«Україна - для українцiв! …Наш лiдер Вiктор Ющенко долає опiр манкуртiв, вже неподалiк той час, коли комуно-кацапська влада повтiкає туди, де їй мiсце в Захiдну Монголiю. I це тiльки перший крок у здiйсненнi мрiї всiх свiдомих українцiв - держава вiд Сяну до Дону…» – отрывок из листовки, распространяемой перед президентскими выборами осенью 2004 года.
Тяжелая болячка – синдром «від Сяну до Дону», продолжает мутить разум «свідомих». Уже, оказывается, мало того, что большевики-интернационалисты щедрой рукой пририсовали к Украине: Донбасс, Новороссию, Крым. Помнится из истории, хитрый дедушка Грушевский сотоварищи подписывали документ: «Отныне на всех украинских землях, бывших разделенными веками, в Галиции, в Буковине, в Закарпатской Руси и в Приднепровье будет единая великая Украина. Мечты, ради внедрения которых лучшие сыны Украины боролись и умирали, претворились в жизнь» (из «Акта Злуки» от 22 января 1919 г.). То было, казалось, пределом всех мечтаний...
Справедливости ради надо сказать, что «великоукры» неоригинальны в территориально-приобретательских фантазиях. Наверное, так было всегда. Как только метрополия давала слабину, тут же в окраинах начинали грезить о великой самости.
Великая Грузия
Был в новой истории грузинских племен период (хотя, почему был, – цитрусовый империализм и поныне цветет и пахнет), когда закавказцы не токмо языком, но и делом пытались строить Великую Грузию от «моря до моря» (от Азовского до Каспийского).
А так как вояки из них были, как из «собачьего хвоста сито», то великим завоевательным прожектам не дано было осуществиться. Как только Грузия в начале 1918 года провозгласила государственный суверенитет, на нее враз навалилась Турция, которую уже две сотни лет в хвост и гриву била Россия. И так как ратиться с более-менее организованным противником было некому (воевать – не кишмишем на рынке торговать), то срочно пришлось отдаться душой и тушкой Германии. А та, за военную помощь, потребовала паритетного владения горнорудной промышленностью и прав неограниченного вывоза ее продукции, да и много чего еще по мелочи оттяпали у грузин. Но туркам таки пришлось ретироваться из Тифлисской губернии.
Очухавшись под сенью прусских штыков, генацвале воспылали территориальными претензиями к соседям. Начали вытеснять из Ахалкалакского уезда армян, живших там веками, наезжать на абхазцев и осетин. Принялись было за русских, да так, что тем пришлось организовывать русский корпус для защиты своих крестьян от истребления.
Под шумок гражданской войны, разгоравшейся в России, отряды «вольной» Грузии вторглись на Кубань, захватили Адлер, Сочи, Туапсе и, как водится у свободных личностей, принялись за разнузданный грабеж. Уволокли в Грузию даже рельсы Гагринской железной дороги!
Генерал Деникин, сидевший на юге России, пробовал увещевать разгоряченных экспроприацией российского имущества горцев, апеллируя к исторической памяти. Мол, вас, поганцев, сто лет назад спасли от полного истребления, присоединив по вашей же слезной челобитной к империи, а вы что творите, православные? Но куда там! Гордыня обуяла свободную Грузию.
И тифлисские мечтатели потребовали у русского генерала не вякать и отдать им во владение Сочинский округ. Терпение Деникина лопнуло. Он направил отряд офицеров на юг, и тот вытолкал взашей аник-воинов обратно в Закавказский улус. «Недолго продолжался бой, Бежали робкие грузины!»
Великая Румыния
Да что там Грузия, Румыния тоже взвилась в то смутное времечко! Поначалу озираясь, кабы не получить по шее, румыны в 1918 году принялись притеснять российские военные части, располагавшиеся на их территории. Русские солдаты оказались там в Первую мировую для того чтобы оборонить своих союзников по антигерманской коалиции.
Румыны, хотя их никто не просил об этом, объявили Германии войну и тут же запросили помощи у русских, т.к. немцы двинули свои войска и слопали бы воинственных румын за две недели. России пришлось срочно открывать дополнительный румынский фронт.
Теперь же, когда германцы в конце 1918 года продули войну Антанте, а русские увлеклись своим кровавым междусобойчиком, румыны, осмелев и видя, что все сходит с рук, под водительством генерала Броштяну хапнули Кишинев вместе с Бессарабией. И в пылу «великой» победы пустили в распыл всех, кто имел неосторожность скептически относиться к идее создания «Великой Румынии» – красных, белых, зеленых, монархистов, анархистов, демократов, либералов…
В 1941 году Румыния приняла участие в нашествии на Советский Союз в составе неограниченного европейского контингента под началом бесноватого Адольфа. Ей обещана была Одесская область. Спустя три года обмишурившаяся Великая Румыния, усердно виляя хребтом, отдала все, что «нажила непосильным трудом» обратно Советскому Союзу. И упрашивать не пришлось. Наоборот, чтобы Сталин не уполовинил в отместку за «безумство храбрых» саму Румынию, пришлось румынским товарищам гнать своих крестьян супротив вчерашних союзников – немцев.
«Великодония» от Азова до Каспия
Кто бы мог подумать, что славные казачки – «бравы ребятушки», тоже съедут с резьбы и отдадутся сепаратистским устремлениям! «Всколыхнулся, взволновался православный Дон» и решил, что куй железо, пока горячо. Донцы быстренько, пока Великороссия не опомнилась, объявили в 1918 году свои земли самостоятельной Донской державой. Атаман Краснов (к слову, его и других казачьих генералов, запятнавших себя сотрудничеством с Гитлером, «отец народов» в 1945 году без промедления перевешал) после провозглашения на войсковом Круге «независимости», запросил помощи у Германии. Зачем?
А затем чтобы кайзер – друг разлюбезный – споспешествовал присовокупить к землям «Всевеликого войска Донского» еще и промышленный Таганрогский округ, Воронежскую губернию, города Камышин и Царицын. Страсть как донцам захотелось иметь выход в двум морям! Соображали служивые, что для торговли они ой как нужны! А отбивать земли у России в одиночку было делом весьма рисковым. И пока Германия пережевывала предложения Краснова, казачки, почувствовав себя свободными людьми, принялись грабить русских крестьян из соседних волостей.
Был преславный эпизод в гражданской войне с участием донских казаков. В 1919 году Деникину удалось уговорить «Всевеликое войско» принять участие в наступлении на Москву. Казачки – люди хозяйственные – согласились посодействовать белогвардейцам. Отрядили генералу Мамонтову 7 тыс. сабель, не забыв снабдить их огромным количеством телег. Всечестное воинство, подойдя к Тамбову, тот час бросило фронт и принялось трясти тамбовских крестьян. Обоз с набитым барахлом растянулся на 60 верст. Потом русский крестьянин попомнил станишникам их промысел, когда, надев буденовку и взяв ружьишко, явился на Дон.
«Велька Польска от можа до можа»
Если уж славные казачки решили под шумок урвать жирный ломоть России, то что тогда говорить про Польшу!
После двух столетий политического небытия, Польша, в результате Первой мировой войны, приобрела долгожданный суверенитет. Страны-победители в мировой бойне нарезали ей земли по справедливости – регионы, где преобладало польское население, были отданы Польше; где поляков было меньше – соседним государствам. Восточная граница, т.н. «линия Керзона», примерно совпадала с нынешней.
Но отсутствие польской государственности на протяжении десяти поколений ляхов не проветрило мозги у шляхты. Гонора и претензий к соседям было сверх всякой разумной меры. Вновь вылупившаяся Польша принялась харчиться территориями соседей.
Грызанула у Литвы Виленскую область вместе с Вильнюсом. А на требования Антанты не борзеть отвечала с наглостью – мол, войска, захватившие кусок Литвы, взбунтовались, и Варшава ничего с ними не может поделать. Пришлось Антанте закреплять за резвыми поляками захваченную территорию. Только в 1945 году Сталин вернул ее нерасторопным литвинам.
Покусала Польша и братушек-чехов, и продувших войну немцев. Особенно неистовствовала накануне Второй мировой войны, приняв участие с немцами и венграми в дерибане Чехии. Но это уже другая история.
Главную же экспансию Польша осуществила в восточном направлении. Воспользовавшись «великой замятней» в бывшей метрополии, Юзеф Пилсудский, «начальник государства» польского (официальный титул маршала), двинул в 1920 году войска на Украину.
«Велька Польска от можа до можа» – было начертано на штандартах «посполитого рушенья». Само собой, украинские самостийники никакого сопротивления зарвавшимся полякам не могли оказать. Одно дело таскать друг друга за чуприну в Раде, в борьбе за свои вечные «привілеї», другое – заниматься созидательной деятельностью во благо державы. За 90 лет ничего в менталитете украинских старшин не изменилось. Все тот же разлад в головах и делах.
Пришлось армии усача Буденного гнать поляков до самой Варшавы. И порешили бы московиты в очередной раз Польшу, кабы не авантюрные действия командующего Западным фронтом Тухачевского. Полякам удалось сгруппироваться и отбросить войска Советов за линию Керзона.
Так Галиция и почти вся Западная Украина до 1939 года оказалась под пятой шляхты. И опять же суровый «кремлевский горец» вернул украинские территории в «родные места». Может, надо «свідомим» гражданам сказать спасибо ему?
Великая Финляндия
Даже горемычные финны, о которых Салтыков-Щедрин писал с сочувствием, что, приезжая за спичками в Петербург, они «упиваются обычно до полного освинения», в 1918 году выказали себя завоевателями! Малочисленные финские племена, никогда в своей истории не имевшие собственной государственности, взалкали русских земель и возопили про Великую Финляндию от Балтики до Белого моря.
Большевики, шибко не задумываясь о последствиях, отписали в декабре 1917 года независимость Великому княжеству Финляндскому. И вот уже финнов, видимо, подвинувшихся рассудком от свалившегося с неба суверенитета, обуяло желание прирастить собственную территорию за счет России.
Глядя, как соседи корчатся в конвульсиях гражданской войны, горячие финские парни заинтересованно облизнулись и навострили лыжи в Карелию. 15 мая 1918 года правительство Финляндии объявило войну Советской России! И уже осенью финские отряды оккупировали Ребольскую область. Видя, что комиссарам не до них, двинулись в глубь Карелии. Конечным пунктом вооруженной интервенции правители Финляндии рассматривали Петрозаводск.
Оклемавшись после гражданской войны, большевики силой одной неполной дивизии численностью в 8,5 тысяч штыков вышибли наглецов на их историческую родину. Правда, в последний момент пожалели финнов, и оставили за ними Карельский перешеек, как при царе-батюшке. Его вернули только в 1940 году. А за активное участие в гитлеровской коалиции Финляндию в 1945 году «постригли»: сняли с нее денежную контрибуцию и еще сократили территорию на районы, где имелись никелевые залежи.
После «стрижки против шерсти» финны прозрели – с большим соседом лучше дружить и не грезить планами создания Великой державы за его счет. И смотрите, как хорошо, на загляденье, зажили с той поры! Их пример – другим наука.
Антон Дальский, From-UA