БЮДЖЕТ ВОЗМОЖНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ


31.10.2011 11:41

В первом чтении, как тому и положено, утверждены основные параметры главного финансового документа. Оставшиеся чтения не опечалят правительство непредсказуемыми каверзами оппозиции, деморализованной посадкой их лидера. Рада начинает функционировать подобно Госдуме, уверено переваривая в закон все исходящие правительственные документы.

Бюджетный процесс катит без смазки

Николай Азаров охарактеризовал проект бюджета на 2012 год как «бюджет приоритетного развития внутреннего рынка и стимулирования развития регионов Украины». Это, конечно, не соответствует истине. Какое там развитие!

Но сначала про основные параметры бюджета-2012. В своем докладе первый вице-премьер Андрей Клюев сообщил, что Кабмин разработал два сценария развития украинской экономики в следующем году – оптимистичный, на основе которого рассчитана Государственная программа социального и экономического развития, предполагает рост ВВП на 6,5 %, и
«взвешенный» – на 5,5 %, если обострятся кризисные явления в мировой экономике.

Для проекта бюджета правительство задействовало
«взвешенный сценарий» – рост ВВП на 5,5 % и сокращение дефицита бюджета до 1,6 % от ВВП. Доходы государственного бюджета выедены на уровень 334 млрд. грн., а расходы на 373,1 млрд. грн. Годовая инфляция – 7,9 %. Причем глава Минфина Федор Ярошенко сообщил важнейшую деталь: параметры Госбюджета-2012 «полностью согласованы с МВФ».

 

Кто бы сомневался в подотчетности уряда суверенной державы пред смотрящими из валютного Фонда…

За основу взят валютный курс 8 грн./долл., а цена российского газа определена в пределах в $ 414-416 за тысячу кубометров. Цена вытекает из формулы к газовому соглашению, подписанного в январе 2009 года в бытность Тимошенко премьером.

 

Стало быть, Кабмин на снижение «дискриминационной» цены или не шибко надеется, или компромисс с «московитами» станется таковым, что даже в случае снижения стоимости газпромовского товара придется изыскивать средства для возмещения ущерба от нового взаимовыгодного контракта.

Вариант рецессии экономики не рассматривался реформаторами. Надо полагать, законы жанра не позволяют вести более сдержанное планирование с учетом колебаний мировой конъектуры. Ну а если она ляжет, то не беда – у нас уже есть
«позитивный» опыт верстки бюджета-2009: планировали в условиях начавшегося мирового кризиса рост ВВП на 6 %, а получили фундаментальный обвал на 15,1 %.

«Не кажи гоп…»

Мы имеем отнюдь не
«бюджет приоритетного развития внутреннего рынка». Во-первых, потому что экономика совсем не восстановилась до уровня 2008 года, чтобы заявлять о развитии. Вещать о том, что «процесс пошел» можно только по достижению показателей 2008 года. Однако спад в 2009-м был настолько грандиозным, что учитывая заложенное в бюджете увеличение ВВП 5,5 % не оставляет шансов на достижения в 2012 году высших показателей Украины 2008 года (они, в свою очередь, катастрофически отстают от показателей 1990 года).

Так, например, машиностроение и металлургия в лучшем случае достигнут 80 % уровня января-августа 2008 года. Строительная отрасль, несмотря на скромный оживляж под Евро-2012, не дотянет и до 50 %. А в целом промышленность восстановится лишь до уровня 85 %. Дай Бог, если не случится в 2012-2013 гг. никаких мировых катаклизмов, то тогда бюджет-2014 года можно будет величать
«бюджетом развития».

Однако спокойная жизнь по возрастающей нам не грозит. Мировое хозяйство неуклонно сползает в глобальную депрессию. Об этом, в частности, не скрывая заявил недавно глава Всемирного банка Роберт Зеллик:
«Мы на пороге нового и совершенно иного шторма, чем финансовый кризис 2008 года».

Хладное дыхание мировой рецессии мы ощутили уже в сентябре 2011 года. В первый месяц осени, традиционно добычливый после августовской спячки, ощутимо просели наши основные экспортные позиции: металлургия – минус 3,9 %, химическая промышленность – минус 2,3 %. И пожалуйте – промышленное производство в целом, не смотря на рост машиностроения и сельского хозяйства, ушло в минус на 0,3 % по сравнению с
«отпускным» августом.

В сентябре солидно тряхнуло и на валютном рынке. Хотя власти помалкивают о сентябрьском шторме. Агентство
Bloomberg сообщило, что золотовалютные резервы Украины на начало октября сократились почти на $ 3,2 млрд. или на 8,4 %. О причинах можно догадаться: двукратный рост оплаты за российский газ в сентябре по сравнению с августом (в октябре рост продолжится), отток спекулятивного капитала под воздействием европейских дрязг, наметившаяся пробоина в платежном балансе Украины… За счет дефицита гривневой ликвидности и интервенциям НБУ на валютном рынке пока удается удерживать курс национальной валюты.

Но без новых привлечений средств МВФ никак не обойтись, ибо отрицательное торговое сальдо прет словно на дрожжах – $ 8,1 млрд. за январь-август. Подъем по сравнению с аналогичным периодом 2010 года аж в 1,8 раза! Наращивание внешнего долга, хотя и не такими стахановскими темпами, что наблюдались 2009-2010 гг., никак не коррелируется с прогрессом державы.

К тому же под шумок переговоров с МВФ у руководства чешутся руки въяремить электорату ещё одно повышение тарифов на коммунальное тепло. Есть сомнения, что МВФ именно этого требует. Скорее наши руководители в целях саморекламы накручивают электорат информацией о том, как они мужественно забарывают людоедов из МВФ, получая при этом вожделенный транш на
«развитие» державы. После антисоциальных решений Кабмина этого года без самохвальства не сдюжить.

Маркеры бюджета

Расходы сводного бюджета на общегосударственные функции увеличатся на 12,5 %. Между тем мы неоднократно слышали заявления видных реформаторов о планируемом сокращении чиновного люда на 30 %. По всему видать, в провинции предстоит интенсивная прополка бюрократов с одновременным ощутимым ростом довольствия центральных мандаринов.

Планируемый дефицит бюджета на уровне 1,6 % ВВП выглядит чрезмерно нарядно. Всамделишная недостача сокрыта от зоркого ока МВФ. В реальности прореха будет не менее 4-5 % ВВП, т. к. необходимо учесть серьезные дисбалансы в финансах «Нафтогаза», которые будут приводиться в более гармоничный вид из средств казны.

Теперь, собственно, о социальном благотворении «бюджета развития внутреннего рынка и стимулирования развития регионов».

ЖКХ в целом получит немного больше средств. Но доля госинвестиций в бюджете-2012 снизится с 0,8 % до 0,6 %. Правительство продолжает грезить принудительной коллективизацией, т. е. повсеместном внедрении ОСМД, вопреки желанию людей. Уж коль ЖКХ реформаторами доведено до жалкого состояния, то пусть о крышах, трубах и бойлерах думают сами утопающие. Обычная капиталистическая практика.

Внимательные критики уже обращали внимание, что в
«Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2012 г.» заложен дальнейший рост количества бедных людей: «в 2010 г. по действующим нормативам к бедным государство относило 24,1 % граждан, а в 2012-м планируется 26,2 %».

 

Мало того, что освященный законом прожиточный минимум меньше реального раза этак в полтора, так он еще «планом развития» приговорен к отставанию от бюджетной инфляции (не будем роптать про реальную инфляцию): прожиточный минимум повышается для детей до 6 лет, и от 6 до 18 лет на 7,6 %, для лиц, утративших трудоспособность – на 7,5 %, для трудоспособных – на 5,7 %.

 

Размер минимальной пенсии, а ее имеют около 5 млн. чел., будет увеличен лишь на 7,7 %, и на конец 2012 г. она составит всего 869 грн.! Напомню, что правительство заложило в проект Госбюджета-2012 инфляцию в размере 7,9 %. Да и рост реальной зарплаты, учитывая истинную стоимость жизни, совсем не впечатляет: 2,1-4,1 %.

Но регионалы выглядели бы совсем лузерами, если бы не думали о грядущих парламентских выборах-2012. Потому в следующем году многие категории бюджетников ощутят отеческую заботу родного правительства.

 

Так, средняя зарплата заведующего детсада вырастет на 847 грн. (на 35 %), учителя высшей категории – на 614 грн. (25 %), врача-хирурга тоже высшей категории в стационаре – на 861 грн. (30 %), участкового врача-терапевта высшей категории – на 704 грн., фельдшера высшей категории – на 540 грн.

Власть не была бы властью, когда бы перестала в первую голову беспокоиться о собственном комфорте. На вельмишановное содержание в следующем году заложено 16,6 млрд. грн., а на все вместе взятые социальные программы – 13,9 млрд. На медицинское обслуживание высших должностных лиц запланировано 465 млн. грн., а на медобслуживание ветеранов войны и инвалидов – всего 120 млн. грн., то есть в четыре раза меньше – долбонят депутаты-бютовцы.

Всё так. Но интересные люди, а как они хотели сокращать бюджетный дефицит? Если так бесконечно больно за простой народ, то взяли и отказались бы от много того, что предоставляет им казна. Например, от медобслуживания за счет державы. Слабо? Тогда пользуйтесь завоеваниями демократии и не гневите Бога. Видных
«розбудовщиков» в державе всего тысяча душ, а остального люда 45 млн. с копейками. На всех не напасешься.

Повторюсь, все эти бюджетные метания очень могут оказаться пустыми умствованиями, если мировая экономика выкажет стремление к рецессии. Ведь экономика Украины стараниями реформаторов предельно упрощенна и открыта всем кризисным ветрам.

Владимир Ветров, From-UA

Комитет

 

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/77617/
© 2006-2008, komitet.net.ua