На фоне острого долгового кризиса в зоне евро 16 августа в Париже прошло экстренное совещание лидеров Франции и Германии. Накануне официальный представитель правительства ФРГ призвал журналистов не придавать встрече Ангелы Меркель и Николя Саркози «чрезмерного значения». Дескать, канцлер и президент договорились об очередной встрече еще на саммите стран еврозоны 21 июля. Поэтому продолжающаяся лихорадка на европейских биржах, мол, ни при чем.
На самом деле, встреча была вызвана углублением кризиса в еврозоне. Дело дошло до того, что известный финансовый гуру Джордж Сорос в интервью британской газете «The Financial Times», опубликованном 15 августа, предложил Греции и Португалии покинуть Европейский союз и зону евро из-за их колоссальных долгов.
Решение по выходу из кризиса евро, по мнению Сороса, должно включать три главных составляющих: реформу и рекапитализацию банковской системы, создание режима единых облигаций еврозоны и механизма выхода стран из блока.
Странное «правительство»
Тем не менее, встреча в Париже особых сенсаций не принесла. Париж и Берлин предложили создать «экономическое правительство» зоны евро и назначить его главой председателя Евросовета Хермана Ван Ромпея, о чем Саркози и Меркель заявили на пресс-конференции после завершения переговоров.
Надо сказать, идея создания подобного «правительства» - новость далеко не свежая. Французский президент озвучил ее еще пару лет назад. Но Меркель тогда считала, что каждый из тонущих членов еврозоны должен спасаться самостоятельно. Да и понимания всей глубины кризиса тогда еще не было. Поэтому идея была отложена в «долгий ящик» и только теперь ее вытащили на свет.
По мнению руководителей Германии и Франции, правительство, в состав которого войдут представители всех 17 членов еврозоны, будет собираться два раза в год. Однако чем будет отличаться его деятельность от нынешних саммитов руководителей стран еврозоны, что будет входить в компетенцию правительства, Меркель и Саркози не объяснили. Канцлер лишь заметила: «Мы понимаем, что все это долгий процесс, что все не свершится за один день».
«Тень на плетень»
Гораздо серьезнее, но и намного проблематичнее одновременно выглядит предложение Парижа и Берлина о том, чтобы все участники еврозоны еще до конца лета этого года внесли в конституции своих стран положение о верхнем пределе государственного долга. Как известно, согласно Маастрихтскому договору от 1992 года государственный долг в странах ЕС не должен превышать 60% годового ВВП. Кстати, там же содержится положение о том, что дефицит бюджета не может превышать 3% ВВП.
Трудно представить, каким образом в Греции или Португалии можно записать в конституциях соответствующие статьи. А если их и запишут, каким образом они будут исполняться?!
Можно предположить, что подобное нововведение столкнется с жесткой оппозицией целого ряда стран – участников еврозоны. С другой стороны, в странах ЕС, которые в еврозону еще не вошли, лишний раз задумаются над тем, стоит ли туда входить и принимать на себя непосильные обязательства.
Впрочем, несомненный плюс в таком предложении для Германии и Франции существует. Если предложение провалится, а кризис еврозоны продолжится, можно будет переложить всю ответственность за возможный крах единой валюты на тех, кто противился воле Берлина и Парижа.
Как бы там ни было, но меры по наведению бюджетной дисциплины не только опоздали, но наводят лишний раз тень и на их инициаторов. Ведь, как писала 15 августа газета «Frankfurter Rundschau», «Берлин и Париж первыми нарушили Маастрихтские договоренности, когда зафиксированные в них условия показались им невыгодными. А то, что затем себе позволили Греция, Ирландия и Португалия, повергло в шок даже противников евро. Мало того, что финансовые балансы были фальсифицированы, так еще благодаря манипуляциям были нагромождены огромные государственные долги, значительно превышавшие пределы, допускавшиеся Маастрихтскими договоренностями».
Говоря о необходимости «большей сплоченности» финансовой и экономической политики стран еврозоны, главы двух стран также предложили ввести для еврозоны единый налог на финансовые трансакции. Идея здравая и давно уже овладела умами многих экономистов. Однако никаких разъяснений по поводу его размера и применения не последовало. Очевидно, детали появятся позже.
О жизни «после зоны»
Кроме того, Франция и Германия намерены ввести с 2013 года общий налог на предприятия своих стран. Каким он будет, пока неясно. Как заявил Николя Саркози, «мы попросили наших министров финансов и экономики подготовить предложения, которые будут нам переданы в начале 2012 на заседании французско-германского совета министров, чтобы, начиная с 2013 года, у нас был общий налог на предприятия в том, что касается его налогооблагаемой базы и ставок для немецких и французских предприятий».
Ангела Меркель, в свою очередь, мотивировала это решение желанием «укрепить нашу общую валюту».
На самом деле, планируемое введение общего налога лучше всего остального говорит о том, что лидеры двух стран уже задумались о возможной жизни «после зоны». К Германии и Франции в этом начинании могут присоединиться Австрия, страны Бенилюкса, еще кто-то. Но это будет уже иная Европа.
Кстати, в середине ноября прошлого года прошло почти незамеченным выступление во Франкфурте-на-Майне с докладом «Приоритеты интеграции» Гертруды Тумпель-Гугерель, члена Исполнительного совета ЕЦБ. Тумпель-Гугерель напомнила, что при создании евровалюты была введена единая система расчетов Target/ Target2.
Но с ноября 2009 года в Европе внедряется новая система расчетов Single Euro Payments Area (SEPA) и Target2 Securities(T2S). Система, оказывается, скопирована с внутригерманской платежной системы. Во внедрении участвуют ФРГ, Австрия и Нидерланды.
Вот и вырисовывается картина дальнейшего развития событий: Австрия и Нидерланды принимают идею общего налога, Франция обращается к новой системе расчетов - и обновленная еврозона готова. В этом смысле Ангела Меркель была вполне права, когда в Париже заявила, что «евро – наше будущее».
В любом случае следует понимать, что прежние акции по спасению стран, оказавшихся в бедственном положении, являются грубым нарушением соответствующего пункта в Договоре ЕС, а именно пункта о том, что в ЕС принцип взаимной ответственности не действует.
Ведь ЕЦБ, если говорить так, как оно есть, занимается монетизацией государственных долгов некоторых стран, то есть он печатает деньги для Греции, Ирландии, Португалии, Италии и Испании. А это является откровенным нарушением Маастрихтских договоренностей. В итоге оказывается, что ЕЦБ должен Федеральному банку больше 300 млрд. евро, а граждане Германии об этом ничего не знают.
Зачем нужен евро?
Почему при столь неблагоприятных условиях для единой валюты решено сохранить евро?
Ответ дают немецкие экономисты. В случае возвращения к германской марке «за считанные месяцы экспорт бы обвалился», говорит руководитель Института макроэкономики (ФРГ) Густав Горн. По его мнению, в случае появления марки она мгновенно начнет дорожать по отношению к другим европейским валютам и доллару США. Это означает, что более дорогими станут товары со штампом «Made in Germany».
«При условии роста курса марки на 10%, экспорт сократится на 4-5%», - предупреждает Горн.
Для страны, экономика которой ориентирована на экспорт, это означало бы торможение экономического роста и увеличение уровня безработицы.
Сходные ожидания также у экономиста Михаэля Бурды из Берлинского университета имени Гумбольдта.
«Снова возвращенная германская марка за считанные месяцы могла бы удорожать на 50%», - заявил Бурда в интервью газете «Welt am Sonntag».
Еще более категоричен Дениэл Гросс, эксперт брюссельского Центра европейских политических исследований. Он считает, что возвращение марки приведет ФРГ к финансовому кризису.
Долой еврооблигации
К счастью для немецких налогоплательщиков встреча в Париже, похоже, окончательно похоронила идею выпуска еврооблигаций, на которой настаивает Джордж Сорос.
Их выпуск сделал бы более дешевыми кредиты для Греции, Испании, Португалии, Ирландии, Италии. В их кредитоспособности финансисты сомневаются, и деньги ссужают только под очень большой процент, взимая плату за риск.
Но вот Германии, государственные облигации которой считаются самыми надежными в Европе, при этом за кредиты придется платить, по оценке экспертов, примерно вдвое больше, что обошлось бы ее бюджету, а значит, налогоплательщикам, дополнительно 47 млрд. евро в год. Ныне доходность десятилетних гособлигаций ФРГ составляет всего 2,34%.
Между тем доходность испанских облигаций даже после начала их скупки ЕЦБ равна 4,99%, итальянских - 5,02%. Греции, Португалии и Ирландии займы на мировом финансовом рынке обходятся еще дороже.
Поэтому для Берлина еврооблигации не были темой переговоров в Париже. Категорически против их выпуска высказались и министр финансов, и министр экономики, и исполнительный секретарь фракции ХДС/ХСС в бундестаге. Они не только беспокоятся о бюджете Германии, но и считают, что дешевые еврооблигации лишат кризисные страны стимула проводить политику жесткой экономии.
В такой ситуации Николя Саркози, который также не горит желанием срочно обзавестись еврооблигациями, но вынужден помнить о пресловутой «европейской солидарности», оставалось только заявить, что «появление евробондов возможно лишь в отдаленном будущем».
Да и то для этого необходимо осуществить «шаги по дальнейшей интеграции еврозоны».
Какие именно, Саркози предпочел не говорить. Да оно и понятно – ведь у него президентские выборы в следующем году.
Впереди стагнация или даже спад
Столь неопределенные результаты встречи в Париже не смогли успокоить рынки. Тем более на фоне последних известий об остановке экономики Германии, которая считается главным «локомотивом» ЕС, - во втором квартале 2011 года ВВП вырос всего лишь на 0,1% по сравнению с первым кварталом этого года.
Да и в еврозоне в целом дела выглядят неважно. Во втором квартале ВВП еврозоны вырос на 0,2% относительно предыдущего квартала, когда рост составил 0,8%, свидетельствуют предварительные данные Статистического управления Евросоюза. В годовом исчислении повышение ВВП региона в апреле-июне составило 1,7% после повышения на 2,5% в первом квартале. Аналитики, опрошенные агентством «Bloomberg», в среднем прогнозировали повышение ВВП на 0,3% относительно 1-го квартала и на 1,8% - в годовом исчислении.
В проблемной Испании рост ВВП составил 0,2%. Как отмечают специалисты, для того чтобы Испания смогла выполнить утвержденную программу финансовой стабилизации, темпы роста ВВП должны поддерживаться ей на уровне 0,5%. В конце прошлой недели поступили официальные данные о росте ВВП Франции, который опустился до нулевой отметки. Все говорит о том, что экономика Евросоюза грозит в ближайшие месяцы войти в фазу стагнации или даже спада.
* * *
Подводя итоги встречи двух лидеров, французское издание «Marianne» критически замечает, что инициативы Ангелы Меркель и Николя Саркози «совершенно не дают ответа на угрозу рецессии в Европе», как и «не дают методов управления, адаптированных к динамике финансовых кризисов», поскольку «пресловутое экономическое правительство будет встречаться лишь два раза в год».
Они также «не отвечают на плачевное положение европейских государств-должников, которые будут вынуждены брать займы по сумасшедшим ставкам», и, что немаловажно, они «способствуют еще большему усложнению европейской архитектуры», ибо «экономическое правительство еврозоны станет третьим столпом – после Совета ЕС и Европейской комиссии».
К сказанному добавить больше, пожалуй, нечего. Действительно, тот случай, когда «гора родила мышь».
Владимир НЕСТЕРОВ, "Фонд стратегической культуры"