В Донецкой области разгар осеннего призыва — с начала сентября начали работать медкомиcсии, а с 1 октября бойцов уже будут отправлять в армию. По данным военкоматов, все идет штатно. А военные прокуроры говорят, что звонков-жалоб на взяточников в военкоматах от населения за эти две недели не было. Они объясняют это ужесточением закона о коррупции.
Но число сачков по-прежнему велико — престиж срочной службы невелик (к слову, контрактникам платят очень мало — от 1 тыс. грн., поэтому все чаще такими солдатами становятся женщины). «У сына призыв в следующем году. Жена категорически против армии. Мне кажется, самый надежный способ — чтобы сын поступил в вуз, оттуда не заберут. А там через пять лет все уже и забудется», — делится Эдуард Шаховской.
Активизировались и сайты, которые предлагают разные способы и услуги «откоса» от армии, причем большая их часть не бесплатная (в числе предлагаемых законных способов, например, депутатство или усыновление маленького ребенка). Форумчане также активно обмениваются информацией, как избежать армии. «Слышал про глотание монетки и (соответственно подозрение на язву при рентгене)», — делится один из интернет-пользователей.
Часть «уклонистов» предпочитают давать взятки медикам или военкомам. Исходя из последних громких дел по взяткам, «откосить от армии» в Донецкой области обходится в среднем $400—500, в Донецке стоит дороже — $600 (причем и врачи и военные комиссары берут примерно одинаково. — Авт.).
Правда, пару лет назад правоохранители задержали в Красноармейске медика на взятке в $1000. «Деньги брала медсестра врача-терапевта. Она эти деньги в нижнем белье спрятала. Но мы, конечно, нашли», — рассказал старший помощник военного прокурора Донецкого гарнизона Александр Цупка.
Вообще за 2011 г. военной прокуратурой был выявлен всего один факт взятки. «Заместитель военного комиссара Новоазовско-Тельмановского района был задержан в марте во время получения $400 за помощь в признании непригодным парня к армии, — рассказывает Александр Цупка, — кстати, прием он вел в кабинете Тельмановской райбольницы, там был участок временного призыва». Горе-военкому запретили год занимать определенные должности и обязали отчислять в доход государства 10% зарплаты.
Александр Цупка, который работает в должности с 2005 года, припоминает только один случай, когда комиссар-взяточник получил срок. «Ему дали два года ограничения свободы условно. Остальных в основном штрафуют или отстраняют от должности», — поясняет старший помощник военного прокурора.
Появилась в области и другая тенденция — народ начал давать взятки, чтобы попасть в армию. «У моего знакомого из Славянска заболевание желудка, а он парень небогатый, хочет работать в милиции, а для этого нужно отслужить. Поэтому, я знаю, давал деньги — где-то $300 врачу, чтобы тот «закрыл глаза» на болезнь», — рассказал 19-летний дончанин Алексей. Впрочем, такая мзда пока не очень популярна в Донбассе — прокуратура пока таких взяточников не задерживала.
Источник: "Сегодня"