Конференция стран-доноров по финансированию работ на ЧАЭС не достигла цели (собрать 740 млн. евро), но установила рекорд. 550 млн. евро – это в полтора раза больше, чем в 2000-м и в два раза больше, чем в 2005 году. На конференции в 2008-м правительство Юлии Тимошенко не получило ничего, кроме упреков. Чему мы обязаны такой щедростью кредиторов – переговорам с РФ о Таможенном союзе, аварией на «Фукусиме» или стабильностью нынешней власти? Сказать трудно. Но уж точно – не своему прилежанию: самое трудное для нас объяснить, куда делись предыдущие транши…
Международные конференции доноров – традиционная форма коллективной помощи нуждающимся странам по конкретным проектам. Как правило, само мероприятие лишь закрепляет в «парадной форме» достигнутые ранее (в том числе путем мучительных торгов и длительного выклянчивания) договоренности. Другими словами, один из главных залогов успеха – это вдумчивая подготовительная работа.
Второй момент заключается в том, кто состоит в роли вожака «донорской стаи». Если это американцы, то денег они могут привести больше, чем другие государства. Особенно, если испытывают некое подобие вины – максимальную степень угрызения совести, на которую способен Белый дом.
Пример тому – однодневная конференция 60 стран и организаций-доноров в Брюсселе по вопросу помощи Грузии, которая состоялась в 2008 году. Тогда были виртуально собраны колоссальные деньги – почти $4,5 млрд. (!).
Наиболее существенный вклад в восстановление экономики Грузии ПООБЕЩАЛИ внести США (около 750 млн. евро), ЕС (500 млн. евро) и Япония (150 млн. евро). Я не случайно выделила слово «пообещали», ибо вся эта сумма в полной мере еще не выплачена. Более того, она выдается такими небольшими траншами и под такие жесткие условия, что конец программы, наверное, застанут внуки сегодняшних руководителей страны.
Впрочем, даже те средства, которые выделяются, преобразили маленькую Грузию. Там идет повсеместный «евроремонт» страны и ее модернизация. Лично видела эти преобразования своими глазами в прошлом году, когда путешествовала по Грузии.
Как бы кощунственно это ни звучало, но получить такие солидные гранты от Запада Грузии помог военный конфликт с Россией, к которому ее армию типа как готовили американцы. Увидав дело своих рук после разгромного поражения Грузии, янки поспешили исправить подпорченный в глазах «стратегического союзника» имидж большими финансовыми вливаниями. Естественно, под соусом помощи жертвам войны. В любом случае, в документах оговаривается, что деньги, выделенные донорами, должны расходоваться на всей территории Грузии, включая Абхазию и Южную Осетию.
Примерно такую же сумму удалось собрать палестинцам полгода спустя, в марте 2009 года. Если быть точными, конференция стран-доноров в египетском Шарм-аль-Шейхе приняла решение о выделении $4,48 млрд. на восстановление палестинской экономики и сектора Газа. Тогда скинулись 80 стран-доноров и международных организаций. США пожертвовали на благое дело $900 млн., из которых $300 млн. предназначаются конкретно сектору Газа.
Палестинцы тогда здорово порадовались, ибо не надеялись собрать больше «трешки» миллиардов. Более того, они сумели так хитро все обставить, что выделенную сумму им уже почти все перевели: помощь объявили краткосрочной (на 2 года) и включили в «большой пакет» объемом $5,2 млрд.
Конечно, на фоне этих миллиардных сумм, запрошенные Украиной 740 млн. евро выглядят куда более скромными. Тем более обидно, что 200 млн. евро мы не добрали. Впрочем, подводить окончательные итоги рано – Италия, Канада, Бразилия, Мексика и Болгария еще не определились, какую именно сумму они внесут в чернобыльские фонды. Так что цифра может возрасти.
Главное другое: нам все-таки дали денег, причем рекордную сумму за всю историю сбора средств на чернобыльский саркофаг. А эта история не такая уже и короткая. Несколько конференций проходило еще в 90-е годы. Но их давно забыли и потому не учитывают в перечне донорских мероприятий новейшего времени.
И в мире, и в Украине принято вести отсчет с Берлинской конференции 2000-го года. Тогда в ней приняло участие 37 делегаций. Украинскую возглавлял любимец Запада, излучающий все его радужные надежды, – премьер-министр Украины Виктор Ющенко.
Насколько я помню, на тот момент стояла задача собрать почти такую же сумму, как вчера – 715 млн. евро. Собрали 335,5 млн. евро. При этом все участники, не только наши, радовались, как дети, называя это крупным успехом.
В чем-то они были правы: следующая конференция – лондонская, – состоявшаяся в «оранжевом» 2005-м году, уже не дала такого эффекта. Основным на повестке дня тогда стоял вопрос дополнительного финансирования строительства нового саркофага на четвертом реакторе, которое оценивалось экспертами примерно в $1 млрд. (или во все те же 715 млн. евро). Но реально удалось насобирать обещаний на четверть этой суммы – $225 млн. В евро это еще меньше.
Тогда взносы сделали 15 из 20 стран-участниц. Еще 5 стран, в частности, Россия и Япония, пообещали определиться в ближайшие два месяца. Но так и не определились. Самым трудным вопросом «викторины» для украинской делегации был: «Куда вы дели предыдущую помощь?». Убедительный ответ на этот заковыристый вопрос так и не прозвучал. Ну как куда? Потратили, конечно…
Видимо, эта неубедительность, вкупе с критическим отношением Запада к происходившему тогда в нашей стране бардаку, сыграла решающую роль в провале конференции стран-доноров, которая состоялась 15 декабря 2008 года. Тогда нам просто «поездили по ушам» умными замечаниями на тему ядерной безопасности и необходимости строительства нового конфайнмента, но денег в руки не дали.
А поскольку какое-то оправдание названию «донорская» должно было быть, в качестве вспомоществования защитили выделенные полугодом ранее 135 млн. евро от ЕБРР на фонд «Укрытие», а также 60 млн. евро – на текущие работы.
Именно поэтому я могу с уверенностью говорить, что 550 млн. евро – это успех. Хотя денег нам нужно больше. Еще никогда Украине не удавалось собрать столько средств за одну конференцию. И ни разу собрание стран-доноров не было столь представительным. Достаточно сказать, что сопредседателем конференции стал премьер-министр Франции Франсуа Фийон.
Собственно, тот факт, что запевалами в данном деле являются не американцы, а ЕС, и определил финансовую составляющую саммита. Американцы, как мы уже сказали, всегда дают больше. И сразу (кстати, нам они тоже дали больше всех). Европейцы думают дольше, дают меньше, но… Выбирать куратора нам не приходится. Радуемся тому, что имеем.
А имеем следующий расклад: Европейская комиссия намерена выделить дополнительно 110 млн. евро, ЕБРР – 120 млн. евро, США – $123 млн., Франция – 47 млн. евро, Россия – 45 млн. евро, Германия – 42,4 млн. евро, Великобритания – 28,5 млн. фунтов, Финляндия – 5,4 млн. евро, Швеция – 3 млн. евро, Чехия – 2,6 млн. евро, Австрия – 2,5 млн. евро, Венгрия – 2 млн. евро, Люксембург – 1,5 млн. евро, Норвегия и Румыния – по 500 тыс. евро, Словения – 120 тыс. евро, Кувейт – $5,2 млн., Китай – 4 млн. евро, Турция – 1 млн. евро, Азербайджан и Индия – по $1 млн., Бельгия – 300 тыс. евро, Корея – $200 тыс., Хорватия – 150 тыс. евро, Греция – 100 тыс. евро, Литва – 10 тыс. евро.
Также о готовности выделить дополнительное финансирование заявила Швейцария, но представитель страны не озвучил конкретную сумму. Украина со своей стороны дополнительно выделит на Чернобыльский фонд 29 млн. евро.
Конечно, можно рассуждать на тему «фукусимского фактора», сыгравшего на руку Украине. Не лишены также здравого смысла разговоры о том, что Европа, учуяв изменение вектора симпатии в сторону России, поспешила продемонстрировать свои преимущества как партнера.
Не случайно председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу в понедельник, 18 апреля, во время переговоров с Виктором Януковичем настойчиво повторял мантру о несовместимости вступления Украины в Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси и одновременного создания зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом. Согласитесь, когда кредитор одной рукой считает деньги, а другой указывает вам правильный путь, это даже не намек. А нечто гораздо более конкретное.
Тем не менее, 550 млн. евро – это очень неплохая оценка власти. Запад так устроен, что не дает денег слабым режимам или тем политикам, в которых он не верит. Рейтинг Виктора Ющенко по этой шкале доверия шел сверху вниз. Рейтинг Юлии Тимошенко вообще никуда не шел. Денег ей просто не дали. Януковичу и его команде пообещали больше всех. Что-то это должно означать? Как минимум надежду на доверие…
Галина Акимова, Версии