Мне уже приходилось писать про специально тренированного боевого кота войск специального назначения, который был обучен выводить из строя вражеские компьютеры. Под видом доброго и голодного домашнего животного этот четырехлапый спецназовец должен был проникать в засекреченные бункеры вероятного противника и, улучив момент, вскакивать на клавиатуру компа, одновременно нажимая три клавиши: Сtrl+Alt+Del. В самый неподходящий момент система начинала перезагружаться, что позволяло нанести упреждающий ракетно-ядерный удар.
К сожалению, в процессе обретения боевых навыков котяра спился, поскольку инструктора обильно поливали вышеперечисленные клавиши валерьянкой для выработки условных рефлексов. Потом с валерьянки пришлось перейти на сухое вино, затем на водку…
В результате кот превратился в знатного алконавта и дошел до того, что стал внаглую воровать пиво у старшего прапорщика Задираки. План ведения диверсионно-разведывательной деятельности был безнадежно сорван. Это к теме насчет роли человеческого (в данном случае, кошачьего) фактора в реализации оперативных мероприятий.
О том, что в стране идет подготовка к очередной масштабной перезагрузке системы, свидетельствует буквально все. Все, что ни возьми, то и свидетельствует. Сочетание трех клавиш: неработающий парламент – конфронтация премьера с президентом – антиконституционная конституционная реформа (простите за невольный каламбур) готово к употреблению. К чему это все может привести?
Во-первых, к изменению архитектуры парламентского большинства. Специально избегаю употреблять термины «широкая коалиция», «переформатирование». Их так часто использовали, что они уже живут своей, отдельной от реальных событий жизнью. Все прекрасно понимают: так называемая демократическая коалиция сегодня устраивает лишь БЮТ. И то частично.
По большому счету, данное образование уже почти полгода играет роль некоего сакрального артефакта. Его положили в некий храм «демократии», и двое жрецов от БЮТ и «НУНС» читают проповеди на тему победы сил света над темной стороной мира.
По большому счету, коалиция стала чисто религиозным атрибутом, с помощью которого осуществляется промывка мозгов избирателей. Появились специальные мантры: «союз с Партией регионов невозможен», «мы едины как никогда». Однако вера – категория иррациональная. Она конфликтует с циничной и прагматичной политикой. Многомесячная, вялотекущая борьба с темными силами, блокирующими трибуну Верховной Рады, подрывает веру в реальную силу «коалиционного артефакта».
Постепенно все превращается в ритуал, то есть привычную последовательность действий. Понятное дело, что долго так продолжаться не может. В результате возник ущербный миф о спикере-миротворце, который способен семью вариантами урегулирования парламентской ситуации накормить все фракции Рады. Однако приходится констатировать: даже если десять дней и десять ночей рабочая группа, в которую войдут представители всех депутатских фракций, будет согласовывать проект политического мирового политического соглашения, он все равно никого не устроит.
На повестке дня – перераспределение власти. Все должно начаться в Верховной Раде, потому что она является ключом ко всем изменениям. Почему? Именно парламент должен отправить в отставку правительство Юлии Тимошенко. Это наиболее вероятный сценарий развития событий. Другие варианты более сложны и юридически некорректны.
Имеется в виду формализация широкой коалиции в составе части «НУНС», блока Литвина, коммунистов и Партии регионов. Чтобы создать новое объединение, надо развалить уже существующее. Сделать это сложно, поскольку для чистоты эксперимента необходим выход из коалиции одной фракции.
Вы, наверное, догадываетесь, какой. В полном составе «извлечь» «НУНС» из объятий старшей сестры невозможно. Группа рассыплется на несколько фрагментов. Совсем другое дело – провести голосование в Раде по вопросу выражения вотума недоверия Кабинету министров. Снимать – не назначать. Все должно получиться.
Во-вторых, к формированию технического, а не коалиционного состава Кабинета министров. Под лозунгом деполитизации правительство насыщается «командой профессионалов», которая, по странному стечению обстоятельств, очень напоминает формат новой ситуативной квазикоалиции.
Премьером становится глава Секретариата президента Виктор Балога. Если он, конечно, сумеет обеспечить лояльность примерно двух десятков представителей теперь уже бывшего «Народного союза «Наша Украина».
Впрочем, приход Балоги – это один из возможных сценариев. Если, например, Арсений Яценюк согласится перейти на работу в Секретариат гаранта нации, а на место Петровича делегируется представитель Партии регионов. И далеко не факт, что им станет Виктор Янукович. Спикерство – это не та форма политической деятельности, которая подходит Виктору Федоровичу.
В-третьих, к проведению референдума, на котором должен быть одобрен новый вариант Конституции. Причем он (референдум) будет не один. Одновременно планируется провести плебисцит по вопросу вступления Украины в НАТО. Это одно из условий Партии регионов.
Вот примерно таковы параметры новой, перезагруженной политической системы. Если все пойдет по плану, то 4 марта работа Верховной Рады будет разблокирована. А зачем продолжать это дело? Коалиция к тому времени будет недееспособной.
Затем в повестку дня вносится вопрос о доверии Кабинету министров. За пару недель данный вопрос должен быть решен. Безусловно, выдавливание Юлии Тимошенко из власти будет происходить непросто. Она, конечно же, попробует использовать свой козырь – сложение полномочий членами фракции БЮТ. Однако данный ход не приведет к роспуску ВР.
По одной простой причине: президент сошлется на норму Конституции, в соответствии с которой он не вправе распускать парламент на протяжении года после проведения досрочных выборов. Он пообещает сделать это следующей весной. Таким образом, Рада, в которой останется меньше трехсот депутатов, продолжит работать в новом, «временном» режиме. Она станет «переходной». Как и правительство.
Александр Зубченко, Версии