ГАЗ ДЛЯ УКРАИНЫ: МАГИЧЕСКАЯ УГОЛЬНАЯ ФОРМУЛА


12.05.2011 12:09

Почему Германия платит за газ меньше, чем Украина, и как это вписывается в «наше стратегическое партнёрство»? Да просто потому, что партнёрство России и Германии в настоящее время выглядит куда более стратегическим — по сравнению с партнерством России и Украины, как бы это прискорбно не звучало.

Газовая же тема, за редкими исключениями, обычно становилась актуальной в холодные периоды, в полном соответствии с народной аналитикой «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Нынешнее украинское правительство в экономических вопросах разбирается всё же получше своих предшественников. И потому вопрос энергоносителей и цен на таковые регулярно поднимается уже сейчас, не дожидаясь зимних холодов.

При этом украинское правительство и оппозиция демонстрируют редкий случай согласованности, возмущаясь энергетическими проблемами единогласно — очень уж тема выгодная.

Правительство может критиковать бывших, ныне оппозиционных министров, за то, что именно они довели страну до такого состояния. Заодно это дало повод завести уголовное дело на экс-премьера Юлию Тимошенко, явственно намекая на то, что и в самом деле убийственный для Украины контракт был подписан госпожой Тимошенко на основе некой весомой личной мотивации.

«Нас загнали в такой угол, что даже сложно себе и представить», — говорит Виктор Янукович, отметив, что украинскую экономику спасла лишь пресловутая 30% скидка, доставшаяся ценою продления базирования Черноморского флота РФ в Севастополе.

«Если бы мы этого не сделали в прошлом году, мы бы положили всю нашу промышленность», — сказал Янукович.

Оппозиция же имеет полную возможность на том же поле собирать собственный урожай, критикуя правительство премьера Азарова за 
«уступчивость Москве» и лишний раз рассказывая внимающему электорату истории о коварстве России, «оккупации» и прочих, обязательных в таких случаях вещах. Даже в Севастополе, к большому веселью горожан, прошли гастроли неких митингующих оппозиционеров, на которых приезжие активисты возмущались ценою на газ и Черноморским Флотом как таковым.

Как нетрудно заметить, в основном в фокусе внимания сугубо эмоциональная часть проблемы. Украинское правительство недовольно ценой на газ, и недовольно весьма бурно. По мнению премьер-министра Азарова цена должна быть
«справедливой». И «справедливость» не должна превышать значение 200 долларов за тысячу кубов.

С практическими обоснованиями такой суммы всё непросто. Как правило, в качестве калькуляции, дающей в результате такую цифру, приводятся некие умозрительные построения, что, дескать, такая цифра была бы украинской стороне наиболее удобна. Исходя из нужд национальной экономики, промышленности и государственного бюджета.

Несмотря на отсутствие убедительных для «Газпрома» цифр, таблиц и графиков, премьер-министр Николай Азаров уверен, что Россия согласится изменить газовую формулу, по которой украинский «Нафтогаз» покупает у «Газпрома» голубое топливо.

По словам Азарова, пока мировые цены на нефть были достаточно низкими и стабильными, то и цена на газ для Украины была «относительно приемлемой» с учетом скидки по Харьковским соглашениям. Сейчас же, говорит Азаров, когда цена нефти практически удвоилась, а Россия подняла на нее экспортную пошлину, цена на газ для Украины стала фатальной.

«Именно сейчас мы россиянам показали, что вот на этом этапе смотрите, что получается — Украина получает газ по формуле Тимошенко значительно дороже, чем получает газ Германия, значительно дороже, чем получает Польша. Это что, разве нормально? Это что, вписывается в наше стратегическое партнерство? И по большому счету Россия будет вынуждена с ними согласиться», — заявил Азаров.

Если эмоции убрать и рассматривать беду Азарова холодно и цинично, то неизбежно придёшь к выводу — в рамках подписанного контракта всё действительно нормально и происходит в полном соответствии с буквой и духом указанного контракта.

Обличённые всеми необходимыми регалиями и полномочиями представители украинской державы, по инициативе президента и премьер-министра Украины приехали в Москву с целью подписания некоего соглашения. Предложение было «Газпрому» выгодно, и российский монополист не замедлил поддержать финансовую идею украинских коллег. В принципе, описанные выше события можно помещать в любую книгу из серии «Капитализм для «чайников», в качестве примеров наиболее успешных сделок.

При этом Азаров оптимистично утверждает, что Украине удастся достичь согласия РФ на изменение формулы, не прибегая к рассмотрению вопроса в судах.

«В отношениях с партнерами прибегать к судебному разбору, к судебным искам, это, я бы сказал, самое последнее дело ... Мы сейчас настроены на переговорный процесс», — отметил глава украинского правительства.

И по его мнению, первый «конструктивный» результат таких переговоров уже есть по итогам недавнего визита министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко в Москву. Тогда стороны договорились о проведении еще одного раунда переговоров, что на общем фоне выглядит большим прогрессом.

То, что украинское правительство настроено столь миролюбиво и намерено обойтись без сутяжничества — вполне логично. В случае судебного разбора, вне зависимости от его итогов, Украина проиграет. Попросту не существует вариантов, при котором получится обойтись без стратегического масштаба потерь. Более развёрнуто
мы рассматривали этот момент в нашем прошлом «мозговом штурме» на заданную тему.


Почему Германия платит за газ меньше, чем Украина, и как это вписывается в 
«наше стратегическое партнёрство»? Да просто потому, что партнёрство России и Германии в настоящее время выглядит куда более стратегическим — по сравнению с партнерством России и Украины, как бы это прискорбно не звучало. И было бы странно для России не снизить цену на топливо для Германии, которая задействована в массе проектов самого «Газпрома», включая два самых важных — «Северный» и «Южный» потоки.

Причём «Северный поток» очень близок к окончательной стадии своей реализации. Прокладка первой нитки газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря завершена, о чём говорится в официальном пресс-релизе компании Nord Stream AG, оператора проекта. Начало транспортировки газа по проложенной ветке «Северного потока» запланировано на четвертый квартал 2011 года. В том же квартале вся система целиком должна будет пройти испытания до ввода в эксплуатацию.

Собственно, «Северный поток» и задумывался как средство удешевления газа для конечного потребителя — газ пойдет через Балтийское море, а не по территориям стран-транзитеров.

Говоря 5 мая о завершении первой нитки «Северного поток», премьер-министр России Владимир Путин заметил, что это «не окно, но уже форточка в Европу». Сам факт реализации проекта, который должностные лица Украины в 2005 году полагали нереальным, весьма для Украины безрадостен, поскольку ведёт к уменьшению количества транспортируемого через территорию Украины газа, и, как следствие, снижению доходов этого государства.

После завершения второй нитки газопровода по тому же маршруту его мощность достигнет 55 миллиардов кубометров топлива в год. Пропускная способность первой нитки составит 27,5 миллиарда кубометров в год. Через территорию Украины в 2010 году прошло около 150 миллиардов кубометров, в результате чего украинская казна пополнилась на 3 миллиарда долларов.

Таким образом, первый тревожный звоночек прозвучит уже в этом году, и полмиллиарда долларов на Украину не пойдет. После достройки же второй линии доходы от транзита сократятся уже на 30%. Когда же воплотится в жизнь «Южный поток», статус доминирующей страны-транзитёра окончательно будет Украиной утрачен.

В то же, что «Южный поток» будет построен, сомнений остаётся всё меньше и меньше. Большинство участников «Северного потока» присутствуют в «Южном», и нет оснований думать, что «проекты-родственники» будут реализовываться с разным уровнем расчётливости и усердия.

Управляющий директор компании
Nord Stream AG Маттиас Варниг сообщил: «у нас долгосрочное финансирование с горизонтом порядка 14-15 лет, и после этого срока мы уже планируем быть в прибыли», и добавил, что по последним исследованиям, разрыв между предложением газа и спросом на него в Европе будет составлять около 200 миллиардов кубометров.

Чем больше конкретики звучит от представителей
«потоковых» проектов, тем безрадостнее новости со стороны проекта «Набукко». Идеологии в «Набукко» всегда было больше, нежели экономики, иначе как объяснить то обстоятельство, что этот проект исступлённо поддерживали даже те страны, которым от его постройки — прямой убыток. В свете последних заявлений, можно предположить, что декларационная суть «Набукко» подошла к своему исчерпанию.

Стоимость прокладки нитки «Северного потока» составляет примерно 8 миллиардов долларов, что, как заявлялось ранее, сопоставимо со стоимостью всего проекта «Набукко». «Южный» же поток потребует инвестиций в размере 15 миллиардов евро. И стоимость «Набукко» представлялось в качестве неопровержимого доказательства его полезности.

Однако недавно выяснилось, что после обстоятельных расчётов и переоценки газопровод Nabucco подорожал вдвое. По сообщению источников агентства Reuters, объем инвестиций, необходимый для завершения проекта составляет 12-15 миллиардов евро, а не 7,9 миллиарда, как было заявлено ранее. Некоторые партнеры, инвестирующие в Nabucco, как утверждает Reuters, высказались против пересмотренной расчетной стоимости и настаивают на новой оценке.

То есть, к нерешённым до сих пор проблемам с источниками заполнения газопроводов «Набукко» добавились новые. А именно — нет понимания того, сколько же этот проект будет стоить, а значит — когда он станет прибыльным и какая от него, в конечном счёте, будет польза. В результате инвестиционное решение по проекту может быть отложено до 2012 года,.

Официальный представитель консорциума, реализующего проект «Набукко» заявил Reuters, что оценка проекта была произведена в 2005 году и с тех пор инвестиционный план газопровода не пересматривался. Все появившиеся оценки в СМИ он назвал безосновательными и паническими.

Тем не менее, начало строительства газопровода «Набукко» откладывается до 2013 года, сообщается в официальном пресс-релизе консорциума
Nabucco Gas Pipeline International GmbH, реализующего проект. По словам управляющего директора консорциума Райнхарда Митшека (Reinhard Mitschek), начало поставок газа по Nabucco, таким образом, сдвигается на 2017 год, а то и позже. Срок, когда проект станет прибыльным вообще покрыт мраком.

Ранее планировалось, что сооружение газопровода будет запущено в 2012 году, а поставки — в 2015 году, так что «Набукко» должен был заработать даже раньше «Южного потока». Митшек добавил, что намеченная пропускная способность Nabucco измениться не должна.

На первом этапе с помощью газопровода в Европу должно поставляться около 17 миллиардов кубометров топлива, а общая мощность Nabucco составит 31 миллиард кубометров. Общую потребность Европы в размере озвученных 200 миллиардом кубометров, газопровод, разумеется, не покроет, но конкуренцию российско-европейскому «потоку» составил бы заметную.

Чем бы ни завершилась битва гигантов, будет ли построен «Южный поток», «Набукко» или оба сразу — Украине от того выгоды не будет. Оба сценария означают уменьшение транзита через её территорию.

Если вернуться от дел транзитных к делам закупочным, то Министерство финансов РФ предлагает повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), на газ и вернуться к уплате всех таможенных пошлин при его экспорте. Если Минфин РФ сможет воплотить свои планы в жизнь, то главным пострадавшим будет Украина.

Тут можно лишний раз вспомнить предложение о Таможенном союзе, члены которого от введения пошлин пострадают куда меньше. Минфин, отменивший ряд налоговых льгот для нефтяников, предлагает правительству «приблизить налоговую нагрузку на газовую отрасль к нагрузке на нефтяную».

В результате министерство рассчитывает обеспечить поступление в бюджет до 150 дополнительных миллиардов рублей в год. Выгода для России несомненна. В Минфине отмечают, что цены на газ, а вместе с ними и выручка «Газпрома» постоянно растут. В первом квартале 2011 года цена на российский газ для Украины составляла около 264 долларов, а во втором почти достигла отметки в 296 долларов за тысячу кубометров.

Подобная инициатива российского финансового центра таинственным образом воспринялась рядом украинских «экспертов» в качестве свидетельства того, что на предстоящих выборах Президента Российской Федерации одним из очень важных для российского избирателя качеств кандидата будет желание за счёт Украины лишний раз укрепить империю. И новость от Минфина — это «информационная атака», которую организовали лояльные Владимиру Путину силы в качестве ответа на неопровержимую и убийственную для «Газпрома» аргументацию украинских представителей на будущих «газовых» переговорах.

И здесь власти Украины посетила гениальная и новаторская идея. А именно — в формуле расчета цены на газ, которая есть производная от цены на нефтепродукты, вместо стоимости газойля учитывать стоимость угля. Об этом премьер-министр Украины Николай Азаров заявил в интервью Первому национальному телеканалу. Он подчеркнул, что газойль в Украине практически не применяется в качестве топлива.

«Речь идет о европейском подходе, когда стоимость газа привязывается к стоимости того энергетического ресурса, который может газ заменить. А какой ресурс может заменить газ в Украине? Например, уголь. У нас много угля. Так почему же не привязаться в этой формуле к углю?» — сказал Николай Азаров в ответ на просьбу перечислить аргументы, которые выдвигает Украина в переговорах с Россией для изменения формулы образования цены на газ.

Реплика элегантная, но так можно рассуждать и шире. Почему именно к углю, а не к дровам? А есть и более экзотические варианты: в конце концов, массу энергии на Украине вырабатывают атомные электростанции, и по той же логике можно договориться до связки стоимости газа и топливного урана.

Азаров отметил, что среди аргументов также факт того, что двусторонний договор не может действовать, если не устраивает одну из сторон.

«Самое главное, не может существовать договор, который одну сторону устраивает, а другую не устраивает. Вся практика применения таких договоров показывает, что рано или поздно наступает момент, когда этот договор расторгается. И вот он сейчас наступил», — сказал премьер-министр.

Все это великолепно — но только почему-то забывается то, что расторжение одного договора совсем не означает автоматического заключения другого, на более выгодных для расторгающей стороны условиях. На такой исход действительно можно надеяться, если в запасе действительно есть некая весомая аргументация. А откуда ей взяться?

Тезис о том, что
«Германия меньше платит» — наивен. В своеобразном клубе «газовых друзей России» Германия — это VIP-клиент, собственными деньгами подтвердивший готовность к партнёрству и, что немаловажно, предсказуемому и длительному сотрудничеству.

А что Украина? Здесь ситуация иная: на сегодняшний день даже явно выгодные предложения о совместных предприятиях в жизненно важных для Украины отраслях никакого отклика в Киеве не находят.

Есть ли еще варианты? Премьер-министр Азаров заявил, что Украина сможет добывать нефтепродукты в промышленных объемах на шельфе Черного моря минимум через 10 лет. Получается, что прямо сейчас в Киеве должны думать не о расторжении старого контракта, а заключении нового — причем очень быстро.

И вопрос о Таможенном союзе вновь встает на повестку дня. При этом время для разговоров уходит. Для того, чтобы выкарабкаться из воронки, в которую сползает Украина, у Киева есть от силы несколько месяцев.

Андрей Полевой, WIN.ru

Комитет

 

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/69660/
© 2006-2008, komitet.net.ua