Или куда ведут экономический корабль европейские капитаны
Сегодняшняя экономическая ситуация в Европейском союзе все больше напоминает корабль, на котором когда-то путешествовал Джеймс Кук со своей командой. Корабль направляется к югу, а кругом возникает все больше исполинских айсбергов, которые так и норовят пропороть судно и ввергнуть его в пучины холодного океана. Правда, Кука можно и понять, и, как говорится, простить. Он ведь действительно не мог знать, что строгий курс на юг вовсе не означает появления на горизонте цветущей райской страны с залитыми солнцем живописными рощами, экзотическими фруктами и раскидистыми пальмами.
Все эти экономические пальмы, бананы и кокосы вдруг неожиданно перестанут расти после того, как финансовый корабль Евросоюза достигнет определенной параллели. И вот, похоже, параллель эта кораблем уже достигнута, а его капитаны по-прежнему до хрипоты в голосе пытаются кричать: «Полный вперед – на всех парусах!», понимая, что впереди еще хуже…
Нужно отдать должное уму Джеймса Кука, который нашел в себе силы, и все же повернул свой «Индевор» обратно, понимая, что нужно корректировать свой маршрут, чтобы не напороться на айсберги. Экономические капитаны нынешней Европы, по всей видимости, не обладают умом Кука, поэтому упорно ведут «Единую Европу» прямиком в ледяную ловушку.
Да и можно ли говорить о выборе правильного курса, когда кораблем управляет не один человек, а целая артель. При этом каждый из представителей европейской капитанской артели так и норовит подбежать к штурвалу и немножко порулить в свою сторону.
Иногда приходится констатировать, что за штурвал этот идет настоящая битва, а иногда, по странному стечению обстоятельств, на капитанском мостике вообще никого нет: то ли все по каютам прячутся, то ли готовятся надувать спасательные плоты и надевать спасательные же жилеты. Только вот, по всей видимости, спасательных-то средств на всех может и не хватить.
Греческие пассажиры пытаются оторвать от корабля деревянные конструкции, чтобы, в случае чего, на этих подручных средствах доплыть хоть до какого-нибудь берега. Пассажиры из Великобритании так вообще заявляют, что пора бы кое от кого избавиться, не дожидаясь прямого столкновения с айсбергом, и с прищуром поглядывают на своих греческих и португальских попутчиков.
Самое интересное, что в такой ситуации в небе над терпящим бедствие судном европейской экономики летает небольшой вертолет, на котором отчетливо видна надпись «Standard&Poor’s». С высоты на палубу смотрят деловитые люди в строгих черных костюмах и выявляют членов команды и пассажиров, которые все-таки лучше других обеспечены спасательными жилетами.
Если видят человека, который сидит на паре таких жилетов, значит, немец или голландец с рейтингом ААА, а вот если на глаза попадается пассажир с дымовой шашкой и оторванным куском фанеры, то это либо грек, либо вообще румын, для которых рейтинги «S&P» начинаются с буквы C и ею же заканчиваются.
При этом румыны купили билеты на этот корабль и до сих пор пытаются расплачиваться все еще своими цветными бумажками, которые ими гордо именуются румынской валютой.
Некоторые чересчур импульсивные представители корабельной команды пытаются даже запустить в «людей в черном» и их назойливый вертолет тем, что попадется под руку: Уставом ЕС или даже договором о размещении сегментов ЕвроПРО, но вертолет все равно далеко не отлетает от корабля – ждет, как говорится, воплощения своих давних прогнозов...
Безусловно, европейские капитаны пытаются делать все возможное, чтобы избежать катастрофы, но часто эти попытки больше походят на попытки надуть паруса своего корабля силой легких, а не подставить их под свежий ветер перемен. Новая задумка европейских капитанов выглядит следующим образом: теперь корабль по имени «Европейская экономика» нужно воспринимать устойчиво плывущим к своей правильной цели, даже его нижние палубы частично подтоплены.
Другими словами, допускается даже небольшой спад производства для повышения ажиотажа на рынке потребления товаров и услуг. Правда, за нарушение бюджетной дисциплины пассажиры корабля будут сурово наказываться.
Все тех же греков решено перевозить уже не совсем на самом судне, а на привязанном веревкой к корме плоту. При этом веревка привязана к корме достаточно прочно. И если вдруг налетит очередной ураган и оторвет плот с греками от всего корабля, то оторвется он вместе с корабельной кормой.
Поэтому капитаны Меркель и Саркози усиленно вцепились за веревку, чтобы плот удерживался на плаву, не давая кораблю развалиться на части.
И тут, понимаешь, снова эти британцы. Если за капитаном Кэмероном не проследить, то он, чего доброго, может среди ночи достать свой кортик и веревочку-то греческую перерезать, а потом и мирно спящих в трюмах корабля итальянцев, португальцев и прочих, усиливающих крен, просто спустить за борт, пока другие капитаны играют в пасьянс в кают-компании.
Складывается впечатление, что картина Иеронима Босха «Корабль дураков» ожила через пять сотен лет…
Остается констатировать, что год 2012 станет явно знаковым для описанного корабля. Столкнется ли он с огромным айсбергом и развалится на куски, или капитаны все-таки отойдут от своих личных амбиций и пересмотрят курс, проложенный несколько лет назад, но не приносящий позитивных результатов.
Алексей Володин, Военное Обозрение