ГАЗОВЫЙ МИРАЖ ВОЯЖА В ЭМИРАТЫ


03.12.2012 11:40

25-28 ноября президент Украины Виктор Янукович посетил с официальным визитом Объединенные Арабские Эмираты и Государство (эмират) Катар. Формально, визит был посвящен попыткам украинской стороны привлечь инвестиционный интерес арабских бизнесменов к перспективным, по мнению Украины, направлениям украинской экономики: высокотехнологическим отраслям производства, компьютерным технологиям, инфраструктуре, сельскому хозяйству, науке, строительству, образованию и туризму.

 

В результате визита президента Украины в эти страны был подписан ряд двухсторонних договоров, соглашений и меморандумов. Однако большая часть их хоть и важна для межгосударственных отношений, но отнюдь не обещает больших инвестиций в украинскую экономику.

 

Например, между Украиной и ОАЭ был подписан ряд договоров о взаимной правовой помощи в криминальных, гражданских и коммерческих делах, о выдаче правонарушителей, о сотрудничестве в сфере высшего образования, научных исследований и спорта. В Катаре с еще меньшим энтузиазмом отнеслись к подписанию разнообразных договоров и ограничились лишь Меморандумом о взаимопонимании между Торгово-промышленной палатой Катара и Госагенством по нацпроектам Украины.

 

Пожалуй, единственным реальным результатом всех этих встреч стала договоренность о том, что ОАЭ уже в ближайшее время откроют на Украине свое посольство. До настоящего времени дипломатические контакты шли через посольство Объединенных Арабских Эмиратов в Москве.

 

Однако даже пересичному жителю благословенной Украины было ясно, что реальной целью этих визитов украинского президента была «энергетическая» тематика. Об этом во время вояжа в эмираты все время говорил и сам Янукович. Так основными темами беседы президента Украины с журналистами арабского телеканала «Аль-Джазира» являлись проблемы в украинско-российских газовых отношениях, а также вопросы украинской внутренней и внешней политики.

 

Да и то, что центральным проектом, к сотрудничеству в котором склонял украинский президент своих коллег из Катара и Эмиратов был СПГ-терминал, явно не было случайностью. Причем во всех своих выступлениях Янукович подчеркивал, что Украину этот проект интересует, прежде всего, как элемент усиления энергетической безопасности: «Этот проект имеет стратегически важное значение для нашего государства. Ведь он является одним из способов достижения энергетической независимости Украины».

 

Однако, похоже, что «энергетическая» риторика украинского президента была абсолютно неэффективной в ОАЭ, поскольку стороны не акцентировали внимание на этом проекте в своих комментариях. Энергетическую тематику не удалось «втиснуть» даже в официальные заявления пресс-служб. В них однозначно сообщается о том, что «стороны договорились о сотрудничестве в промышленной, инвестиционной, авиационной, строительной и военной сферах».

 

Учитывая то, что пресс-служба Януковича иногда идет даже на весьма «вольные» трактовки результатов визитов первого лица государства, отсутствие каких-либо упоминаний об энергетических договоренностях - симптоматично.

 

В Катаре переговоры прошли более эффективно, хотя явно скромнее, чем ожидалось. Кроме упомянутого выше меморандума о сотрудничестве с Госагентством по нацпроектам, Янукович в своем выступлении во время презентации в Катаре нацпроектов и инвестиционных возможностей Украины не преминул заметить: «Знаю, что представители Национального проекта “LNG-терминал” уже ведут предметные переговоры с компанией “Qatargas” относительно поставки сырья на Украину. Успешное внедрение проекта позволит ежегодно получать до 10 млрд. куб. м газа для потребностей как самой Украины, так и для экспорта в другие европейские государства. Ожидаем, что уже в начале 2015 года первые объемы сжиженного газа придут в Украину».

 

Вместе с тем можно предположить, что итоги переговоров, в том числе по «LNG-терминалу», дали не тот результат, который ожидался. Сомнительно, что украинская сторона стала бы готовить официальный визит только ради нескольких непринципиальных меморандумов и договоров.

 

Скорее всего, на итог переговоров повлияло подписание украинской стороной 26 ноября текущего года соглашения о сотрудничестве по реализации национального проекта «LNG-терминал» с компаниями Excelerate Energy LLC (США) и Gas Natural SDG, SA (Испания).

 

Как позже выяснилось, испанская компания вообще была не в курсе того, что она участвует в проекте как один из инвесторов. Разразившийся за этим скандал вряд ли добавит популярности и инвестиционной привлекательности этому проекту на международной арене.

 

И все же строительство терминала по приему 10 млрд. куб. м сжиженного газа в районе города Южный на Черноморском побережье Украины (рядом с нефтяным терминалом ПАО «Укртранснафта» и морским торговым портом Южный) было запущено 26 ноября.

 

Это так называемый «наш ответ Чемберлену», а в данном случае России в украинском исполнении. И президент страны, и премьер, и министр энергетики и угольной промышленности неоднократно заявляли о том, что Украина будет искать поставщиков более дешевого газа, что осуществление Россией проекта «Южный поток» создаст реальную проблему для украинской газотранспортной системы.

 

Поэтому и огромное желание украинской стороны участвовать в реализации проекта «Южный газовый коридор», через который каспийский и среднеазиатский газ будет поставляться в страны Европы, и переговоры в ОАЭ и Катаре, и начало строительства LNG-терминала – это попытки устранить «российскую газовую проблему», найти панацею для диверсификации путей и источников энергоснабжения.

 

Однако вместо продуманных, а главное, просчитанных хотя бы на несколько ходов вперед действий на «газовом» направлении, официальный Киев ведет себя ничуть не лучше «слона в посудной лавке», пытаясь нахрапом решать вопросы, которые уже долгое время являются предметом длительных переговоров иных игроков. При этом обеспокоенность команд с Банковой и Грушевского понятна: все бравурные заявления о снижении объемов поставок российского газа с точки зрения права имеют весьма шаткие позиции. Фактически ровно до того момента, пока Россия не выставит штрафные санкции за недобор объемов газа согласно условиям контракта.

 

Можем предположить, что между высшими руководителями Украины и России существует договоренность относительно того, что сейчас Россия будет смотреть «сквозь пальцы» на подобные нарушения в обмен на усиление кооперативных связей в иных сферах экономики и отказ официального Киева явным образом форсировать тему пересмотра газовых договоров. Однако в стратегической перспективе это вынуждает Киев искать иные пути возможного давления на Москву с целью смягчения ее позиции.

 

«LNG-терминал» должен был тут выполнить своеобразную «флагманскую» роль, показывая, что Украина и без России может найти пути обеспечения себя энергоресурсами. Однако здесь есть важное обстоятельство. При первых расчетах этого проекта там явно просматривались сырьевые возможности Азербайждана, однако спешные визиты в Катар и ОАЭ недвусмысленно говорят, что на каспийском направлении возникли определенные сложности.

 

Во всей этой истории с поставками сжиженного газа сложно не отметить два момента. Первый: тема энергетической независимости - это то, что очень беспокоит США, о чем не устает все время говорить посол США на Украине Дж.Теффт. И второй: и Катар, и ОАЭ - это страны, которые не просто имеют тесные отношения с США, их политические режимы зависимы от США.

 

Нынешний катарский режим держится на военном присутствии США, которое продолжает наращиваться. В ходе создания системы противоракетной обороны США намерены разместить в Катаре мощную станцию радиолокационного слежения. По одному такому радару раннего предупреждения о ракетных пусках, работающему в сантиметровом диапазоне, в последние несколько лет США уже разместили, помимо своей территории, в Японии, Израиле и Турции.

 

Такие станции способны обнаруживать и отслеживать объекты размером с бейсбольный мяч на удалении около 4,7 тысячи километров. В соответствии с планами американского военного ведомства, станция РЛС в Катаре составит основу американской системы ПРО в зоне Персидского залива.

 

Вряд ли выбор стран для официального визита был случаен и не согласован с «советниками» из США. Но даже всего влияния США, похоже, не хватает, чтобы заставить бизнес-элиты ОАЭ и Катара вложиться в очередной украинский «замок на песке».

 

А то, что это так, - сомнений нет. Даже если абстрагироваться от скандала вокруг «LNG-терминала», динамика реализации иных национальных проектов не позволяет сомневаться в перспективах данного проекта. Например, «Воздушный экспресс», который должен был создать скоростные пассажирские перевозки между станцией «Киев-Пассажирский» и международным аэропортом «Борисполь», а также способствовать развитию инфраструктуры аэропорта. С момента широко разрекламированной прокладки первых 10 метров дороги дело с места не сдвинулось.

 

Практически аналогично обстоит ситуация с «Новой жизнью» (создание перинатальных центров). Реализация проекта оказалась настолько скандальной и бессмысленной, что стала нарицательной в украинском обществе.

 

Единственный результат по реализации нацпроекта «Открытый мир» - раздача в рамках пилотного проекта планшетных компьютеров в некоторых школах. При этом к собственно проекту (создание образовательной 4G сети) еще даже не приступали и когда приступят  -  непонятно. По всем остальным нацпроектам результаты еще более скромные, а значит - близки к нулю.

 

«LNG-терминал»  -  явление того же порядка, только прочно увязанное с геополитическими интересами третьих стран – основных игроков на «Великой шахматной доске». Учитывая явно прожектерский настрой украинской власти в отношении подобных проектов, вряд ли он закончится чем-то стоящим. А даже если он и будет реализован, то его ожидает судьба аналогичных «проектов века» от украинской власти (вроде Одесса-Броды).

 

Андрей НОВАЦКИЙ, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/95764/
© 2006-2008, komitet.net.ua