«ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО»


01.10.2012 11:42
На фоне бюджетных проблем Европа ищет способы заставить своих состоятельных граждан поделиться доходами с государством

 

Прошедший август уже в очередной раз принес неприятные новости для богатых европейцев – повышение налогов во Франции и Италии и договоренности Англии и Германии со Швейцарией о налогообложении счетов их граждан в швейцарских банках. Все это можно считать признаками устойчивой тенденции «либерального раскулачивания».

РАСКОШЕЛИЛИСЬ

В июле в Великобритании были опубликованы данные по бюджетному дефициту страны – дефицит резко сократился, и составил 20 млн фунтов стерлингов по сравнению с 3,5 млрд фунтов годом ранее. Казна пополнилась благодаря проводимой в стране налоговой реформе – увеличению налогов на крупный бизнес и просто богатых британцев. Речь, в частности, идет о 50-процентной ставке налога на доходы, превышающие 150 тыс. фунтов стерлингов в год, вступившем в силу с апреля 2010 года.

Собственно, июльские цифры не выглядят сюрпризом на фоне появившихся уже в феврале результатов британской налоговой реформы. В январе этого года налогов на доходы было собрано 2,38 млрд фунтов стерлингов – на 17,8% больше чем в январе 2010 года.

При этом статистика говорит о том, что заработки англичан выросли за год лишь на 1%, взносы работников и работодателей в фонд национального страхования выросли на 4,4%, а число работающих практически не изменилось. Но январь стал настолько успешным с точки зрения доходов бюджета, что показатели впервые стали сравнимы с докризисным июлем 2008-го.

Таким образом, 50-процетный налог «на богатых» сработал, несмотря на его резкую критику со стороны правых консерваторов и сторонников нерегулируемой экономики. По их мнению, эта мера должна была привести к снижению доходов бюджета в соответствии с правилом, которое отражает кривая Лаффера – график зависимости объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в государстве.

Логика тут простая – в какой-то момент увеличение налогов приводит к обратному эффекту, снижению деловой активности и уходу бизнеса «в тень». Этот аргумент часто приводят и российские либералы.

Между тем существует исследование 2005 года по кривой Лаффера в странах Европы, проведенное двумя голландскими экономистами W.J.M. Heijman и J.A.C. van Ophem. Оно показало, что только Швеция приблизилась к этой критической точке, а остальные европейские государства вовсе не «удушат» бизнес, даже значительно повышая налоги, – что и подтверждается данными из Великобритании.

СИТИ ПОД УГРОЗОЙ

Аналогичная ситуация уже имела место в прошлом году, когда британцы обсуждали перспективы налога на бонусы банкиров. Налог был введен министром финансов Алистером Дарлингом в декабре 2009 года на бонусы служащих, превышающие 25000 фунтов, и касался всех видов выплат, таких как акции, опционы и временное повышение зарплаты.

Сама идея налога была вызвана давлением общественности, которую возмущал тот факт, что банки, «спасенные» во время кризиса за счет британского бюджета, то есть за счет средств налогоплательщиков, продолжали и во время рецессии выплачивать своим менеджерам огромные суммы бонусов.

При этом введение налога сопровождалось предупреждениями со стороны консерваторов о том, что Дарлинг совершает ошибку и итогом будет отток финансовых организаций из лондонского Сити. В частности, мэр Лондона Борис Джонсон утверждал, что даже если налог и даст краткосрочный эффект, в перспективе он ухудшает ситуацию, потери бюджета составят 1,2 млрд фунтов стерлингов, и более 9 тысяч высококвалифицированных финансистов покинут британскую столицу.

И вообще, «Лондон потеряет имидж финансового центра с уникальными возможностями для высококвалифицированных людей, с идеями и опытом», и финансистов зря так притесняют «сейчас, когда уже виден свет в конце туннеля рецессии».

Интересно, что незадолго до этого Джонсон никакого света в туннеле не видел, и называл высокооплачиваемых банкиров паразитами, которые «ничему не учатся», превращают деньги налогоплательщиков в свои бонусы и тратят их на виллы и яхты.

В интервью Daily Telegraph он говорил, что «они (банкиры) должны найти какой-то способ – желательно все вместе – показать, что они понимают свои обязанности перед обществом…

Потому что если этого не произойдет и они будут делать вид, по-прежнему, что все это просто бизнес, то праведному возмущению общественности будет уже нельзя сопротивляться, и политики будут вынуждены принимать меры».

ЛОЖНАЯ СКРОМНОСТЬ

Что касается самого министра финансов Дарлинга, то он ожидал, что налог принесет в казну около 550 млн фунтов стерлингов. Дарлинг действительно ошибся – но в том, что недооценил свою же идею. Итогом стали не убытки, не миграция банкиров из Лондона и даже не полмиллиарда фунтов – а более 2 млрд прибыли госбюджета.

Впрочем, предполагалось, что банки снизят уровень выплачиваемых бонусов, чтобы избежать налога и направят дополнительные средства для укрепления капитальной базы – однако произошло обратное, по итогам 2009 года были выплачены бонусы еще большие (в среднем, на 15%), чем раньше. Министр финансов Великобритании был вынужден признать, что изменить поведение банкиров не так просто – «люди, за которыми вы охотитесь, собаку съели на том, чтобы выбираться из таких ситуаций, и наверняка найдут сотни лазеек для того, чтобы избежать их в будущем».

Это, однако, не останавливает Джорджа Осборна, сменившего Дарлинга на посту главы финансового ведомства, который заявил, что продолжит реформу в направлении большего госрегулирования финансовой сферы, борьбы с бонусами и поиска международных соглашений по борьбе со спекулятивной активностью банков.

Такую позицию занимает и Мервин Кинг, управляющий Банком Англии. Он заявляет, что дисбаланс в банковской системе страны вновь начинает расти, и причиной тому алчность и безответственность банков.

В частности, он упомянул о нацеленности кредитных организаций на получение быстрой прибыли любой ценой, в том числе за счет регулярного эксплуатирования клиентов, вместо построения долгосрочного партнерства с ними, а также использование банками клиентских денег без ведома вкладчиков и выписывание огромных бонусов. Спекулятивную инвестиционную деятельность Кинг вообще предлагает запретить для ритейлинговых коммерческих банков, работающими с массовым клиентом.

«МЫ НАЙДЕМ И ВАС, И ВАШИ ДЕНЬГИ»

Параллельно с собственной налоговой реформой, успешно завершились и переговоры Великобритании со Швейцарией – страны заключили соглашение о взимании налога со средств, которые британские подданные хранят в швейцарских банках.

Со средств на счетах британцев в Швейцарии будут выплачены суммы в размере от 19 до 34% в зависимости от размера и даты открытия. Швейцария уже согласилась произвести первый предварительный платеж в размере 500 млн швейцарских франков. Начиная с 2013 года, владельцы счетов в швейцарских банках будут платить от 27 до 48% налога на доход от размещения там своих денег. Всего власти Британии рассчитывают вернуть в казну до 5 млрд фунтов стерлингов.

Также власти Соединенного королевства получили право получать информацию ежегодно о 500 британских подданных, имеющих счета в Швейцарии, с целью расследования уклонения от налогов. В остальных случаях банковская тайна сохраняется, и банки будут выплачивать собранные средства британской налоговой службе без раскрытия персональной информации об индивидуальных плательщиках.

«Мир изменился для тех, кто уклоняется от уплаты налогов», – сказал Дейв Харнетт, глава Управления по налоговым и таможенным сборам Великобритании.

По словам Джорджа Осборна, «Швейцарская сделка – это только начало. Мы ищем способы усилить международное давление на тех, кто не хочет сотрудничества. Мест, где можно будет спрятать деньги от налогового инспектора, будет все меньше и меньше».

Между тем, эксперты справедливо отмечают, что в отсутствие внятных транснациональных соглашений по борьбе с офшорами, перекрытие одного «ручейка» лишь приведет к перетеканию денег в другой «налоговый рай». Так, уклонисты могут сыграть на разнице между нынешним соглашением со Швейцарией и уже существующим аналогичным соглашением с Лихтенштейном.

Если меры по Швейцарии вступают в силу с 2013 года и коснутся всех счетов независимо от срока давности, то в случае с Лихтенштейном Великобритания дала отсрочку до 2015 года – до этого времени пойманные там британские уклонисты заплатят недополученные налоги за 10 лет и 10% от суммы на счете (с 2015 года – уже 200%). Уже сейчас можно просто перевести свои средства из одного государства в другое и относительно обезопасить себя хотя бы на ближайшие несколько лет.

Но министр Осборн настроен решительно: «У меня есть очень простая новость для тех, кто пытается прятать от нас свои средства на офшорных банковских счетах и подделывать налоговые декларации: мы найдем и вас, и ваши деньги».

В то же время властям Великобритании в данном случае не стоит пытаться быть «святее папы римского» – если мы посмотрим на карту мира, то в зависимости от классификации, половина или треть мировых оффшоров являются «британскими» – это либо территории Британского Содружества, либо недавно получившие независимость, но де-факто остающиеся в британской орбите.

Поэтому и в самой Великобритании сегодня разворачивается дискуссия о том, что даже несмотря на нынешние серьезные меры, сверхбогатые по-прежнему сохраняют свои привилегии. И что ни у кого из политиков не хватит воли посягнуть на реальную финансовую элиту и ее old money в рамках существующего мироустройства.

ШВЕЙЦАРИЯ СДАЕТСЯ

Соглашение между Великобританией и Швейцарией было подписано сразу же после аналогичной сделки между Швейцарией и Германией. Впрочем, с учетом истории вопроса здесь впору говорить не о сделке, а об уверенной победе немецкой стороны.

Конфликт между властями Германии и швейцарскими банками длится уже не первый год. Германия неоднократно покупала информацию о немецких гражданах, укрывающих деньги в Швейцарии, так, например, в прошлом году земля Северный Рейн – Вестфалия за 2,5 млн евро приобрела диск со сведениями о полутора тысячах немецких «уклонистах» из Credit Suisse. Психологический эффект потенциальной поимки был так велик, что добровольно «сдаваться» в первую же неделю после этого пришли 2,5 тысячи немцев, и совокупно заплатили в казну более 300 млн евро, а к середине 2010 года с повинной пришли уже 13 тысяч человек.

В Швейцарии в ответ в выражениях не стеснялись, говоря, что Ангела Меркель попирает понятие правового государства, а лидер швейцарской Народной партии Тони Бруннер называл намерение Берлина узнать поименно лиц, прячущих доходы в банках альпийской республики, объявлением войны. Депутаты швейцарского парламента сравнивали тогдашнего Министра финансов Германии Пеера Штайнбрюка с «поколением немцев, которые носили кожаные пальто, сапоги и нацистские нарукавные повязки», а принц Лихтенштейна Ханс-Адам II за аналогичные действия Германии в отношении его страны вообще называл ФРГ «четвертым рейхом».

Если уж швейцарцам и прочим сторонникам оффшоров так нравятся военные аллюзии, то надо признать что «четвертый рейх» выиграл в нынешнем августе стратегический бой. Ранее сами методы получения информации о неплательщиках вызывали сомнения в своей правомочности даже в Германии, актуализируя вечный для правовой системы вопрос – можно ли использовать для борьбы и поиска нарушителей закона незаконные приемы? Теперь же Швейцария добровольно согласилась на предложенные меры – с уже существующих вкладов, в зависимости от размера и длительности, будет удержан налог от 19% до 34 %, а ежегодный налог на дивиденды составит от 20% до 30%.

Уже сейчас Швейцария произведет «авансовый платеж» Германии в размере 2 млрд евро. Всего, по данным журнала Spiegel, планируется вернуть в немецкую казну до 10 млрд евро. При этом Швейцария по-прежнему сохраняет анонимность немецких вкладчиков, обязуясь предоставлять Германии в год данные не более чем о 500 конкретных лицах по спецзапросам.

Однако в немецкой прессе уже справедливо отмечается, что, по сути, создана система налоговой амнистии и «отмыва» черных денег. Банк заплатит за анонимного клиента налог, и никто не узнает, откуда у вкладчика вообще взялись эти деньги. А ведь это может быть далеко не «невинная» налоговая оптимизация, а доходы от деятельности, подпадающей под уголовную ответственность.

«ПОПРОСИМ БОЛЬШЕ, У ТЕХ, КТО БОЛЬШЕ ИМЕЕТ»

В августе свою атаку на «богатых» провела Италия. Предлагается ввести «налог солидарности» в размере 5% для итальянцев, чей годовой доход превышает 90 тыс. евро, и в размере 10% — для получающих свыше 150 тыс. евро в год. Такой налог должен принести правительству 4 млрд евро в течение трех лет, или около 0,3% ВВП. Это в совокупности с рядом других мер должно помочь Италии к 2013 ликвидировать бюджетный дефицит.

Увеличивать налоговую нагрузку на обеспеченных граждан с целью сокращения дефицита бюджета будет и Франция. Речь идет о тех, чей годовой доход превышает 1 млн евро.

«Мы попросим больше у тех, кто больше имеет», – заявила министр по вопросам бюджета Франции Валери Пекресс.

Причиной, по которой власти сразу нескольких европейских стран вводят дополнительные налоги на богатых, является не только тот очевидный факт, что у кого больше денег, того и проще вынудить делиться. Повышение налогов на граждан с низкими и средними доходами автоматически снижает массовый спрос на самые разные товары и таким образом только ухудшает кризисную ситуацию в экономике. В то же время состоятельные граждане свои капиталы в значимом объеме на повседневное потребление не тратят, а скорее заняты их оптимальным инвестированием и сохранением.

То, как шаг за шагом европейские государства добиваются уступок со стороны Швейцарии, также отражает эту тенденцию – в швейцарских банках свои средства размещает далеко не средний класс.

Можно заметить, что на фоне всех этих тенденций любые жалобы российских сверхбогатых на недостаточно теплый российский налоговый климат выглядят просто смехотворными. Подоходный налог в России один из самых низких в мире и имеет плоскую шкалу. «Теплее» разве что на Каймановых островах, а вот в Европе для людей с высокими доходами, похоже, наступает новый ледниковый период.

БОГАТЫЕ НЕ ПРОТИВ?

Интересно, что со стороны самих «сверхбогатых» идея дополнительных налогов на их доходы не вызывает резкой критики. Более того, по обе стороны Атлантики появились заявления в поддержку такой меры.

Так, недавно группа из 16 состоятельных французов, включающая президента Total Кристофа де Маржери, главу банка Societé Générale Фредерика Удеа, президента Air France-KLM Жана-Кирилла Спинету, и самую богатую женщину Франции – наследницу концерна L'Oréal Лилиан Беттанкур, опубликовали в Le Nouvel Observateur открытое письмо в поддержку дополнительных налогов на доходы наиболее богатых французов.

«Мы знаем, что мы получили все преимущества от французской экономической модели и европейского пространства, в которых мы существуем и которые мы хотим помочь сохранить. (…) В период бюджетного дефицита и перспектив увеличения госдолга, угрожающих будущему Франции и Европы, и когда правительство просит каждого проявить солидарность, нам кажется необходимым внести в это свой вклад».

Речь, правда идет, именно о временных мерах – дополнительном 3% налоге на доходы свыше 500 тыс евро, который будет действовать до тех пор, пока дефицит французского не понизится до 3% ВВП.

Эта идея не нова, и инициатором «коллективной ответственности» 15 августа выступил американский миллиардер Уоррен Баффет, заявивший, что он хочет платить больше налогов в казну.

«Пока бедные и средний класс воюют за нас в Афганистане, пока простые американцы едва сводят концы с концами, я и мои сверхбогатые друзья имеем экстраординарные налоговые льготы».

Он описывает, как легко можно подвести свои доходы от игры на бирже или инвестиционной деятельности под минимальную ставку 15%. Приводя в пример самого себя, он пишет, что заплатил за прошлый год 6,9 млн долларов налогов, но эта большая на первый взгляд сумма составила лишь 17,4% налогооблагаемых доходов миллиардера, в то время как остальные сотрудники его офиса платят в среднем 36% налогов.

Баффет призывает правительство и президента не увеличивать налоги на бедных и средний класс, но немедленно повысить налоги на тех, чей доход превышает 1 млн долл. и особенно – 10 млн долл. Состоятельным американцам пора внести свой вклад в общее дело. Баффет убежден, что пока конгресс защищает «свой класс» сверхбогатых, рецессию не преодолеть.

Проснулась ли у миллионеров совесть? Вряд ли, скорее речь идет о прагматическом понимании того, что сейчас не время «раскачивать лодку», и наоборот, лучше внести свой вклад в борьбу с экономическими проблемами, нежели при худших сценариях потом столкнуться с волной общественного недовольства, которая вынудит политиков идти на куда более жесткие меры «экспроприации» их доходов.

Так или иначе, и в Америке, и в Европе мы видим усиление давления на финансовую элиту и богатых граждан. Все это ярко свидетельствует о том, что мировой экономический кризис не преодолен, и решения по его преодолению уже сегодня требуют экстраординарных мер. И даже самые удачливые и состоятельные уже не могут делать вид, что это не их проблемы.

Маринэ Восканян, Андрей Кобяков, GLOBOSCOPE.RU

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/92504/
© 2006-2008, komitet.net.ua