Реинтеграция постсоветского пространства как предмет торга
19 апреля вице-премьер России Игорь Сечин продолжил то, что начал Путин за неделю до того в Киеве, – переговоры по поводу нового газового контракта между двумя странами. Судя по реакции украинской стороны, здесь были достигнуты определенные успехи. Для того чтобы убедиться в этом, мы спросили украинских экспертов: каковы последствия визитов в Киев Путина и Сечина? Готова ли Украина к созданию совместного предприятия «Нафтогаза» и «Газпрома»? На каких условиях? Как повлияли эти визиты на отношение украинского руководства к интеграции в рамках Таможенного Союза?
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга (Киев):
- Главным последствием визитов стало завершение перепозиционирования Украины как государства, находящегося в европейской, а не в российской, сфере влияния. Собственно, об этом было совершенно четко заявлено в послании президента к парламенту, почти последовательно выдержанного в духе раннего Кучмы. Однако неопределенные результаты визита российского премьера это только подтвердили.
В Украине рассматривали этот вопрос. Насколько можно понять, создание совместного предприятия видится в качестве одной из возможностей снизить цену на газ. Поскольку нынешние газовые соглашения заключены между «Газпромом» и «Нафтогазом», то их слияние влечет за собой изменение условий поставок газа в Украину. В то же время, неясно, зачем это СП вообще нужно – у самого «Нафтогаза» есть только долги, а газотранспортная система Украины в уставной капитал СП войти не может.
Визиты никак не принесли интеграционных дивидендов России. Украинское руководство по-прежнему выступает против вхождения Украины в Таможенный Союз.
Алексей Мартынов, историк, эксперт Центра политологического анализа и технологий (Донецк):
- Визит Владимира Путина в Киев обнаружил глубокие противоречия между сегодняшней украинской властью и российской политической элитой в экономической и внешнеполитической сферах. Политика Януковича и Азарова сводится к тому, чтобы добиться от России экономических преференций, которые отвечают интересам близкого к украинским властям крупного капитала.
В то же время, несмотря на уступки России в цене на газ для Украины в результате Харьковских соглашений 2010 года, правительство Азарова проводит дискриминационную налоговую политику в отношении украинских налогоплательщиков, прикрывая данную политику антироссийской экономической (пока только экономической) риторикой.
Между тем Украина до сих пор не предприняла никаких реальных шагов для учета внешнеполитических интересов России и реальной интеграции в рамках предполагаемого Единого экономического пространства, началом которому служит проект Таможенного Союза. Украина, несмотря на все предвыборные обещания, продолжает тесное сотрудничество с НАТО, а идею евроинтеграции, кстати говоря, весьма бесперспективную и неконкретную, фактически противопоставляет реальным в данное время проектам интеграции с Россией, Беларусью и Казахстаном.
Внутриполитическая ситуация на Украине, связанная с эскалацией украинского национализма и продолжением «украинизации» русско-культурного Юго-Востока, также могла быть если не одним из возможных предметов переговоров Путина с Януковичем и Азаровым, то уж во всяком случае лежала в контексте этих переговоров.
Таким образом, Владимир Путин продемонстрировал украинской стороне реальные проекты реинтеграции на постсоветском пространстве и поставил Януковича и Азарова перед выбором. Теперь украинскому руководству придется дать прямой ответ России относительно своей внешнеполитической стратегии.
От решения Януковича и Азарова будет зависеть степень легитимации существующего на Украине политического режима как сторонниками данного режима на президентских выборах 2010 года (русско-культурным населением Юго-Востока), так и Российской Федерацией.
Очевидно, что по украинским делам позиции Владимира Путина и Дмитрия Медведева совпадают, и применительно к Украине премьер и президент России будут проводить согласованную внешнюю политику. В интересах Русского мира, народов и России, и Украины, разумеется, реализовать совместный проект интеграции.
Дмитрий Губин, политтехнолог, журналист (Харьков):
- Результаты визитов эпохальными не назовешь. В ходе первого из них недоверие между партнерами только усилилось. Российскому бизнесу открыты, конечно, пути в Украину, и нынешняя власть всячески подчеркивает свое желание сотрудничать и совместно работать.
Но именно совместно работать и при этом помнить, что, прежде всего, она будет защищать права местного собственника. Она не согласится угробить работающий завод только потому, что какой-нибудь московский или воронежский оптовик присмотрел себе территорию промышленного гиганта с готовой инфраструктурой под склад китайского ширпотреба.
«Регионалы» защищают местный бизнес и местную промышленность. А ощущение попыток рейдерского захвата от слов российских управленцев неизбывно. Для успешного сотрудничества необходимо ощущение готовности к кооперации, а не замене персоналий-собственников, например, с Пинчука и Ахметова на Григоришина и Дерипаску. Таможенный Союз осуществится мгновенно по вступлении РФ в ВТО.
Подготовил Олег Горбунов, Globoscope