Версия для печати
СУД & ДЕЛО
ВАДИМ БОНДАРЕНКО: «СТАРЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ НАЛОГОВОЙ ОСТАВЛЕНЫ В ПРОШЛОМ»
Несмотря на то, что украинское налоговое законодательство признано одним из самых либеральных в мире, наше общество до сих пор считает, что налоговая служба и предприниматели - это антагонисты, о взаимопонимании которых говорить трудно. Но факты убедительно свидетельствуют от обратном: лед отчуждения тает, стереотипы ломаются, налоговые органы становятся для субъектов предпринимательской деятельности не врагами, а партнерами, между которыми ведется конструктивный диалог и достигается общая цель - эффективная работа на благо людей — всех и каждого.
Важным шагом на этом пути стал новый сервис - предоставление отчетности в электронной форме. Если раньше визит предпринимателя или бухгалтера к налоговому инспектору был процессом хлопотным как по времени, так и по нервным затратам - выстоять очередь, собрать справки, сдать отчетность - причем, для обеих сторон, то теперь все можно сделать, не покидая стен офиса. Так, как это принято в европейских странах. Об этом и многом другом на встрече с представителями малого и среднего бизнеса рассказал начальник Государственной налоговой службы Украины в Донецкой области Вадим Бондаренко.
Как опытный руководитель и профессионал своего дела, Вадим Бондаренко справедливо считает, что между налоговой службой и предпринимателями не должно быть стены непонимания, а обмен мнениями - необходимое условие успешного сотрудничества. Подобные встречи - это шаг вперед и навстречу друг другу. Рассказ о текущих переменах и новшествах работы ГНС был первым блоком выступления Вадима Бондаренко, а открытый и честный диалог о проблемах и пожеланиях предпринимателей стал его логическим продолжением
Прощай, бумага!
Официально тема мероприятия, проходившего в стенах Ворошиловского районного совета Донецка, звучала солидно и внушительно – «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса за счет усовершенствования налогового законодательства и введения электронных сервисов». А образно и естественно его можно назвать именно «Прощай, бумага» - почти как в романе «Прощай, оружие» и ничуть не погрешить против истины.
Вадим Бондаренко уверен, что отказ от традиционной (т. е. бумажной) формы документооборота - это давно назревшее решение, которое и современно, и практично, и удобно для обеих сторон. На важности построения партнерских взаимоотношений между налоговой службой и плательщиками налогов Вадим Бондаренко постоянно акцентировал внимание аудитории в ходе своего выступления. Именно на это были направлены все те преобразования, которые внедряла ГНС на протяжении всего 2012 года, и сейчас не собирается останавливаться на достигнутом. Пальма первенства в апробировании электронных сервисов принадлежит налоговой инспекции Калининского района Донецка. Здесь был открыт первый сервисный центр на Украине, которыми сегодня охвачен весь город. А скоро и для всей страны подобная инновация станет вполне привычной и обыденной частью рабочего процесса.
Глава областной налоговой инспекции Вадим Бондаренко лично участвовал в запуске «пилотного проекта», и не просто наблюдал за происходящим, а общался с людьми, отвечал на их вопросы, выслушивал мнения. Ни одного негативного отзыва не поступило. О проблемах, с которыми сталкиваются украинские предприниматели, Вадим Вячеславович знает не понаслышке. Ему хорошо известны не только беды и чаяния украинских бизнесменов, но и типичные примеры некорректности поведения некоторых должностных лиц налоговой службы, из-за чего возникала напряженность и недоверие в отношениях «инспектор-бухгалтер». Исключить так называемый человеческий фактор и покончить с очередями поможет новый сервис – предоставление отчетности в электронном виде. Отсутствие прямого контакта с налоговым инспектором поможет плательщику избежать и психологического напряжения, и существенно сэкономить время и силы. Кроме того, исключаются любые коррупционные риски. Ничего не скрывая, прямо говоря обо всем, Вадим Бондаренко честно озвучил тот факт, что до недавнего времени выдача справки об отсутствии у предприятия задолженности выдавалась по закону в течение двух недель, но кому надо было получить ее срочно - пытался «простимулировать» процесс.
- Любой добросовестный руководитель очень тщательно подбирает кадры для своего предприятия или организации, но, как ни один из вас, сидящих здесь, не может на сто процентов поручиться за честность, неподкупность и порядочность каждого своего сотрудника, так и я не могу знать о степени моральной чистоплотности каждого налогового инспектора Донецкой области, - сказал Вадим Бондаренко, - тем важнее теперь иметь информацию с мест и оперативно реагировать на любой случай недопустимого поведения работника налоговой в отношении предпринимателей. В нашей работе нет мелочей. Поэтому механизм взаимоотношений должен работать четко, слаженно и безупречно. Бюрократизм и высокомерие, волокита и поборы - все это останется грузом прошлого. Наше настоящее и будущее - это скорость принятия решений, точность и интеллигентность в методах работы. Этого требуют и наше время, и наши люди.
На сегодняшний день, 90% подразделений налоговой службы области практикуют электронную форму приема отчетности, однако останавливаться на достигнутом Вадим Бондаренко и его подчиненные не намерены – в самое ближайшее время и оставшиеся 10 процентов вольются в строй. Но кто бы мог подумать, что в самом начале своего становления этот проект встретил весьма жесткий и категоричный протест со стороны предпринимателей и бухгалтеров! «Не надо нам никаких электронных форм, мы, как обычно, на бумаге принесем!» – говорили люди, постоянно сетующие на то, как утомительно каждый месяц ходить в налоговую с кипой бумаг. Что ж, тут ничего удивительного нет – человеку свойственно опасаться нового, а задача новатора – преодолеть сопротивление. Впрочем, Вадим Бондаренко считает, что кроме страха перед новшеством, здесь сыграл роль еще один фактор:
- К сожалению, - говорит он, - наш народ привык думать, будто получая что-то хорошее без малейших затрат, впоследствии за это придется как-то расплачиваться, и люди не успокоятся до тех пор, пока не выяснят, где же таится подвох. Однако не прошло и пяти месяцев, как без малейшего давления с нашей стороны, без каких бы то ни было призывов и агитации плательщики стали сознательно и активно использовать электронную форму отчетности.
Сам же бланк для электронной отчетности полностью дублирует свой бумажный прототип, однако у него есть главное преимущество – в программу специально заложена функция автоматического исправления ошибок, которые может допустить бухгалтер, и тем самым навлечь и на себя, и на предприятие множество проблем, включая серьезные штрафы.
Не меньшую бурю эмоций вызвала у плательщиков необходимость приобретения электронных ключей у частных фирм. Для крупных предприятий это проблемы не составило, а вот средний и малый бизнес взбунтовались, поскольку сумма, которую необходимо было выложить за ключ, наносила удар по их бюджету. Узнав о недовольстве, по поручению президента в рамках программы «Назустріч підприємцям» глава ГНС Украины Александр Клименко распорядился о том, чтобы ключи выдавались бесплатно, а пункты по их выдаче открывались повсеместно на всей территории страны.
Также с начала нынешнего года технический прогресс коснется и деклараций о доходах физических лиц, которые тоже будут приниматься в электронной форме. Пока такое направление не очень популярно в Донецкой области, но ведь это только начало! По той же схеме можно получить теперь и свидетельство плательщика НДС. Еще одно нововведение – мониторинг кассовых операций с помощью электронной ленты, которая в конце рабочего дня отправляется в налоговую службу. Такой эффективный комплекс мер и нового управления позволил уже в 2012 году снизить количество проверок предприятий на 30%.
Держать руку на пульсе Поскольку пока еще не все налоговые подразделения Украины полностью отказались от старых форм работы, и не все сферы, где пересекаются предприниматель и налоговик, компьютеризированы, человеческий фактор, о котором говорил Вадим Бондаренко, рано сбрасывать со счетов. Поэтому был создан сервис «Пульс налоговой». Он направлен на то, чтобы преодолеть коррупцию и пресечь другие нарушения в работе налоговых инспекторов, о чем плательщик может сообщить, позвонив по телефону горячей линии, и ни одна жалоба не останется без внимания. Однако едва новый сервис начал работать, некоторые, скажем так, смекалистые предприниматели решили, что настал их звездный час. Если раньше налоговики не давали им жить спокойно, то теперь-то они сами будут из них веревки вить. Чуть что не так – «Смотри, в «Пульс налоговой» позвоню! Сам министр жалобу рассматривать будет!». Нельзя сказать, что такие случаи давления на сотрудников налоговой службы приняли массовый характер. В основном, поступают вполне объективные жалобы, однако нередки случаи, когда ничем не обоснованный, тотальный ужас украинских предпринимателей перед работниками налоговых органов приводит к просто комичным ситуациям.
- Как-то раз, рассматривая жалобу по поводу вымогательства, я связался с предпринимателем, от которого она поступила, - рассказал Вадим Бондаренко, - Однако выяснилось, что денег налоговый инспектор у него требовать просто не мог, поскольку они даже не общались!
«Раз вызывают в налоговую, значит, денег хотят, что им еще может быть надо!» - решил мужчина и тут же принялся набирать телефон горячей линии. А на самом деле принести две-три необходимых справки – вот и все, зачем его просили прийти.
В завершение встречи Вадим Вячеславович подробно и обстоятельно ответил на вопросы присутствующих. Мы же, со своей стороны, поинтересовались мнением предпринимателей относительно новых сервисов и ни одного негативного отзыва не услышали. Буквально все, кого нам удалось опросить, сошлись во мнении, что нововведения, о которых шла речь, существенно облегчают работу и способствуют установлению доверительных отношений между налоговой службой и предпринимателями.
Чтобы не быть голословными, давайте послушаем, что говорят люди.
Татьяна Волкова, бухгалтер ООО «Trade-st»: - С введением электронной формы отчетности у меня буквально гора с плеч свалилась. Не нужно больше тратить время на поездки в налоговую, таскать с собой ворох бумаги, выстаивать очереди - все это так изматывает! А если, не дай бог, еще ошибку допустишь, это вообще ужас! А теперь не работа, а сплошное удовольствие.
Игорь Никифоров, финансовый директор СП «Девайс»: - Очень приятно видеть во главе Областной налоговой инспекции молодого, прогрессивного человека, не стесняющегося говорить правду и слышать ее в ответ. А еще радует то, что перед нами действительно новатор, который не боится трудностей, неизбежно встающих на пути у любого нового проекта, и заражающий своей уверенностью окружающих. В ходе этой встречи действительно проникся уважением к Вадиму Бондаренко. Если такие руководители будут появляться повсеместно, то очень скоро мы увидим совершенно другую налоговую. Справедливости ради отмечу, что я вижу прогрессивные изменения и сейчас: электронная форма отчетности - это быстро и удобно, а работники налоговой службы оказывают необходимую консультационную поддержку в доброжелательной форме и готовностью помочь и разобраться. Трудно поверить, что нервотрепка осталась в прошлом, но это действительно так.
Анна С., владелица торговой точки: Бизнес у меня не большой, поэтому держать в штате бухгалтера у меня нет возможности. Приходится все делать самой - и отчеты составлять, и возить их в налоговую. Поначалу я была одной из тех, кто воспринял текущие новшества скептически, и даже негативно, с опаской. Мало ли, что будет с этим электронным отчетом, ничего ведь не проконтролируешь! Другое дело - бумага. Тут все ясно и понятно, и, в случае чего - всегда все можно перепроверить и исправить. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что электронная форма отчетности предполагает исправление ошибок! Это же так удобно, особенно мне - я ведь не бухгалтер по основной специальности! А сегодня, придя на встречу, была приятно удивлена общением с Вадимом Вячеславовичем. Ожидала увидеть скучного чиновника, а тут умный, импозантный мужчина, досконально знающий свое дело, стремящийся развивать и совершенствовать не только собственный профессионализм, но и всю сферу, которую он возглавляет. На все свои вопросы я получила исчерпывающие ответы и считаю, что их надо проводить регулярно, чтобы мы получали информацию от первых руководителей и могли ей оперировать в своей работе. Екатерина МИХАЙЛОВА Фото автора Версия для печати Обсудить на форуме (0) |