Я уже неоднократно отмечал, что современная финансовая система построена на дешевом кредите. Соответственно, самая большая ценность в ее рамках - это доступ к наиболее дешевому кредиту, именно этот доступ и должен «продаваться» как самый дорогой продукт. При этом цена доступа - качественное исполнение принципов и правил системы, любая попытка «фронды» тут же ведет к затруднениям в получении кредита.
Соответственно, имеет место сложная и эшелонированная система доступа к нему. Для того, чтобы обеспечить себе дешевый кредит, нужно получить высокий рейтинг от аффилированных с системой специализированных агентств. Для этого нужно получить хорошие показатели от не менее аффилированных аудиторских компаний.
Что, в свою очередь, требует выполнения указаний от входящих в систему консалтинговых компаний. В общем, так просто до дешевого кредита не добраться, тут играют только свои.
Но сегодня ситуация принципиально меняется. Единой мировой финансовой элиты больше не существует, значит, должна рухнуть и система доступа к дешевому кредиту. Точнее, поддерживать ее больше не имеет смысла, поскольку доступ к эмиссии определяется сегодня государствами, у которых есть свои механизмы для принятия соответствующих решений. Однако совсем разрушать старую систему пока рано - поскольку в противном случае последует жесточайший обвал.
С другой стороны, на структуры, которые раньше занимались контролем доступа к дешевому кредиту, можно, хотя бы частично, возложить вину за сложившиеся неприятности. В общем, тут есть масса возможностей, некоторые из которых, безусловно, реализуются.
В частности, можно отметить, что министерство юстиции США объявило о намерении направить в суд иск с требованием установить ответственность международного рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P) за публикацию якобы недостоверных оценок выпущенных в 2007г. финансовых инструментов, связанных с ипотечными долговыми бумагами. Речь идет о долговых обязательствах, обеспеченных залогом (CDO), которые были выпущены в преддверии финансового кризиса, сообщает Reuters.
Понятно, что сам по себе такой иск сильно бьет по всей системе рейтингов и, в некотором смысле, полностью закрывает соответствующие институты как «сакральные» объекты (в рамках современной финансовой системы, разумеется), которые не могут ошибаться. Если на эти агентства можно подавать в суд одним, то можно и любым другим, и тут уже не отобьешься, хотя в данном конкретном случае представители S&P заявили, что готовы защищаться в суде, а документы представителей Министерства юстиции не будут "содержать абсолютно никакой фактической или юридической обоснованности".
Отметим, что власти США давно угрожали рейтинговым агентствам, но тут перешли от слов к делу. Думается, что результат процесса предопределен, хотя сам по себе он может быть вполне занимателен.
Не забудем, что хотя рейтинговых агентств как минимум три основных, именно S&P в августе 2011г. впервые в истории снизило суверенный кредитный рейтинг США на одну ступень с наивысшей отметки AAA до уровня АА+. Власти США тогда резко раскритиковали решение S&P, обвинив агентство в необъективности и предстоящий процесс может быть, в некотором смысле, ответом на это проявление «недоброжелательности».
Однако нашей целью является не столько изучение отношений властей США к отдельным структурам в том числе - рейтинговым агентствам, сколько изучение вопроса о том, как будет меняться финансово-экономическая система.
Предстоящий судебный процесс практически полностью закрывает возможности реанимации и развития старой системы - я уже говорил, что сама возможность предъявления исков по рейтингам делает ее практически бессмысленной. То есть ее ждет агония, более или менее быстрая. Кто, кому и как тут будет предъявлять претензии с точки зрения системности не очень принципиально, а вот какая альтернатива?
Если речь идет об административных решениях по доступу к эмиссионным деньгам, то тут ясно только одно - такие решения будут приниматься исключительно на национальном уровне (в отличие от предыдущей системы, которая была глобальной).
А отсюда немедленно следует, что распад мира на валютные эмиссионные зоны неизбежен - поскольку ни одно более или менее серьезное правительство не допустит, чтобы национальные институты лишились дешевого кредита. Только одни будут строить свои зоны, а другие - пытаться присоединиться к соседним, более удачным соседям.
Еще одна интересная тема - смена системы перераспределения прибыли между различными отраслями. Сегодня структура себестоимости конечного изделия (или услуги) определяется, во многом, если не в большинстве, кредитными институтами. Но как только их роль начнет падать, будет меняться и система перераспределения добавленной стоимости (то есть прибыль) по производственной цепочке. При этом не исключено, что в разных регионах мира это перераспределение пойдет по разным моделям (как была совершенно различной система себестоимости в СССР и США).
Еще один вопрос - безработные и «средний» класс. Финансовые и консалтинговые институты сформировали вокруг себя (в том числе, за счет своего собственного спроса) значительную часть «среднего» класса в развитых странах. Что будет с этими людьми дальше, по мере того, как их услуги будут не нужны в принципе, поскольку изменится экономическая модель?
Если обычный кризис мог бы уменьшить финансовый сектор процентов на 20-30, то здесь речь идет о радикальной смене модели - при которой сокращение может составлять и 90 и 95% от нынешнего состава отрасли. Это дело настолько серьезное, что для его урегулирования потребуется принятие серьезных политических решений - к которым, как понятно, сегодня никто не готов.
В общем, это только кажется, что речь идет об обычном судебном процессе ... На самом деле мы видим принципиальное изменение всей привычной картины мира.
Михаил Хазин, Однако