ГОД ВПУСТУЮ: УКРАИНА ОСТАЕТСЯ НА ИНТЕГРАЦИОННОМ ПЕРЕПУТЬЕ


27.12.2012 13:57
Накануне и после несостоявшегося визита украинского президента в Москву, здесь прошли важные встречи и приняты значимые решения в развитии Таможенного союза. Не исключено, что Виктор Янукович мог принять участие в одной из них. Но состав нового украинского правительства, в частности его внешнеэкономического направления, отчетливо демонстрирует приоритеты Киева.

17 декабря по результатам заседании Совета Евразийской экономической комиссии были приняты решения в сфере торговли, конкуренции и антимонопольного регулирования, инфраструктуры, технического регулирования. Два из них напрямую задевают отраслевые вопросы деятельности и внешнеэкономического сотрудничества таких важных сфер хозяйства Украины, как тяжелое машиностроение и автомобилестроение, где заняты сотни тысяч рабочих и инженеров.

 

Совет ЕК принял решение о продлении срока действия нулевой ставки ввозной пошлины в отношении отдельных видов железнодорожных вагонов по 31 декабря 2014 года включительно.

Как известно, у украинских производителей литья для вагонов в уходящем году возникли проблемы на рынке стран ТС. Российские железные дороги приостановили эксплуатацию более 80 тыс. грузовых вагонов производства
«АзовЭлектроСтали» и Кременчугского сталелитейного завода в связи с частыми поломками, приведшими к авариям.

 

Как теперь будет развиваться украино-российское сотрудничество в этом секторе – неизвестно. Украинские и российские предприятий здесь являются прямыми конкурентами, в частности «Уралвагонзавод» и тот же Крюковский вагоностроительный завод. По оценкам экспертов, на украинские вагоны пришлось в 2011 году 40-50% всех закупок новых вагонов в России.

Еще одно важное решение комиссии касается автомобилестроения, что довольно чувствительно для Украины ввиду
«утилизационной войны», которая, судя по заявлениям профильного украинского экс-министра Петра Порошенко (сейчас перешел работать в Верховную Раду), закончилась перемирием и готовится «формальное подписание соглашения».

 

Ссылаясь на решение от 20 июля 2012 года «О ввозе отдельных категорий товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан в Российскую Федерацию», Совет ЕК рекомендует правительствам сторон до конца текущего года разработать и утвердить подходы по осуществлению согласованной промышленной политики в сфере автомобилестроения.

 

Речь идет о подготовке эффективных решений в развитии автосборочных производств в ЕЭП; локализации, в том числе за счет использования автокомпонентов, произведенных в других государствах-членах ТС; единых подходах к стандартизации, которые, кстати, соответствуют мировым тех- и эко- нормам.

Уже 19 декабря главы государств-участников Таможенного союза и Единого экономического пространства Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин приняли участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета. Помимо темы развития интеграции в целях формирования Евразийского экономического союза к 2015 году, обращает на себя внимание решение о начале проведения переговоров с Социалистической Республикой Вьетнам по заключению Соглашения о зоне свободной торговли.

Кстати, о торговле. Согласно только обнародованным данным, у всех троих стран ТС сальдо внешней торговли имеет приличные положительные показатели. У Белоруссии – свыше 10, Казахстана – 50, а РФ – 150 млрд. долл. США за январь-октябрь 2012 года.

 

А объем взаимной торговли между Россией и Белоруссией за этот же период составляет 36,6 млрд. долл. США. Для сравнения товарооборот между Украиной и РФ за 9 месяцев уходящего года составил всего 33,5 млрд. долл. США.

Сегодня Таможенному союзу, за счет унификации технического, санитарного и фитосанитарного регулирования, транспортного контроля и отмены административного контроля на границе по сути дела удалось сформировать единый рынок товаров в рамках объединения. Задача на 2013 года - формирование единого рынка услуг и капитала.

 

На фоне сближения экономик соседних стран Украина продолжает болтаться в межинтеграционном пространстве. В ходе заседания Совета регионов 25 декабря Виктор Янукович вновь провозгласил европейский вектор целью внешнеполитической интеграции. Несмотря на то, что согласно повестке дня февральского (2013 года) саммита Украина-ЕС , который запланирован, подписание соглашения о Зоне свободной торговли предусмотрено лишь в конце следующего года.

Владимир Путин довольно прямо и откровенно констатирует:
«сейчас украинские партнеры ищут выход из ситуации: они в поиске таких форм сотрудничества с Таможенным союзом, которые были бы приемлемы для Украины, но вписывались в те правовые нормы, которые положены в основу функционирования этого интеграционного объединения».

О своих приоритетах украинская власть заявила недвусмысленно. На должность главы Минэкономразвития и торговли назначен председатель совета Нацбанка, народный депутат Игорь Прасолов, который в последние годы до прихода в политику повышал капитализацию ведущей отечественной ТНК – СКМ.

 

Несмотря на то, что ему по долгу службы придется формировать принципы экономического сотрудничества с Таможенным союзом, свою позицию в этой сфере он до сих пор не очертил. Министра интересуют рынок ценных бумаг, банковская и инвестиционная деятельность, возобновление сотрудничества с МВФ, а также «снижение уровня долларизации экономики». 

Юрий Тюрдьо, Однако

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/97033/
© 2006-2008, komitet.net.ua