Точнее, не для постройки самого терминала, а для выделения на такое дело средств из госбюджета. Ни много, ни мало, но порядка 10 млрд. грн. под такой «проект» освоить можно. А раз так, то почему бы этого и не сделать? Особенно в период фактического безвластия, когда Кабмин уже не работает, ведь почти все министры избраны народными депутатами и во главе с премьером уже написали заявления об увольнении…
Но обо всем по порядку.
«Рога и копыта» по-украински
В понедельник, 26 ноября, Украина подписала с компаниями Excelerate Energy LLC (США) и Gas Natural SDG, SA (Испания) соглашение о сотрудничестве по реализации национального проекта «LNG терминал». Надежд на данный проект возлагалось много, немало было сделано и громких заявлений по этому поводу. К примеру, 28 ноября премьер-министр Николай Азаров заявил: «LNG-терминал позволит получать такие объемы газа, при которых мы станем самостоятельными игроками на энергетическом рынке».
Глава украинского Кабмина убеждал всех в том, что благодаря этому терминалу Украина сможет получать голубое топливо из Азии, Африки или Северной Америки по ценам значительно ниже «газпромовских». А самое важное – Украине не придется зависеть от поставщика-монополиста.
«С учетом газа от немецкой компании RWE у нас будет три различных источника поставок», – радовался Азаров.
При этом он как-то забыл упомянуть о том, что «газ от немецкой компании RWE» – это тот же российский газ, «газпромовский», потому как никакого иного газа для продажи Украине в Германии нет.
«Стоимость сжиженного газа будет, по меньшей мере, на 20 процентов ниже, чем российского», – повторял, как заклинание, премьер, не уточнив именно, а какую цену он имел в виду: нынешнюю для Украины или, к примеру, цену для стран Таможенного союза, которая не на 20%, а примерно в 3 раза меньше.
Но подобные умолчания – привычны, объяснимы и с экономикой ничего общего не имеют.
В этот же день, 28 ноября, президент Украины Виктор Янукович в ходе визита в Доху - столицу арабского эмирата Катар, обсуждал с властями эмирата сотрудничество в области экспорта газа и аграрной сфере. Он, в частности, заявил, что строительство LNG-терминала стратегически важно для Украины, так как речь идет об одном из средств усиления энергетической независимости государства.
«Ожидаем, что уже в начале 2015 года первые объемы сжиженного газа придут в Украину», – сказал он.
Украина рассчитывает, что одним из важных поставщиков газа для нового терминала станет Катар.
«Знаю, что представители Национального проекта "LNG-терминал" уже ведут предметные переговоры с компанией Qatargas о поставках сырья в Украину», – отметил Янукович.
Так что терминал представлялся каким-то чудом чудным и панацеей. Как уточнил журналистам министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, у компании Excelerate Energy LLC планируется арендовать плавучий завод по регазификации сжиженного газа, а компания Gas Natural SDG, SA (Испания) выступит инвестором реализации проекта.
Однако, как показали дальнейшие события, представители вышеназванных компаний ничего не подписывали, а договоры, скорее всего, были заключены или с аферистами, или с подставными лицами. Подписанты со стороны США и Испании отрицают свое участие в заключении каких-либо соглашений с Украиной; информация о каких-либо соглашениях с Украиной отсутствует на официальных сайтах этих компаний.
Так, на официальном сайте Excelerate Energy LLC последняя новость датируется 18 сентября. И никаких упоминаний о договоренностях с Украиной по состоянию на 28 ноября там нет. А представители испанской компании заявляют, что не подписывали никаких соглашений с Украиной.
Ситуация с LNG терминалом изначально выглядела достаточно комичной. Прожектерство было заметно со всех сторон. Начиная с того факта, что на строительство данного объекта у Украины просто нет денег, и заканчивая тем, что по состоянию на 2012 год, также как и на 2015 год (когда планируется закончить строительство), контрактов на поставки сжиженного газа у Украины нет.
Нет ни с США, ни с Катаром, ни с другими более мелкими производителями и поставщиками сжиженного газа. Азербайджан, если и сможет что-то поставить, то не ранее 2017 года и не сжиженный, а обычный, «трубопроводный» газ, так сказать.
То есть построенный терминал будет напоминать нефтепровод «Одесса-Броды», который смогли наполнить нефтью только за счет реверса и только после подписания соответствующего соглашения с Россией. Следовательно, на строительстве терминала предполагалось просто «зарыть в землю» бюджетные деньги. Потому как никаких инвесторов на таких условиях привлечь в заведомо странное и непонятное предприятие невозможно.
А если внимательно вчитаться в заявления украинских чиновников, то станет понятным, что никаких инвесторов и не планировалось привлекать. Разве что очень глупых и с лишним миллиардом долларов. Но в существование таковых как-то сложно поверить.
Однако именно так воспринимается заявление главы украинского государственного инвестиционного агентства Владислава Каськива о том, что вложив в проект всего 7%, Украина получит 25% акций консорциума по использованию терминала.
«Основная часть – примерно 730 миллионов евро строится за счет частных международных инвесторов, и только 7% стоимости составляет бюджетное финансирование, но государство (Украина) получает 25% акций», – утверждал Каськив.
Так что подписание документов с не уполномоченными на то лицами, а попросту говоря с неизвестными аферистами выглядит на этом фоне вполне закономерным и логичным явлением. Этот факт никто особо и не собирался скрывать. Информация о человеке, который подписал соглашение о «LNG терминале», на сайте Кабмина Украины и на сайте Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами… разительно отличается.
На сайте правительства отмечается, что соглашения подписывали Генеральный директор внешних отношений компании Gas Natural Fenosa Джорди Гарсиа Табернеро и старший вице-президент компании Excelerate Energy Эдвард Скотт.
На сайте Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами написано, что под соглашением стоит подпись Джорди Сарда Бонвехи (Jordi Sarda Bovehi).
Кто он такой и какое он вообще имеет отношение к компании, от имени которой подписывал договор, никто не знает. Члены украинского Кабмина путаются в своих объяснениях, а испанцы и вовсе отрицают наличие такого сотрудника.
Попавшись на лжи, чиновники стали оперативно и весьма неумело выкручиваться из сложившейся ситуации. Так, министр энергетики Юрий Бойко заявил, что испанская компания Enagas S.A. и Украина проверяют сейчас полномочия представителя этой компании, подписавшего соглашение по консорциуму для LNG-терминала.
Вообще-то нормальные люди сначала проверяют полномочия подписанта, а уже потом что-то подписывают, но украинские чиновники поступают почему-то иначе.
Коллеги Бойко делают не менее «интересные» заявления.
Куратор нацпроекта «LNG-терминал» Виталий Демьянюк заявил, что «Бонвехи не работает в Gas Natural. Он является профессиональным коммерческим представителем, представляет интересы Gas Natural, интересы Enegas, других испанских компаний. … В данном случае, Бонвехи технически организовывал визит представителей Gas Natural в Украину и должен был сопровождать их в ходе церемонии».
Как можно перепутать сопрвождающего с представителями Gas Natural – вопрос особый!
Глава Госагентства по вопросам инвестиций Владислав Каськив так прокомментировал заявление испанской компании о том, что никто из ее представителей никаких соглашений с Украиной не подписывал: «Отказ испанской компании от участия в реализации проекта «LNG-терминал» не будет иметь принципиального значения для реализации проекта».
Но вот незадача: испанская компания не отказывалась от участия в проекте – она не принимала в нем участия вообще!
Так что «газовый терминал» пока что выглядит воздушным замком, в строительство которого будут вложены вполне реальные бюджетные деньги. Вот такой «национальный проект». И эти деньги явно осядут в чьих-то карманах.
На данный момент вся шумиха в украинских СМИ, инспирированная госчиновниками, выглядит как обычный блеф, устроенный для давления на «Газпром», причем блеф сделанный кустарно и крайне неудачно. Потому что его раскрыли буквально сразу же после устроенной клоунады с «подписанием договора».
Олег ДМИТРЕНКО, ОДНА РОДИНА