«Распространяется бесплатно» – эта фраза означает, что издателям книги «Влияние через социальные сети» не важно, сколько они заработают на распространении собственных бесплатных идей. Или – не собственных? И уж тем более – не бесплатных? Позволю себе одну параллель. Сто с лишком лет назад, в феврале - марте 1919 года, Сенат США проводил слушания по делу «Большевистская пропаганда», больше известному как дело комиссии Овермана. Фактически речь шла об организации первого в истории экспорта революции на территорию России…
Стенограмма протокола слушаний о событиях революции 1917 года свидетельствует о том, что «Леон Троцкий, до того как он покинул Нью-Йорк, был выслан последовательно из Австрии, Франции и Испании… Он созвал митинг немецких социалистов и русских в Гарлем Ривер Парк Казино, на углу 122-й улицы и 2-й авеню, вечером 26 марта 1917 года, после разрыва дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Германией и произнес речь по-немецки и по-русски. Он сказал: «Я отправляюсь назад в Россию, чтобы свергнуть Временное Правительство и прекратить войну с Германией и не допущу вмешательства со стороны постороннего правительства. Он уехал на следующее утро со своими последователями на [пароходе] Норвежско-Американской Линии; и с этого дня по 1-е июня уехало 450 русских, с разными вожаками.
Сенатор Нельсон: Какой он национальности?
Полицейский Тунни: Он русский…
Нельсон: Как он выглядит?
Тунни: Типичный русский. Темные, густые, кучерявые волосы, очень радикально выглядит и говорит…»
Чтобы «типичному русскому», уже высланному из Австрии, Франции и Испании и находящемуся под неусыпным надзором британской полиции, получить американский паспорт, надо было свершиться чуду. «Волшебником», который выдал Троцкому паспорт для возвращения в Россию, чтобы «продвигать» революцию, стал президент США Вудро Вильсон. К этому американскому паспорту были приложены виза для въезда в Россию и британская транзитная виза.
Итак, сотню лет назад американский Сенат еще мог сомневаться - пускать ли «революционеров» в Россию? Сегодня он ежегодно голосует за выделение сотен миллионов долларов на содержание тех, кто помогает Соединённым Штатам в укреплении их господства над миром.
Предшественница нынешнего госсекретаря США Кондолиза Райс впервые ввела в практику американской дипломатии требование прямого вмешательства во внутренние дела государства пребывания: «Дипломаты… будут помогать иностранным гражданам развивать строительство демократии, бороться с коррупцией, открывать бизнесы, улучшать здравоохранение, реформировать образование».
Для проведения такой политики в жизнь Фонд обороны США сразу же выделил Кондолизе Райс 100 миллионов долларов (http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2006/59339.htm).
***
До развала Советского Союза инстинкту захватчика, переложенному в свое время на язык доктрины Монро, еще можно было противостоять с помощью советских межконтинентальных ракет. Нынче этот инстинкт ничем не связан – и он всё больше дает о себе знать.
Культ силы, теология доктрины «Предопределенной Судьбы», отождествляющая американскую территориальную экспансию с волей Бога, расистская теория «американского века», геополитические концепции Маккиндера, адмирала Мэхэна и Николаса Спайкмена, доктрина «открытых дверей» и, наконец, Вильсоновский универсализм, отождествляющий интересы американского экспансионизма с универсальными интересами человечества, - вот элементы американской идеологии, которая сложилась еще на рубеже XIX-XX столетий и с тех пор мало изменилась.
Суть доктрины Монро точно выразил выдающийся немецкий юрист Карл Шмит: «Это процесс экспроприации и присвоения пространства. Ее субъект - политическая воля США, Jus Belli Америки, ее объект - пространство, которое должно этой воле стать подвластным».
Одним из главных инструментов претворения доктрины в жизнь является Государственный департамент США. А причём тут, спросите вы, малоизвестный фонд «Фокус-медиа», который «способствует созданию преуспевающих сообществ путем просвещения и вовлечения людей в деятельность для улучшения их здоровья и уровня жизни», в том числе изданием книжки «Влияние через социальные сети»?
Притом, что связь внешней политики США с теми инструментами, которыми она реализуется, во многих случаях незаметна. Эта связь маскируется. Порой и не узнаешь, кто оплачивает «эту музыку». Впрочем, давайте посмотрим.
5 апреля 2011 года помощник госсекретаря США Пола Добрянски проговорилась: «Мы потратили более 1,2 миллиарда долларов на программы по правам человека и развитию демократии». Куда текут эти миллионы?
Через Национальный фонд за демократию (NED) «зеленые дожди» госдепа расходятся по всему миру. Широка география распространения долларов американского госдепа и в России. Из документов NED за 2005 год следует, например, что 42 тысячи долларов получил от этой организации Музей Андрея Сахарова в Москве – за проведение конкурса среди школьных учителей России на лучший урок истории, посвященный «тоталитаризму и политическим репрессиям в СССР» (не 60-летию Великой Победы, заметьте, отмечавшемуся в том же 2005 году).
50 тысяч долларов получила ассоциация «Голос» - на продолжение программы по увеличению участия общественности в местных органах законодательной власти (вне рамок Конституции России, разумеется, иначе программа вообще теряет смысл). 35 тысяч получило общество «Мемориал» - на публикацию бюллетеня «Карта», который посвящен ревизии политики российских властей в отношении неправительственных организаций.
50 тысяч получил информационно-аналитический центр «Сова», который отслеживает связи «между политическими лидерами и националистами». 50 тысяч было выдано Московской хельсинкской группе, 30 тысяч – ассоциации «Чеченские матери за мир» и так далее: всего 48 организаций и 3 миллиона 720 тысяч 518 долларов расходов.
Долларовая зелень, которую раскидывает по России государственный департамент США, пролилась не только над Москвой, дождь благодеяний ощутили и в Челябинске, Чечне, Рязани, Калининграде, Казани, Екатеринбурге, Мурманске, Нижнем Новгороде, Озерске (на Урале), Перми, Петербурге, Воронеже, Ярославле…
Получил ли и получает ли «зеленые» фонд «Фокус-медиа», судить не берусь. На сайте этой некоммерческой организации нет ни слова о том, на чьи деньги, не занимаясь коммерцией, организация существует.
Ален Вэйнштейн, помогавший в разработке учредительных документов NED, в 1991 году заметил: «Большая часть из того, что мы делаем сегодня, делалась тайно 25 лет назад ЦРУ. NED, как и ЦРУ до него, называл это поддержкой демократии. Правительства и движения, против которых действовал NED, называли это дестабилизацией».
А вот что говорит Уильям Энгдал, американский политолог, живущий в Германии и занимающийся исследованием механизмов внешней политики США: «Новая стратегия изменения режимов, в первый раз примененная в 2000 году против Милошевича в Сербии, потом против Шеварднадзе в Грузии, потом в 2005-м на Украине, затем, правда, безуспешно - в Белоруссии, в Узбекистане против Каримова, в Киргизии, была разработана Пентагоном и частными исследовательскими центрами, нанятыми Пентагоном для разработки новой стратегии войны...
Ирак был только одной моделью, Ирак – очень плохая модель. Гораздо эффективнее вовлечь в дело, как на Украине, молодёжь, например, такие организации, как «Отпор», «Пора» и подобные им, и нападать стаей, выходя на улицы, на первый взгляд без всякой координации, к удивлению полиции, которая пытается реагировать на беспорядки и в результате делает молодёжь героями. В каждом случае, о котором я говорю, американские НПО играют стратегическую роль.
«Открытое общество Джорджа Сороса», «Национальный фонд развития демократии» (НЭД) – это структуры Конгресса Соединённых Штатов. А «Национальный фонд поддержки демократии» был учреждён во время президентства Рейгана, чтобы делать то, что раньше делало ЦРУ, только, так сказать, в частном порядке...
Что они делают? Они тренируют избранных ими молодёжных лидеров в университетах. В случае с Украиной они тренировали их в Сербии или встречались в нейтральных странах и делали молодых людей ангажированными провокаторами, владеющими техникой, которую корпорация РЭНД называет «пчелиным роем». Так это действует».
Занимает своё место в «пчелином рое» и фонд «Фокус-медиа», издавший на русском языке книжку «Влияние через социальные сети». Фонд был основан в 1996 году тремя активистками некоммерческого сектора – Евгенией Алексеевой, Юлией Качаловой и Еленой Тополевой, увлеченными, как они сообщают, социальным маркетингом, то есть исследованием рынка социальных услуг. Если проще, поиском возможностей заработать на общественных нуждах - вполне западное применение сил и талантов.
Чем фонд занимается конкретно? Пропагандой безопасного сексуального поведения, профилактикой ВИЧ среди молодежи, но далеко не только. Главное поле деятельности «женственных бойцов со спидом» - укрепление некоммерческих организаций на Северном Кавказе, в самом, пожалуй, уязвимом сегодня регионе Российской Федерации.
«Потребность в этой книге в регионах, особенно на Северном Кавказе, огромна, - уверены руководители «Фокус-медиа». - Нам бы очень хотелось, чтобы эта книга стала настольным пособием для некоммерческих организаций. Это помогло бы им привлекать новых сторонников, организовывать акции, комментировать события, происходящие в мире, делиться информацией, рассказывать о своих успехах и влиять на взгляды других людей. Иначе говоря – выполнять свою миссию».
И далее.
«Значительная часть книги посвящена блогам, их успешной «раскрутке», их продвижению и оптимизации. Сами блогеры делятся секретами монетизации, а мы предлагаем для рассмотрения некоторые возможности фандрайзинга в Интернете. Книга снабжена рассказами авторов успешных групп и сообществ».
Что тут сказать? Монетизация – это и есть идеология вторжения западной «демократии» в чуждый «монетарному» мышлению мир. Взломать его нравственные барьеры, заставить говорить и думать на западный лад – легче и быстрее в умах молодых. За них и идет сейчас борьба.
О том, что Интернет и так называемые социальные сети стали использоваться как новейший канал «экспорта революций», сейчас уже догадываются многие.
Дошла очередь до России? Возможно, и дошла, как-никак Россия в этой очереди - еще с начала ХХ века. Во всяком случае, издатели из фонда «Фокус-медиа» сообщают, что «презентационный тираж книги издан в рамках проекта «Развитие местных сообществ Чечни, Ингушетии, Дагестана и Северной Осетии» (вот там и ждите событий).
Официально финансирует этот проект (по Чечне, Ингушетии, Дагестану и Северной Осетии) такая структура, как UNDF – The United Nations Democracy Fund, распространившая свою деятельность и на Тунис, и на Египет, где «революции» уже состоялись, и на другие страны, где они, вероятно, только готовятся.
Хотите знать, что это за страны? Пожалуйста. Вот, например, некий New Media Institute в Киргизии рекламирует книгу «Влияние через социальные сети» весьма примечательным образом: «Книга-учебник для тех, кто хочет в совершенстве овладеть технологией захвата мира через социальные сети!» Просто и со вкусом.
Или ещё: «Революция через социальную сеть» — название новейшей (запущенной нынешним летом) серии акций протеста в Белоруссии. Эти акции протеста, за которыми стоят попытки свергнуть Александра Лукашенко, организуются инициативными группами через социальные сети «ВКонтакте» и Facebook.
Суть акций: их участники регулярно собираются в центре белорусских городов, не скандируя никаких лозунгов, призывов или требований, а лишь аплодируя время от времени, чтобы выразить так свой протест против власти. Первая подобная акция прошла в Белоруссии 8 июня 2011 года, потом они стали повторяться регулярно с частотой раз в неделю.
И напоследок надо сказать о партнерах наших книгоиздателей. Можно предположить, что главными проводниками «влияния через социальные сети» являются всё-таки не три упомянутые выше дамы, а скорее их «партнёры».
Здесь и Всемирный банк, и католическая «Caritas Internationalis», и «Кавказский узел», и «Amnesty International», и корпорация «Шелл», и Фонд ООН по народонаселению (UNFPA), и Фонд Форда. Пусть теперь читатель сам подумает, проводниками какого влияния являются все эти структуры, приверженные «развитию демократии» через социальные сети на Волге, Урале, Кавказе, в Сибири, в Калининграде, на Дальнем Востоке…
Елена ПУСТОВОЙТОВА, "Фонд стратегической культуры"