УКРАИНА: ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ «НАФТОГАЗА»


18.07.2011 08:34

Находясь в бедственном финансовом положении, украинская компания упорно старается сделать хорошую мину при плохой игре. Несмотря на то, что без помощи государства «Нафтогаз» гарантированно не сможет рассчитаться с «Газпромом» по итогам года, должностные лица Украины выскребают последние копейки из пустующей казны на финансирование демонстративного ремонта участка ГТС, на оплату консультантов и даже на PR подобной деятельности.

Официальный Киев, несмотря на объективные факты, по-прежнему придерживается концепции, согласно которой «Северный» и «Южный» потоки — нерентабельные для России и Европы проекты. И в качестве единственно верного варианта транзита газа, ЕС и России предлагается сообща модернизировать изрядно обветшавшую украинскую ГТС, и пользоваться ею впредь.

Ни Россия, ни ЕС никогда не давали даже намёка на то, что готовы отказаться от ранее подписанных договорённостей о строительстве
«обходных» магистралей для энергоносителей. Тем не менее, последние полгода от должностных лиц украинского министерства энергетики постоянно исходили победные реляции о том, что «Европа даст денег» на модернизацию.

Весной этого года министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что модернизация украинской газотранспортной системы с участием финансовых учреждений Евросоюза начнется в июне 2011 года.

В частности, по словам министра, реконструкция ГТС начнется с трубопровода «Уренгой-Помары-Ужгород», а для участия в церемонии на Украину лично прибудет комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер.

«Первый стык будет сварен в середине июня, сюда специально приезжает еврокомиссар по вопросам энергетики, и мы начинаем модернизацию трубопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Это первая часть модернизации нашей ГТС с участием международных финансовых учреждений Евросоюза», — так это звучало в оригинале.

Несмотря на середину июля, никакой информации о состоявшемся визите европейского комиссара и выделении какого-либо денежного пособия от Европы не поступало. Более того, от европейских финансовых институтов прозвучал недвусмысленный сигнал — сначала Киев обязан разделить государственного монополиста «Нафтогаз» на несколько частей, занимающихся непересекающимися видами деятельности — транзитом, продажей, обслуживанием — а уж потом Европа будет думать о возможности выделить некоторый денежный транш.

Не сумму, достаточную для модернизации всего украинского трубопровода, а намного меньшую, около 300 миллионов долларов.

Казалось бы — в условиях такой неопределённости, более того — сгущающейся атмосфере явной европейской незаинтересованности в прежнем маршруте поставок энергоносителей, необходимо срочно пересматривать все планы... Не тут то было.

Компания «Нафтогаз Украины» является глубоко убыточным предприятием. По итогам 2010 года, дефицит денежных средств украинского монополиста составил 7,5 миллиардов долларов. А в июне «Нафтогаз» обратился в родственные министерства энергетики и финансов, сообщив, что по итогам года не сможет рассчитаться с «Газпромом» за счет собственных средств. И нуждается в дополнительном финансировании за счет бюджета на сумму более 2,5 миллиардов долларов.

Тем не менее, компания «Нафтогаз Украины» выделила средства на финансирование в 2011 году начала работ по реконструкции газотранспортной системы Украины!

Средства будут выделены для начала работ по проекту
«Реконструкция линейных сооружений газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород», те самые 300 миллионов, которые Европа давать не захотела.

В пресс-службе «Нафтогаза» также сообщили, что 7 июля 2011 года, в рамках договора о предоставлении консультационных услуг между «Нафтогазом Украины» и компанией Mott MacDonald, компания-консультант презентовала представителям НАК, Европейской комиссии и международных финансовым организациям промежуточный отчет по проекту «Предварительное исследование модернизации системы транзита и подземного хранения газа на Украине».

В отчете освещены следующие основные вопросы: сценарии транзита газа и их подробная характеристика, экономический и финансовый анализ проекта, анализ рисков, а также роли Украины как газотранзитного государства.

Реальность такова, что никто не хочет спонсировать «Нафтогаз» без каких-то внятных гарантий. Однако, даже находясь в бедственном финансовом положении, украинская компания упорно старается сделать хорошую мину при плохой игре.

Несмотря на то, что без помощи государства «Нафтогаз» гарантированно не сможет рассчитаться с «Газпромом» по итогам года, должностные лица Украины выскребают последние копейки из пустующей казны на финансирование демонстративного ремонта участка ГТС, на оплату консультантов и даже на PR подобной деятельности.

Можно быть уверенным в том, что сфера энергоносителей, их цены и транзита, роли в экономике и производстве изменится разительным образом в самом ближайшем будущем.

Кто-то пытается принять грозный вид, намекая, что заранее проник в помыслы «Газпрома» и готов дать им отпор. Ну а кто-то из последних сил пытается вдохнуть жизнь в бутафорское «национальное чудо», и безо всяких изменений проскочить очередной шторм мирового финансового кризиса.

Андрей Полевой, WIN.ru

Комитет

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/72631/
© 2006-2008, komitet.net.ua