Китай дает всем. В смысле, деньги. Совсем недавно мы писали, что Евросоюз выпросил у Поднебесной $100 млрд. для своего стабилизационного фонда. И вот очередная сногсшибательная новость: Народный банк Китая предложил Украине и Беларуси финансовую помощь вместо кредитов МВФ. Без сомнения, выгодное предложение. Вопрос в том, что китайцы захотят в качестве бонуса? И вообще, с чего это вдруг они стали такими щедрыми?
Газета "Коммерсантъ-Украина" разродилась вчера сенсационной новостью: Украина получила предложение китайского Центробанка предоставить стране заем вместо средств Международного валютного фонда. Так источник газеты в Нацбанке прокомментировал заявление премьер-министра Николая Азарова, что наша страна в состоянии прожить еще год без кредитов МВФ.
Международный валютный фонд выразил крайнее недовольство результатами сотрудничества с Украиной в 2008-2009 годах. В отчете, опубликованном на днях, содержится жесткая критика выполнения Украиной условий первой программы stand-by, открытой в конце 2008 года при правительстве Юлии Тимошенко.
В рамках программы стране были переведены три транша суммой свыше $10,5 млрд., которые, в нарушение принципов программы МВФ, были в значительной степени использованы на покрытие дефицита бюджета.
Эхо этой авантюры больно бьет по нынешним отношениям с Фондом. В частности, сообщается, что из-за неудачного выполнения первой программы сотрудничество в рамках второй программы может быть заморожено до октября 2012 года. То есть до завершения парламентских выборов.
Для Украины это серьезная проблема, поскольку до конца года нужно вернуть $2 млрд. кредита российскому Внешэкономбанку, а в 2012 году необходимо начинать рассчитываться с МВФ по полученным ранее кредитам. Причем платеж составит «увесистую» сумму в $3,4 млрд.
В этих условиях кредитные соблазны китайцев оказались весьма кстати. Вообще, стоит напомнить, что аукцион невиданной щедрости made in Пекин с недавних пор стал основной надеждой измученной кризисом Европы. После того, как Бразилия отказалась покупать долги европейских стран, заявив устами своего министра финансов, что будет помогать Европе только через механизмы МВФ, Китай остался единственным крупным государством-кредитором Старого Света.
При этом он активно торгуется. Как мы уже писали, в Пекине рассчитывают получить от своей доброты серьезные политические дивиденды. Среди озвученных пожеланий – предоставить их экономике статус рыночной. И это только начало…
Что касается Украины, то ей, в отличие от Европы, предложить Китаю нечто эксклюзивное достаточно трудно. И вправду – чем мы можем их заинтересовать? На первый взгляд, прежде всего, рынком сбыта.
«Украина важна для Китая с точки зрения сбыта своей продукции, – считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. – Общий объем импорта, который идет из Китая в Украину, в нашем объеме импорта – 7,2%. Рост по импорту из Китая за 2009-й и первое полугодие 2010 года был колоссальный – 168%...».
Но не только это. Китай активно продвигается к цели стать еще одним эмиссионным центром мира, наряду с США и Евросоюзом. Сегодня, несмотря на то, что китайская экономика является второй после Штатов, юань даже близко не конкурирует ни с долларом, ни с евро. Однако цели для того и существуют, чтобы их достигать. Поэтому для китайцев даже малейшая возможность зацепиться на валютном рынке в стране, близкой к Европе, уже является мини-победой.
Посему, согласившись на частичное использование в торговле их юаней, мы можем быть гораздо больше полезны Китаю, чем в качестве рынка сбыта. А то, что юань уже пришел в Украину, – не догадка, а факт.
9 ноября 2011 года Национальный банк Украины и Народный банк Китая достигли соответствующей договоренности на этот счет. В сообщении, обнародованном на сайте Нацбанка со ссылкой на результаты рабочей встречи руководства НБУ и НБК, сказано, что «…во время рабочих встреч были согласованы детали и достигнуты договоренности о подписании соглашения между Национальным банком Украины и Народным банком Китая о валютном свопе до конца 2011 года. Заключение указанного соглашения даст возможность субъектам хозяйствования обеих стран использовать национальные валюты для осуществления экспортно-импортных операций и проведения расчетов в национальных валютах без привлечения валют третьих стран».
Почти одновременно с этим появилась уточняющая новость, что НБУ готов сформировать около 7% золотовалютных резервов в китайских юанях.
Надо сказать, что это сообщение заметно расстроило МВФ, где традиционно доминируют американцы. Постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер заявил, что Международный валютный фонд не считает оптимальным намерение НБУ сформировать часть золотовалютных резервов в китайских юанях. По его словам, юань не является свободно конвертируемой валютой, и в этой связи может возникнуть вопрос качества украинских золотовалютных резервов.
Наверное, еще больше они огорчатся, узнав о намерении как минимум трех крупных китайских банков прийти работать в Украину, где до сего момента финансовый рынок считался (и считается) зоной влияния западных банковских структур.
«То, что китайские банки рассматривают возможность экспансии в Украину, уже не является тайной, – сказал нам представитель украинского банковского рынка. – В профессиональных кругах это давно обсуждают. Приход сюда китайцев, в принципе, неплохой сигнал: раз идут банки, появятся и масштабные инвестиции, которые они будут обслуживать. Просто так зарабатывать на потребительских кредитах, как это делают «западники», китайцы не будут, у них другая идеология».
Мнение представителя рынка подтверждается и фактами. На днях появилось сообщение, что Китай намерен вложить почти $2 млрд. в строительство торгового порта на озере Донузлав.
В частности, китайская компания CNTIC подтвердила свою готовность привлекать ресурсы для финансирования строительства порта, осуществлять проектировочные работы путем привлечения китайских специалистов. Уже подписаны два меморандума, и сформированы двусторонние рабочие группы. До 1 декабря Украина передаст китайским партнерам все информацию для формирования финального предложения по реализации проекта строительства порта.
Чуть раньше, в конце октября, мелькнула другая новость – о том, что китайские производители оборудования для зерноперевалочных комплексов заинтересованы возможностью участвовать в проектах развития портовых мощностей Украины.
В частности, намерение зайти на украинский рынок перевалки обозначила компания Muyang Group Co Ltd., производитель агропромышленного оборудования полного цикла, в ходе визита представителей компании в Херсонский морской торговый порт. Они с интересом присматриваются к проекту стоимостью около $4 млн., который сейчас финансируется портом самостоятельно.
Ну, и последний факт взаимовыгодного сотрудничества – Китай приобрел у Украины 250 реактивных двигателей с форсажной камерой АИ-222-25Ф. Сумма сделки не уточняется, но очевидно, что она исчисляется миллионами долларов.
Как ожидается, китайское авиастроительное предприятие Hongdu будет использовать украинские двигатели при сборке учебных самолетов L-15 Falcon и учебно-боевых L-15 LIFT. Двигатели будут производиться на предприятии Запорожского машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" имени академика Ивченко.
P.S. Так радоваться нам, что вторая по мощности экономика мира – Китай – так активно стремится к сотрудничеству с Украиной или нет? На сегодняшний момент это сотрудничество выгодно. Однако не стоит питать иллюзий по части долгосрочных планов Пекина. Он пришел к нам вовсе не с гуманитарными намерениями.
«Китай накопил самые большие в мире золотовалютные резервы в долларах, – поясняет известный экономист Виктор Суслов. – Сейчас, когда доллар нестабилен, они стремятся инвестировать его в покупку различных активов. Избавляясь таким образом от долларов, Китай решает свои геополитические задачи, а вовсе не проблемы Украины. И не факт, что его задачи в будущем совпадут с интересами промышленного и высокотехнологичного развития Украины. Скорее, не совпадут…».
Галина Акимова, Версии