По большому счёту итоги выборов в бундестаг сенсацией не стали. Ангела Меркель вырвала победу и останется канцлером Германии ещё на четыре года. Социал-демократы на втором месте. Две партии-аутсайдеры прошлых выборов – либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) и антииммигрантская «Альтернатива для Германии» – на этот раз уверенно и с хорошим запасом преодолели 5%-й барьер. Эти партии сделают парламент более пёстрым в сравнении с прошлой легислатурой (см. рис.)
Распределение мест в бундестаге по предварительным итогам выборов
Однако несколько сюрпризов политикам избиратели всё же преподнесли.
Главное – масштаб потерь обеих партий, стоявших у руля с 2013 года (см. рис.). Таких потерь в Германии не ждали и не предсказывали. По официальным предварительным данным, для ХДС/ХСС это худший показатель за всю историю ФРГ (за единственным исключением у демохристиан – 31% в 1949 г.).
Сравнение итогов 2013 и 2017 гг.
Выборы также показали, что прогнозы на основании опросов не слишком надежны – и это ещё один сюрприз от избирателей, которые, кстати, оказались более дисциплинированными, чем ожидали социологи: к избирательным урнам пришли более 76% из 61,5 миллионов избирателей (на прошлых выборах 71%).
По опросам всё шло к тому, что с некоторыми изменениями будет воспроизведен итог выборов 2013 года, но на деле вчерашние результаты «народных партий» больше всего похожи на 2009 год: тогда ХДС/ХСС получили 34%, СДПГ – 23%. Аналогия с 2009 годом не случайна. «Большая коалиция», правившая в 2005-2009 гг., была устранена избирателем под влиянием глобального финансово-экономического кризиса, из-за которого ВВП Германии сократился на 400 млн долл.; в результате сокращения производства и волны банкротств за 11 месяцев перед выборами без работы остались 3,2 млн человек.
Те низкие результаты, которые правительственные партии получили на выборах 24 сентября – это реакция общества на другой кризис, который весь политический класс предпочитает не замечать. А некоторые его представители и вовсе считают этот кризис благом для Германии с её низкими демографическими показателями при высоких социальных стандартах. Речь идёт о миграционном кризисе. Его ведущие партии считают преодолённым, но с этим, как со всей определённостью показывают выборы в бундестаг, немецкий избиратель не согласился. Иначе не стала бы «Альтернатива для Германии» (АдГ) третьей политической партией страны.
В Саксонии (центр земли – Дрезден, население 4 млн человек) АдГ, набрав 27% голосов избирателей (максимальный показатель в округе Швейцарские Восточные Рудные горы, 35,5%), опередила всех. По восточным землям в целом (бывшая ГДР) «Альтернатива» опередила социал-демократов и выдвинулась на второе место после ХДС. В северной земле Мекленбург-Передняя Померания АдГ получила 18,6% голосов, улучшив свой результат прошлогодних земельных выборов (13%). Итоговый показатель АдГ на выборах в бундестаг был бы ещё выше, если бы германская пропагандистская машина не обрушила на эту партию всю свою мощь.
Лидеры «Альтернативы» прекрасно знают, что у них нет шансов войти в правительство (во всяком случае, на сегодняшний день) и уже пообещали, что в бундестаге зададут жару правящей коалиции.
Заметные различия в голосовании «старых» и «новых» земель (бывших ФРГ и ГДР) показывают, что полного единства Германия так и не достигла, хотя после объединения прошло почти 27 лет. И не стоит приписывать востоку «тяжёлое ментальное наследие социалистического прошлого». 27 лет – солидный срок, за который выросло новое поколение, воспитанное на презрении к этому прошлому, а старшие поколения в своё время отреклись от социалистической идеологии. Кроме того, АдГ добилась хороших показателей не только на востоке, но и на юго-западе Германии, прежде всего в Баварии, Баден-Вюртемберге, Рейнланд-Пфальце и Гессене.
Две оппозиционные партии – зелёные и Левая – на фоне провала партий правительственной коалиции несколько улучшили свои результаты. При этом Левая партия заметно сдала свои позиции на востоке – там, где прежде ей хотелось стать «народной» партией. Если её результат на выборах в бундестаг 2013 г. составил 22,7%, то теперь – 16,2%. В то же время Левая укрепляется на западе страны. Уже не только в Сааре (это родина одного из основателей Левой Оскара Лафонтена), но и в некоторых округах Северного Рейна-Вестфалии, Гессена, в Бремене. Даже в Баден-Вюртемберге и Баварии есть округа, где Левые получили больше 10% голосов.
А теперь по самому злободневному вопросу о составе будущего федерального правительства. Чтобы сформировать правительство, нужно иметь в бундестаге абсолютное большинство, то есть более 355 депутатских мест. Исходя из этого, а также исключая АдГ (все остальные партии заявили о категорическом отказе вступать с ней в коалицию), видим, что невозможны следующие конфигурации: 1) руководившая страной в 1998-2005 гг. коалиция СДПГ и зелёных (в скобках укажем, сколько мест не хватает – в данном случае 135), даже если подключить к этой паре Левую партию (66); 2) вариант, за который высказывался Герхард Шрёдер – СДПГ, зелёные и СвДП (55); 3)ХДС и зелёные (42); 4) вариант, именуемый «браком по любви» ХДС и СвДП (29).
Результаты голосования показывают, что реальны лишь варианты продолжения «большой коалиции» или невиданное ранее правительство в составе ХДС/ХСС+зелёные+либералы (по цветам этих партий так называемая Ямайка). Зелёные, не кокетничая, заявили, что ждут предложений, а либералы изначально держали курс на коалицию с демохристианами. С этим составом коалиции одна загвоздка: противоречия между потенциальными младшими партнёрами ХДС. Вообще-то, они друг друга на дух не переносят, но чего не сделаешь ради власти. И большинство экспертов сходятся во мнении, что такая коалиция наиболее вероятна.
А СДПГ пока заявляет о намерении уйти в оппозицию – так, как это случилось в 2013 году. И с тем же прицелом: вернуть доверие избирателей, критикуя правительство, чтобы в 2021 г. вернуться во власть. Логика не слишком убедительная: что мешало социал-демократам отстаивать свои социал-демократические принципы, пока они были в правительстве?
Можно уверенно сказать, что не только размер минимальной оплаты труда, пособий по безработице, состояние образовательной системы, туманные перспективы пенсионного обеспечения и уход за стариками волнуют немецкого избирателя. Ему, как показал впечатляющий рывок «Альтернативы для Германии», важно сохранить будущее богатой немецкой культуры и безопасность на улицах немецких городов. Захочет ли новое правительство услышать эти требования, покажет будущее. Либералы склонны подходить к проблемам без сантиментов, из расчёта выгод и потерь. А зелёные говорят, что без ислама в Германии было бы скучно. Что ж, дело вкуса.
Источник: Наталия Меден, «Фонд Стратегической Культуры»