БЮДЖЕТ 2012 – БЮДЖЕТ «ДОЕДАНИЯ»


04.11.2011 13:08

С окончанием работы миссии МВФ на Украине снова встал вопрос о сбалансировании государственного бюджета на будущий год. Просто поразительно, но только в связи с работой миссии первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова вспомнила о том, что, прежде чем формировался бюджет на 2012 год, «были обсуждены вместе с миссией МВФ основные экономические показатели на 2012 г., заложенные в основу». Казалось бы, а какое отношение имеет МВФ к проекту госбюджета Украины?

А оказалось, что все дело в макроэкономике, в которой, судя по заявлению чиновницы, украинская сторона либо не разбирается вообще, либо зависит от оценки международных «экспертов».

«Сейчас, учитывая ухудшающуюся ситуацию в мире, очень многие различные международные организации и международные агентства свои макропрогнозы поменяли. МВФ, кстати, среди всех внешних агентств свой макропрогноз поменял меньше всего.

 

Он самый благоприятный из всех возможных на сегодняшний день для Украины. Но его снижение, которое было озвучено, естественно, требует более внимательной работы как с доходной частью бюджета, так и с расходной частью бюджета...

 

Когда будет определен разрыв недофинансирования взятых на себя бюджетных обязательств, будет два пути - либо увеличивать наполнение бюджета через усиление налоговой дисциплины, ведь при этом не обязательно увеличивать сами налоговые ставки… либо через сокращение расходной части», - отметила Акимова.

 

Попробуем разобраться, а что же сокращать и на что запланированы деньги в Бюджете-2012. Для начала – немного фактов. Перепись населения, судя по финансированию, признана более значимым событием, чем выборы в украинский парламент.

 

Так, проектом Бюджета на 2012 год на проведение всеукраинской переписи населения предусмотрено 975,48 млн грн, а на выборы народных депутатов Украины в Верховную Раду - всего 817,50 млн грн.

 

Проведение в течение одного года выборов в парламент и переписи населения – явление для Украины беспрецедентное, зачем было совмещать эти два события – неясно. В конспирологию вдаваться не хочу, а все разговоры о нарушении международных обязательств более чем 10-летним перерывом между переписями – отбрасываю, поскольку Украине не привыкать что-либо нарушать.

 

Кто кого кормит?

 

Итак, инфляция в 2012 году запланирована на уровне 7,9%.

 

Увеличение средней зарплаты по стране – на 6,6%.

 

Увеличение прожиточного минимума:

 

- для работоспособных граждан с 1073 грн до 1134 грн, то есть на 61 грн, или на 5,7%;

 

- для нетрудоспособных (пенсионеров, инвалидов) с 822 грн до 884, то есть на 62 грн, или на 7,5%. В любом случае рост социальных стандартов предусмотрен на величину меньшую, чем инфляция. То есть все украинцы  в 2012 году планово обеднеют по замыслу родного Кабинета министров.

 

Проектом Бюджета-2012 предусмотрен рост фонда оплаты труда на 14,9%. Как это согласуется с ростом средней зарплаты на 6,6% и сохранением примерно такого же количества работающих гражадн – непонятно. Или в стране резко уменьшится безработица или… куда-то исчезнут деньги…

 

Проектом Бюджета-2012 предусмотрено, что с украинцев возьмут подоходного налога на 15,2% больше, чем в 2011 году. Напомню, что рост средней зарплаты – всего 6,6%. Как рост налогов может в 2,5 раза(!) быть выше, чем рост зарплаты? Или ставку налога поднимут, или будут воровать.

 

Да, кстати, среди доходов Бюджета налог на доходы физических лиц (по сути – налог с зарплаты) составит 70,5 млрд грн. Это в 1,3 раза больше, чем приносят в бюджет все (!) предприятия Украины, вместе взятые (53,5 млрд грн).

 

Больше - 17 млрд грн платят украинцы за всякие разрешения и справки, которые им должны выдаваться БЕСПЛАТНО, поскольку чиновники и так находятся на полном государственном обеспечении и вся их работа уже полностью оплачена из государственного бюджета.

 

В среднем каждый гражданин Украины тратит на оплату услуг чиновников «по второму разу» почти 400 грн в год. Если учесть, что еще 146,6 млрд грн в бюджет принесет налог на добавленную стоимость (НДС), который платят все покупатели товаров и услуг,  то получается 80% бюджетных доходов! Фактически - это деньги, вытащенные из карманов украинцев. Налоги с олигархов составляют меньше 20% бюджета. То есть Ахметов, Фирташ, Коломойский и прочие платят в 4 раза меньше налогов, чем обычные украинцы.

 

Но и это еще не все. В 2012 году государство вернет 95,6 млрд грн своих долгов, то есть каждый украинец, включая младенцев и глубоких стариков, должен отдать по 2000 грн за то, что депутаты и чиновники потратили на себя любимых: за «золотые унитазы», персональные вертолеты и самолеты, частные охотничьи угодья, «хатынки в Швейцариях» и т.д.

 

При этом в 2012 году Кабинет министров хочет еще одолжить 91,8 млрд грн, то есть примерно по 1900 грн придется возвращать каждому украинцу в 2013 году. Всего же государство планирует набрать долгов к концу 2012 года на 415,5 млрд грн, или по 9230 грн на каждого украинца.

 

На социальное обеспечение денег нет, но ВИПов это не касается

 

Бюджет Минсоцполитики уменьшен на 9,25 млрд грн (с 62,77 млрд грн в 2011 году до 53,52 млрд в 2012 году). Практически все эти деньги получены за счет уменьшения дотаций Пенсионному фонду (с 58,32 млрд грн в 2011 году до 48,26 млрд грн в 2012 году).

 

Дотации Пенсионному фонду на покрытие расходов по специальным и ВИП пенсиям увеличились на 5,5 млрд грн (с 40,56 млрд грн в 2011 году до 46,06 млрд грн в 2012 году).

 

Средства на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда уменьшены на 15,56 млрд грн (с 17,76 млрд грн в 2011 году до 2,2 млрд в 2012 году). Итак, каждого пенсионера в 2012 году родные чиновники ограбили на 1100 грн. Это и есть цена «пенсионной реформы».

 

Кабинет министров сохраняет искусственный и незаконный стандарт – уровень обеспечения прожиточного минимума и будет использовать его при расчете социальных платежей вместо прожиточного минимума. Так, для работоспособных граждан размер помощи не может превышать 21% от прожиточного минимума (то есть максимум – 238 грн), для детей – 50% от прожиточного минимума (480,5 грн), для нетрудоспособных – 80% (то есть 707 грн.).

 

На санаторно-курортное лечение ветеранов войны, лиц, на которых распространяется действие законов Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», «О жертвах нацистских преследований» и инвалидов – 115 млн грн.

 

Для сравнения: расходы на медицинское обслуживание народных депутатов и руководящего состава органов государственной власти увеличены в 1,8 раза (!), или на 180 млн грн (с 201,8 млн грн в 2011 году до 381,4 млн грн в 2012 году). Еще 200 млн грн планируется потратить на санаторно-курортное лечение «слуг народа» (87 млн выделяется Верховной Раде и 113 млн грн ДУСе - Государственному управлению делами).

 

То есть на лечение депутатов выделяется в 4 раза (!) больше денег, чем на лечение ветеранов войны и инвалидов. На социальную защиту «чернобыльцев» предусмотрено 2,6 млрд грн. Это – примерно 4% от того, что им положено по закону и примерно по 1200 грн на одного «чернобыльца». Денег на лечение «чернобыльцев» в проекте Бюджета-2012 – не предусмотрено вообще!

 

Народ лечить необязательно. Пусть сам выживает. Расходы на Минздрав снижены на 0,5 млрд грн (с 7,58 млрд грн в 2011 году до 7,07 млрд в 2012 году).

 

Новогодние подарки олигархам

 

15 млрд грн предполагается потратить на предоставление государственных гарантий коммерческим фирмам. 12 млрд грн планируется передать «Нафтогазу» для увеличения его уставного фонда.

 

Таким образом, прямые дотации государства и кредитные средства, переданные «Нафтогазу» из «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка» составят на конец 2012 года 71,2 млрд грн (объем рекапитализаций с начала 2009 года составил уже 36,8 млрд грн, дополнительно «Нафтогаз» поддержали безальтернативными кредитами госбанков «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка» в объеме 22,4 млрд грн, итого 59,2 млрд грн на середину 2011 года).

 

А возможно, и больше, поскольку никто не запретит Кабинету министров в «ручном режиме» добавить «Нафтогазу» еще денег. Ведь Министерство финансов, согласно проекту закона о бюджете, может самостоятельно определять, кому, сколько и когда выделить средств.

 

Да, собственно, и бюджет Минфина увеличен в 2012 году на 9,1 млрд грн (с 34,49 млрд грн до 43,58 млрд грн). 6,8 млрд грн получат владельцы убыточных угольных шахт. Еще 5 млрд грн планируется передать в виде кредита Аграрному фонду. И наконец, 1 млрд грн будет потрачено на увеличение уставных фондов «Укрэнерго» и «Укргидроэнерго».

 

Таким образом, суммарно олигархи получат порядка 40 млрд грн подарков из государственного бюджета.

 

Вот такой замечательный документ подготовил Кабинет министров Украины. А если еще учесть, что сам проект закона едва ли не самый скромный за всю историю суверенной Украины – всего 14 страниц текста (к тому же без четкого разделения на доходную и расходную части и массой ссылок на другие законодательные и нормативно-правовые акты), то мы получим просто уникальный документ.

 

Правда, не совсем ясно… кому нужна такая уникальность? Может быть, имело смысл сделать нормальный документ?

 

Юрий ГАВРИЛЕЧКО, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/77859/
© 2006-2008, komitet.net.ua