ТРАМП И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ В АМЕРИКЕ


11.11.2016 12:02

Провалившееся со своими прогнозами на американские выборы экспертное сообщество лихорадочно ищет сейчас глубокомысленные объяснения того, почему всё-таки не смогла победить Хиллари Клинтон. А главная причина одна. Тот антисистемный протест, под знаком которого прошёл весь цикл президентских выборов в США, 8 ноября достиг своей кульминации. 

Народ Америки не только разочарован в структурах власти, пытающихся отождествлять собственные потребности с интересами всей страны, но он ещё перестал верить неотъемлемым от этой системы информационным гигантам. Трамп ведь боролся не просто с политическими противниками, в том числе из рядов собственной партии, перебежавшими к Клинтон. Ему противостояли основные СМИ, включая, по подсчётам, 50 ведущих газет и журналов Америки и практически все главные телеканалы. Сложно представить, как удалось Трампу пробиться через это направленное против него «единомыслие». Видимо, сработал известный многим народам инстинкт сочувствия к «одному против всех», этакому Полу Баньяну из американского фольклора. Низкая эффективность традиционных медиа говорит также о том, что они сдают свои позиции в пользу Интернета и других более современных коммуникационных средств. Эту технологическую революцию Трамп, похоже, также уловил лучше других.

Нельзя исключать, что одними из первых революционных шагов нового президента станут меры по расчистке американского информационного пространства. В своей программе «Первых ста дней» Трамп уже объявил, что будет бороться с теми, кто «стараются заглушить голос американского народа». В качестве примера сращивания крупного капитала со средствами воздействия на общественное мнение он привёл сделку по покупке концерном AT&T компании Time Warner, владельца CNN и многих других медиаактивов. Трамп заявил, что, став президентом, он эту сделку не одобрит, потому что «она приведет к чрезмерной концентрации власти в одних руках». Аналогичная ситуация с Amazon, которому принадлежит Washington Post и которое при этом избегает уплаты больших налогов. Ещё один пример - телеканал NBC, приобретая который компания Comcast тоже «концентрирует в своих руках излишнюю власть». Этим список не исчерпывается. По мнению Трампа, получается одна большая структура, которая внушает избирателям, что им думать и что делать, отравляя тем самым сознание людей. Такие сделки «губят демократию», и администрация Трампа собирается их отменить.

В изданиях, которые могут быть затронуты этими преобразованиями, настроения близки к паническим. Опускается престиж - падают акции. Весьма своеобразно ведёт себя в этой обстановке, например, The Washington Post. Она опубликовала статью, в которой вину за всю грязь и профессиональное убожество, которые заполоняли страницы американских газет, включая её собственные, возложила на… Россию. В статье утверждается, в частности, что «с хакерами, сливающими электронные письма, с обзывающимися троллями, которые наводнили разделы комментариев, и главными дипломатами, которые разговаривают как в раздевалке, Россия уже внесла заметную лепту в то, чтобы задать отвратительный тон президентским выборам в США». То есть для плохих танцоров, которым что-то мешает, Москва превратилась в универсального «козла отпущения». 

The New York Times до такого не додумалась и пребывает в прострации, утверждая, что свершилась «неправдоподобная фантазия» и что «США стоят на краю пропасти». Можно, однако, согласиться с этим изданием в том, что на выборах Трамп применил «прием дзюдо: использовал вес самодовольного истеблишмента против него самого».

Телеканалы перестраиваются быстрее. Они ещё не поют дифирамбы Трампу, но от многих прежних оценок воздерживаются. Им проще – показывают картинку с места событий, а комментариев избегают. Экспертам, за которыми не стоят мощные организации и компании, сложнее – им надо реагировать мгновенно. Ещё вчера они подвергали Трампа анафеме, а сегодня число его «давних» сторонников стремительно растёт, и здесь доминирует одна тема. Если новый президент хочет, чтобы его политика была успешной, то он должен советоваться с ними «незаменимыми», в противном случае его ожидает провал. Желающих подставить Трампу свои мощные плечи и головы, которые уже доводили Америку до авантюр, достаточно много. От того, насколько этим «вечным гуру» удастся навязать себя Трампу и в какой мере он сумеет ввести в свой аппарат новых людей, в немалой степени зависит, будет ли избранный глава Белого дома следовать обещанным им курсом. Наиболее воинственные из них - неоконы типа Уильяма Кристолла - уже поглядывают в сторону будущего вице-президента Майка Пенса, надеясь сделать его проводником своего влияния на Трампа.

За пределами Америки чемпионом по нелепости реакции на победу Трампа следует, пожалуй, признать президента Франции Франсуа Олланда. Он оказался совершенно не готов к поражению Клинтон и произнёс нечто такое, что плохо вяжется не только с французской галантностью, но и со здравым смыслом. «Американский народ только что высказал свое мнение… Он выбрал Дональда Трампа президентом Соединенных Штатов, — выдавил из себя Олланд и добавил со вздохом, — и поскольку между главами демократических государств принято поздравлять друг друга, то я его поздравляю». То есть от себя лично он бы этого никогда не сделал. «Данные выборы открывают период неопределённости, - добавил Олланд,  я должен сказать  об этом со всей ясностью». Наверное, после такого «тёплого приветствия» ему трудно будет рассчитывать на контакты с Трампом. Впрочем, времени для этого у него, возможно, и не останется.

Фаворит будущих президентских выборов во Франции в апреле-мае 2017 года, бывший президент Николя Саркози уже практически празднует победу и не скрывает радости по поводу избрания Трампа. Саркози подчёркивает, что итоги американского голосования означают «отказ от единообразного мышления» в вопросах торговли и иммиграции. С такими лидерами, как Дональд Трамп в США и Владимир Путин в России, Франция тоже должна быть ведома сильным лидером – теперь «не будет места беспомощности и слабости».

Рациональная Ангела Меркель в Берлине, конечно, не позволила себе олландовских эмоций, отреагировав на победу Трампа по протоколу. Однако заметно, что и у неё возникло беспокойство за свою будущую политическую судьбу. Перемены в Вашингтоне могут негативно отразиться на перспективах возглавляемой ею ХДС на выборах в бундестаг осенью 2017 года. При этом Меркель заимствовала проигрышный тактический  приём Клинтон. Так, по сообщению немецкой деловой газеты Handelsblatt, она вдруг заявила, что немцы «уже сейчас имеют дело с интернет-атаками русских хакеров и с новостями российских СМИ, которые несут ложную информации». По её словам, «это может повлиять на выборы в Германии в следующем году». Вряд ли тактика таких нападок, которая не принесла успеха Клинтон, чем-либо поможет Меркель.

Принято писать, что победу Трампа, в первую очередь, приветствуют крайне правые во всём мире. Это упрощение. В Америке немало противников Трампа, недовольных его примирительными речами в отношении России и склонностью к невмешательству в дела других, но скорее определённые надежды с ним связывают те, кого называют традиционалистами. В каком-то смысле явление Трампа - это консервативная революция американского и мирового «мейнстрима» против агрессивно навязываемой ему власти меньшинств.  Статистика показывает: большинство основного населения США за Трампа, основные меньшинства – за Клинтон. А демократия всё-таки – это политический режим, при котором власть принадлежит большинству. Как поведёт себя в данном вопросе Трамп, скоро увидим. 

Источник: Дмитрий Минин, «Фонд Стратегической Культуры»

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/160783/
© 2006-2008, komitet.net.ua