«ГАЗПРОМ» ЗАСТАВИЛ УКРАИНУ ПОПРОЩАТЬСЯ С МАРТЕНАМИ


07.09.2011 08:49

Российский «Газпром» отбивается, как минимум, от четырех судебных процессов европейских компаний-покупателей газа по поводу формулы определения цены. На подходе еще несколько желающих судиться, в том числе Турция и Украина. Тем временем, отечественный металлургический бизнес наконец-то озаботился вопросами энергосбережения: началась активная замена устаревших мартенов современными конвертерами. Потребление газа при этом сокращается… в 20 раз.

Торжественная церемония первой подачи газа на морском участке «Северного потока», завершившаяся дружеским распитием пива компанией в составе российского премьера Владимира Путина и экс-канцлера ФРГ Герхарда Шредера, была омрачена двумя новостями из Германии.

Крупнейшие покупатели российского газа – немецкие концерны E. ON и RWE (РВЕТ) – подали в Международный арбитражный суд иски, в которых требуют пересмотра механизма ценообразования, заложенного в контрактах.

Причиной обращения в суд стали неудавшиеся переговоры с «Газпромом» об изменении формулы. Концерн E. ON считает, что из-за практикуемой россиянами привязки цен на газ к ценам на нефть он переплачивает 22%, по сравнению с действующими на рынке спотовыми ценами. Аналогичная претензия у RWE. Концерн имеет контракт до 2035 года, который он считает невыгодным. Особая неприятность этой новости заключается в том, что E. ON закупает 20 млрд. кубометров российского газа в год: это столько же, сколько пойдет сейчас по «Северному потоку».

«Эпидемия» арбитражных исков против «Газпрома» началась этим летом, когда итальянская компания Edison через суд добилась от российской стороны скидок на закупаемый газ в 200 млн. евро.

Edison вела переговоры с Promgas (совместным предприятием "Газпрома" и итальянской Eni) о снижении контрактных цен на газ из России еще с конца 2008 года. Не добившись результатов, компания в августе прошлого года подала иск в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма к совместному предприятию "Газпрома" и Eni с требованием обязать поставщика снизить цены в долгосрочных контрактах до уровня биржевых.

Обоснование арбитражного иска состояло в том, что итальянская компания несет убытки, закупая российский газ по долгосрочным контрактам намного дороже, чем он стоит на рынке.

Победа юристов Edison над юристами «Газпрома» для многих оказалась неожиданной. Поэтому, когда перевес в пользу итальянцев стал очевидным, россияне согласились на мировую (внесудебное урегулирование) и подписали новый контракт. При этом многие эксперты отмечают, что для «Газпрома» уступка Edison необременительна, так как она закупает всего 2 млрд. кубометров российского газа в год. Но сам факт примечателен.

Помимо ставшей широко известной уступки Edison, российский газовый монополист, под давлением Германии, был вынужден добровольно снизить цену на газ, поставляемый по долгосрочному контракту в терпящую экономическое бедствие Грецию.

Немцы, как главные спонсоры программы выживания греческой экономики, накануне открытия «движения» по «Северному потоку», доходчиво объяснили Кремлю, что не имеют желания и лишних средств субсидировать Грецию на покупку российского газа по высоким ценам. В результате июльские переговоры между представителями греческой корпорации DEPA и «Газпромом» прошли успешно.

Начиная с середины августа, в Грецию будет поставляться меньше газа (снижение объемов), а также скорректированы цены. При этом, по согласию трех сторон (Греции, России и Германии), цена, по которой Афины теперь будут получать газ, не будет разглашаться ни одним из участников переговоров. Это склоняет наблюдателей к мысли, что Россия пошла на достаточно серьезные уступки Греции.

За этими юридическими и переговорными процессами с любопытством следят Болгария и Турция. Они давно выражали недовольство принципами ценообразования и нормой об объемах обязательной закупки газа. Судя по всему, власти этих стран пока взвешивают свои силы в арбитражной борьбе против России.

Украина, как известно, тоже хочет избавиться от «обязаловки» по объемам закупок и скорректировать слишком высокую цену на российский газ. Однако Москва пока отказывается освободить нас от десятилетних договоренности, заключенных Юлией Тимошенко в 2009 году. Причем отказывается в достаточно категоричной форме.

Тем не менее, Украина уже сделала первый шаг: подала заявку на закупку у "Газпрома" в 2012 году 27 млрд. кубометров газа против 40 млрд. кубометров в 2011 году. Об этом официально сообщил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.

Каким образом мы будет добирать разницу, автор попытался выяснить у специалистов. Очевидного ресурса, помимо «поедания припасов» из ПХГ, на первый взгляд, нет. Однако при более глубоком погружении в тему оказывается, что собственники локомотива украинского экономического благополучия – меткомбинатов – не сидели сложа руки, как еще несколько лет назад, во время предыдущих газовых войн.

По всей видимости, на этот раз они ощутили всю серьезность газовой угрозы, и выгребли из оффшорных кубышек немалые инвестиции в энергосбережение. Наконец-то Украина начала хоть немного двигаться в сторону современного развития, а не эксплуатации оборудования времен сталинской индустриализации.

Вы только вдумайтесь: еще совсем недавно почти половина стали в нашей стране выплавлялась дедовским способом в мартеновских печах. В то же время в мире уровень использования мартена не превышает 7% (!). Как способ производства он практически вытеснен гораздо более эффективным кислородно-конвертерным способом (около 63% мирового производства) и электроплавкой (более 30%). Россия окончательно распрощалась с мартенами в позапрошлом году.

Фактически можно констатировать, что только украинские металлургические магнаты продолжали активно эксплуатировать «древнюю лошадку», накручивая потребление газа в разы. Дело в том, что, по словам специалистов, при выплавке мартеновской стали потребляется в 20 раз больше газа в сравнении с тем же объемом, получаемым в конверторах: свыше 100 кубометров против 5-6 кубометров на каждой тонне.

При высокой цене газа, переход на более современные технологии выплавки позволяет снизить себестоимость стали почти на треть. Однако и затрат это требует, разумеется, немалых. А наши люди имеют такую нехорошую черту, как жлобство. Раскошелиться их не заставили ни уговоры правительства в 2003-м, ни колебания рынка стали в 2008-м. Только сейчас украинский капитал зашевелился.

В итоге, если на начало 2008 года удельный вес стали, произведенной в украинских мартенах, составлял 47% от всей выплавки, то к середине 2010 года он снизился до 28%. К концу 2011 года, прогнозируют специалисты, объем «мартеновской стали» снизится до 18-19%. А к концу 2012 года – до 13%.

От энергозатратного способа первым отказался «Метинвест». В мае на комбинате "Азовсталь" была остановлена последняя из семи мартеновских печей. Производство переведено в конвертеры. Такая же работа ведется на ММК им. Ильича, но там есть проблемы – необходимо полностью реконструировать процесс разливки стали. Поэтому прощание с последним мартеном тут состоится не раньше 2015 года.

Две мартеновские печи уже остановлены на Донецком метзаводе. Оставшиеся четыре должны вывести из эксплуатации до середины 2012 года. Здесь конверторам предпочли электросталеплавильное производство. Примечательно, что вся реконструкция, по предварительным расчетам, обойдется собственникам завода в $900 млн. Это – двухмесячный платеж Украины за российский газ по нынешним ценам (в августе мы заплатили $487 млн.).

Уменьшение расхода газа в металлургии – одна из причин, почему Украина может снизить его закупки в России. Кроме этого, есть возможность высвободить часть собственного газа, потребляемого сферой ЖКХ, если перевести хотя бы часть украинских ТЭЦ на уголь. Правда, при самом оптимистичном сценарии на это потребуется от года по полутора. Но, как показал, скажем, опыт Варшавы, результат того стоит. И никаких ужасов с экологией, которые предвещали некоторые прогнозисты, не произошло.

Конечно, все это можно было делать и раньше, не дожидаясь «третьей газовой войны». Но… Народная мудрость имеет много объяснений по этому поводу. Типа «пока гром не грянет…», «жареный петух не клюнет» и «нет худа без добра». Если суд в Стокгольме не выиграем, так хоть промышленность свою модернизируем. Из серии – «не догоним, так согреемся»…

Егор Смирнов, Источник: Версии

"Комитет"


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/75124/
© 2006-2008, komitet.net.ua