Нет, конечно, пока еще дела не так печальны. Анализировать будем не то, что уже произошло, а что только может случиться… «Bank of America» предупреждает, что не все спокойно сейчас не только в Греции, но и в Италии. Последующее ухудшение на рынке итальянских гособлигаций может, как минимум, парализовать восстановление мировой экономики, а как максимум, привести к еще одному масштабному кризису.
Который, как мы уже имели несчастье убедиться, бьет не только прямых своих виновников, но и круто рикошетит по косвенным. Украина традиционно стоит в неудачном месте – и ей достается. Как и всем другим странам с неустойчивой и чрезмерно зависимой от внешних рынков экономикой.
Предупрежден – значит, вооружен. Мы решили уточнить, что же на самом деле может случиться в Италии. А также когда. И какими могут быть последствия для нашего государства.
Директор донецкого филиала Национального института стратегических исследований Юрий Макогон напоминает, что Италия – это одно из основных государств Евросоюза, основатель ЕС и важный член НАТО. Поэтому любые изменения в такой стране, безусловно, скажутся в целом на всем континенте.
«Соседняя страна с Италией — Греция — переживает буквально канун дефолта. С другой стороны Испания, которая вступает тоже в серьезную полосу экономических катаклизмов. Кроме того, рядом происходят события военно-политического характера, которые касаются непосредственно территории Италии — Ливия.
И поскольку Украина имеет давно государственную политику евроинтеграционных процессов и сейчас находится в достаточно интенсивном процессе, ведя переговоры о ЗСТ, то для Украины это тоже очень серьезно», - предупреждает эксперт.
По его словам, Италия наряду с Германией и Польшей входит в тройку самых больших партнеров Украины.
«Для нас это очень важный партнер, и поэтому любые изменения в их экономике обязательно отразятся на экономике Украины. В частности, пара доллар и евро ведут себя не очень устойчиво по отношению к гривне, что может усугубить и без того серьезное положение евровалюты», - намекнул Макогон.
В самой Италии предпосылок для ухудшения ситуации нет, успокаивает эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.
«Мы сейчас наблюдаем очередной этап войны США против еврозоны, которая началась с недавних рейтинговых войн. Когда говорят, что у Италии большой госдолг, это несколько неверно.
В Италии более 50% ВВП перераспределяется через бюджет, в отличие от тех же 30% Англии и США. В Италии просто другая структура долгов, и в ней преобладает государственный долг, опять-таки в отличие от США и Англии, где преобладают частные долги», - объяснил он.
Как заявил специалист, чистый внешний долг Италии составляет всего 19% ВВП.
«Соотношение между долгом и национальным богатством в Италии 37%. У США — 68%, у Португалии — 53%. По сути, сейчас в Италии проводится технологическая схема, каким образом можно не совсем стабильную экономику привести уже в совершенно нестабильную ситуацию.
Если в Италии не будет серьезной банковской паники, то дефолт стране не грозит. Но нагнетать подобную панику вполне можно извне — вот тогда действительно начнутся проблемы», - убежден Гаврилечко.
Не ожидает неприятностей от Италии и экономист Виктор Лисицкий.
«Экономика Италии достаточно мощная в мировом исчислении, она входит в Большую двадцатку. Но если происходят какие-то неприятности с государственными облигациями, то в значительной степени это может быть решено ЕС», - заметил он.
Эксперт объясняет, что ухудшение на рынке гособлигаций – это прямое следствие недоверия инвесторов к правительству Италии и премьер-министру Сильвио Берлускони.
«Я не верю в такой сумасшедший рост богатства человека, если он не занимается какими-то совершенно новыми, перспективными видами деятельности. Я очень сильно сомневаюсь, что там добросовестно нажитые капиталы. Поэтому здесь либо недоверие к правительству и лично к Берлускони и ожидания серьезных изменений, либо какие-то беды в экономике Италии.
Но я не видел никаких сообщений, что может что-то серьезное произойти в экономике Италии. Поэтому я думаю, что это недоверие связано лично с Берлускони, поэтому и произошло ухудшение ситуации на рынке. Но ЕС достаточно разумно работает», - обнадежил Лисицкий.
О Берлускони вспомнил и директор Института трансформации общества Олег Соскин.
«Италию нельзя рассматривать изолированно, надо также рассматривать Грецию, Португалию и Испанию. Я еще в феврале прогнозировал, что следующей должна падать Италия. В Италии есть несколько причин. Субъективная — это падение режима и кланово-финансовой группы Берлускони. Вторая причина — что не были проведены объективные реформы, потому что в Италии накопление большого государственного долга и невозможность поддерживать в условиях кризиса модернизацию экономики. И третья причина — это война в Ливии, которая очень подрывает сегодня европейское сообщество. Поэтому Италия движется к дефолту», - пессимистичен он.
По словам специалиста, в случае проблем в Италии зона евро будет держаться только на двух государствах – Франции и Германии. Однако проблемы есть и во Франции, поэтому ей черед занимать очередь вслед за Италией.
«Вторая волна кризиса возможна осенью. Для нас это вообще может иметь очень жуткие последствия, потому что у нас значительная часть населения, предприятий держит деньги в долларах и евро. Любая дестабилизация доллара и евро приводит к тому, что мы теряем накопленное богатство. Плюс еще гривна нестабильна.
Мы наращиваем долги, и внутренние, и внешние, поэтому нам будет очень трудно с этими долгами рассчитываться. У нас есть государственные монополии, которые являются банкротами. И любая дестабилизация евро и доллара будет непосредственно касаться Украины», - прогнозирует Соскин.
Плохое настроение от анализа макроэкономических показателей наблюдается также у вице-президента Центра экономического развития Александра Кошика.
«Учитывая то, что происходит в Греции, Португалии, Ирландии, повторение вполне возможно», - говорит он.
И добавляет, что хотя шансов немного, но надежда на спасение Украины все-таки есть.
«Украина — это маленькая лодочка в океане, которая плавает среди больших волн и которая будет потоплена. Но, с другой стороны, у нас, в отличие от США и других стран, есть реальное производство, а если есть реальная экономика, то это шанс для нас. Датой нового кризиса все называют 2013 год, потому что те методы, которыми пытаются погасить прежний кризис, только дают усиление», - считает Кошик.
Что происходит в Италии – на самом деле так и осталось непонятно. Но что-то там действительно происходит. И с точки зрения экономики – не совсем хорошее. А вот что стало ясно абсолютно четко – по Украине вероятные проблемы в любом случае врежут очень даже болезненно.
И дело будет не только в колебании курсов валют, а в функционировании экономики как целостной системы. Тут уж будет не до сохранения сбережений: в долларах ли, евро или гривне. А в том, где найти самые необходимые товары и как продержаться на плаву, пока некая новая система не начнет работу на обломках старой…
Андрей Генералов, From-UA