остаются две главные задачи. Внутри страны делать все, чтобы соответствовать европейским стандартам. И не злить Европу и ее нервных демократично чутких политиков. Особенно собирающихся на выборы в своих странах (как Меркель).
Другими словами, «строить Европу в Украине» даже без формального вступления в ЕС. Звучит, конечно, как бред-заклинание, от частоты повторения и ничегонеделанья в этом направлении потерявшее первоначальный смысл, но сермяжная правда в нем все равно остается. Если хочешь в чужой монастырь, то не прись туда со своим уставом, а соблюдай тамошний. Европа это и талдычит Украине вот уже 22-й год подряд.
На внешней арене украинские певцы необходимости евроинтеграции должны всячески убеждать, что «пряников» и «горячих струй» в общении с Украиной должно быть больше, чем «кнута» и «холода». Потому что, отталкивая, можно и оттолкнуть.
А диаметрально противоположный лагерь и полюс интеграции – Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана – вот он, стоит, дожидается «неразумной Украины». И сулит всякие материальные блага, в которых так нуждается украинская экономика и на который так падки в силу ментальности шаровики-украинцы, убежденные, что раз они надели шаровары, то весь мир должен их за это подкармливать.
Другими словами, Киев должен убедить Брюссель, что даже маленькая формализация отношений Украина – ЕС (например, то же не сулящее членства в ЕС соглашение об ассоциации или даже обдирающее украинскую экономику, как липку, соглашение о ЗСТ) сделает необратимыми не только стремление в Европу, но и изменения в Украине по европейским меркам и стандартам. Мол, некуда будет деться: взялся за гуж, не говори, что не дюж, вы нас приблизили – мы будем стараться соответствовать. Тоже, конечно, не факт, но убеждать-то в этом можно, раз все время Украина что-то просит.
...А тут, похоже, Януковича еще и подталкивают сделать окончательный шаг в выборе вектора интеграции. Помилованный президентом экс-министр внутренних дел Украины Юрий Луценко бросил пробный шар или, если хотите, выставил рубеж – сообщил, что приснопамятная Тимошенко должна выйти на свободу 28 апреля, в Вербное воскресенье.
«Молния! У меня был телефонный разговор со Штефаном Фюле, он рассказал, что Янукович должен отпустить Юлию Тимошенко в Вербное воскресенье», – написал Луценко в своем микроблоге в социальной сети Twitter.
...И даже если верить словам Меркель о том, что выход/невыход Тимошенко на свободу не повлияет на скорость украинской евроинтеграции, то помилование экс-премьера действительно может означать, что президент Украины делает решительные шаги именно в Европу. Януковича о помиловании «Воны» не просил разве что совсем уж ленивый демократ. Вот только вчера более 20 народных депутатов-женщин подписали ходатайство о помиловании осужденной, и письмо «было принято к сведению».
10 апреля 2013 года об этом же просил Украинский Хельсинский союз по правам человека, в апреле 2012 года просили главы христианских церквей. Ну а сколько выпрашивали «Фри Юле!» разные европейские и американские политики разного уровня, и вспоминать не хочется.
И у Януковича действительно сформировался «портфель требований», который он может опорожнить одним махом. Какой это будет удар по его репутации – это тема отдельного разговора. Но вопрос в другом – только ли к Европе приблизит Украину освобождение Тимошенко? Ведь об освобождении экс-премьера просили и в Москве, ибо ее осуждение бросает тень на хозяина Кремля Владимира Путина. Он был вторым подписантом соглашения, за которое Тимошенко огребла семь лет тюряги. И не по-пацански, и не респектабельно все это как-то выглядело. «Кыця» – на нарах, а «всемирный мачо» наслаждается жизнью и строит империю...
...Так что еще надо будет крепко думать над тем, куда приблизится Украина, если Тимошенко забудет про ходунки и на радостях спляшет джигу на пороге харьковской больницы железнодорожников. Потому как политика – это качели. С кнутом и пряником в руке более сильного. Того, кто качели качает...
Владимир Скачко, Версии
Комитет