Повысить социальные стандарты и провести социальную реформу: именно такое задание президент Виктор Янукович поставил недавно перед представителями исполнительной власти. Однако, прежде чем начинать масштабную реформу, не мешало бы расчистить авгиевы конюшни злоупотреблений, связанных со средствами социальных фондов. Уголовные дела по этим вопросам идут ни шатко ни валко, а тем временем профсоюзный босс Хара и коррупционер от соцполитики Надрага приготовили кадровую интригу.
Как работает кормушка
Фонды социального страхования (у нас их три – по нетрудоспособности, безработице и от несчастных случаев на производстве) уже много лет являются кормушкой для функционеров от объединений профсоюзов и работодателей, которые вместо того, чтобы защищать права соответственно трудящихся и капиталистов, присосались к многомиллиардному источнику общественных средств.
Как отмечают специалисты, с работой фондов мало кто знаком. И уж совсем узкому кругу лиц известно, как используются взносы плательщиков.
Юрист и адвокат Александр Туголуков, который был членом правления Киевского городского отделения Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (ФСС ВПТ), решился приоткрыть тайну функционирования коррупционного механизма.
«Законодательство об обязательном социальном страховании обязывает работодателя делать отчисления в фонд занятости, – рассказывает он. – И все платят. Но самое интересное в этом то, что такого фонда не существует. А его функции выполняет Государственный центр занятости, который возглавляет Министерство труда и соцполитики.
То есть, хотя по закону фонд социального страхования не может быть государственным, на самом деле весь поток средств в этой структуре контролирует Минтруда и соцполитики».
По некоторым данным, около 60% всех поступлений используется, мягко говоря, не по назначению. Так, средства из фонда выделяются на строительство, обслуживание и содержание центров занятости по всей Украине, которые в дальнейшем оказываются в частных руках, и так по кругу.
Средства перечисляются местным органам государственной власти для оплаты труда безработным на социальных объектах (как правило, это частные объекты, где безработные работают за копейки), на пошив формы персоналу центров занятости, на охрану ЦЗ, на фуршеты, круглые столы, конференции, рекламные ролики, информационные программы и т.д. и т.п. А фонда то нет!
В центрах занятости распространена такая схема: между своими работодателем и работником – предприятие получает от фонда дотацию на создание рабочего места, ЦЗ направляет туда «своего» безработного, который увольняется сразу же, как только предприятие получило помощь от ЦЗ, и так далее по кругу.
Также действует Фонд соцстрахования от временной потери трудоспособности (болезнь, смерть, декрет). Основные средства ФСС ВПТ, как и во всех других фондах, составляют обязательные отчисления работодателей из зарплат своих работников. По идее, эти средства должны идти на выплату помощи при рождении, декретных, больничных, помощь в случае смерти, на оздоровление работников.
Но это в идеале, а на практике происходит следующее: 15-20% от средств фонда по решению правления (основное лобби – это профсоюзы, у которых свои санатории) выделяется на содержание этих самых санаториев, затем еще на 5-10% от средств фонда выкупаются путевки у своих же санаториев, которые потом фонд продает с 30%-й накруткой за распространение.
Кроме того, средства фонда идут на так называемое содержание оздоровительно-спортивных баз, школ, секций, которые являются собственностью фонда. Так, в 2007 году только Киевским отделением фонда были созданы 3 детские спортивные школы, документы которых были, как под копирку, одинаковые, один и тот же устав, одни и те же тренеры, одни и те же… члены школ.
Для всего этого было получена земля на Трухановом острове и еще в ряде мест по Киеву, и, естественно, все это было профинансировано ФСС ВПТ. А теперь стоит вспомнить, где можно найти для своего ребенка, не говоря уже о себе, бесплатную спортивную секцию или стадион. Дальше все эти спорткомплексы продолжают финансироваться из фонда за наши с вами деньги, а дирекция стадионов и баз получает право сдавать их в аренду и любым другим способом зарабатывать деньги.
Согласно законодательству, для недопущения подобных злоупотреблений собственниками этих фондов являются работники, их работодатели и власть. Интересы работников представляют лица из Федерации профсоюзов Украины. Интересы работодателей – организации работодателей, созданные в соответствии с Законом об организации работодателей. А власть представляют чиновники местного и всеукраинского уровней.
Почему же тогда в ФСС ВПТ хозяйничает ФПУ? Все очень просто: у профсоюзов после распада СССР остались активы в виде санаторно-курортной, профилактической системы, недвижимого имущества всего около $30 млрд. по рыночной цене. Впечатляет, не правда ли!
На сегодняшний день эти активы приблизительно на 2/3 переданы в частные руки. Здание на Прорезной продавалось за несколько тысяч гривен. Ряд объектов недвижимости были переданы в уставные фонды карманных фирм профсоюзов, которые потом успешно и «почти» законно выводились в частные руки.
По данным фактам возбужден ряд уголовных дел, Генеральной прокуратурой выявлены факты должностных преступлений, ущерб от которых составляет сотни миллионов. В итоге Генпрокуратура направила представление в Верховный суд Украины о принудительной ликвидации ФПУ», – подытоживает юрист.
Действующие лица и коррупционные исполнители
Рычаги управления денежными потоками, которые текут в Фонд соцстрахования от временной потери трудоспособности, как рассказал юрист Туголуков, находятся в Министерстве труда и соцполитики.
До админреформы это ведомство возглавлял Василий Надрага – нынешний замминистра. Формально он понижен в должности. Но реально – невод, в который попадают социальные взносы, все еще в его руках.
В политических и бизнесовых кругах Надрага известен под прозвищем «Васька-клептоман». Это «погоняло» достаточно точно характеризует политика.
Для справки. Василий Иванович Надрага родился в 1958 году в Бурятии. Окончил Луганский пединститут. Работал учителем в средней школе. Потом продвинулся по чиновничьей линии. В начале 1990-х консультировал Луганский горсовет, возглавлял райсовет. В 1998-м стал заместителем главы по политико-правовым вопросам Луганской ОГА. Затем возглавлял областное управление Пенсионного фонда.
В 2002 году Надрага стал депутатом Верховной Рады, где, как и многие приближенные Литвина, входил в прокучмовский блок "За ЕдУ". Одновременно он устроился в правление Пенсионного фонда. С 2006-го – гендиректор Федерации работодателей. По данным газеты «Зеркало недели», умудрился в прошлом году получить больше всех чиновников Кабмина матпомощи – на сумму 48005 гривен.
Министром труда и соцполитики «Васька-клептоман» стал по квоте Блока Литвина, от которого также баллотировался на выборах в 2006-2007 гг., но в парламент тогда не прошел. Вообще, с политической точки зрения – это нонсенс, когда представитель лобби работодателей возглавляет министерство социальной помощи малоимущим.
Например, именно надраговская Федерация работодателей была противником всех нормативных и законодательных актов, направленных на борьбу с бедностью. ФРУ даже обращалась к тогдашнему премьеру Юлии Тимошенко с просьбой препятствовать повышению минимальной зарплаты. А в должности министра и замминистра Василий Иванович обязан выполнять указ, направленный на борьбу с бедностью, – первый указ, подписанный президентом Виктором Януковичем после инаугурации.
Но не выполнение указов президента и законов Украины, а финансовые махинации вокруг социальных фондов полностью и целиком занимают Василия Ивановича Надрагу. И в этом деле он плотно спелся с председателем ФПУ Василием Харой.
Их тесная дружба началась с конфликта (не зря говорят, что от ненависти до любви – один шаг) вокруг Фонда соцстрахования от временной потери нетрудоспособности. А сейчас профсоюзно-министерский тандем озабочен интересной интригой вокруг кресла руководителя этого фонда. Однако обо всем по порядку.
А за деньгами придет… Субота
Суета вокруг Фонда социального страхования от временной потери трудоспособности началась давно. Некоторое время назад проверка финансово-хозяйственной деятельности исполнительной дирекции фонда, проводившаяся Главным Контрольно-ревизионным управлением Украины, выявила крупные хищения.
Так, в соответствии с постановлениями Апелляционного суда Киева №540ПП от 31.07.2009 и №731 от 18.09.2009, выявлены финансовые нарушения на общую сумму почти 37 млн. грн. Считается, что финансовые потоки «заблудились», благодаря схемам, которые организовал директор исполнительной дирекции фонда Сергей Санченко – человек Михаила Папиева.
Интересно, что Надрага в это время был председателем правления ФСС ВПН. Именно благодаря его вмешательству уголовные дела по фактам хищений десятков миллионов гривен были тихо закрыты. По всей видимости, Санченко не пожалел для «Васьки-клептомана» благодарности. В наличной и безналичной форме.
Это не устроило профсоюзы, которым г-н Санченко не давал вцепиться в денежный мешок соцфонда. И ФПУ Василия Хары потребовали от уже министра труда и социальной политики Украины Надраги немедленного увольнения Санченко С. П. за хищение 60 млн. грн. у санаторно-курортных учреждений «Укрпрофздравницы» через схему принудительного страхования финансовых рисков, а также схемы перекачивания денег из Фонда на счета компаний бизнесменов, близких к Сергею Санченко, но далеких от Василия Хары.
Дискуссия казнокрадов привела к тому, что Санченко уволили. Но, благодаря известной «бескорыстности» украинского правосудия, он восстановился в должности. На тот момент Надрага уже забыл о проявленной Санченко благодарности, как и многие украинские политики исходя из тезиса, что оказанная услуга услугой более не является.
В итоге у Надраги с Харой возник общий проект под кодовым названием «Сладкий ты наш»: посадить на ФСС ВПТ председателя правления ОАО «Сумской рафинадный завод» (СРЗ) Николая Суботу, владеющего существенным пакетом акций этого предприятия.
Сумской рафинадный завод – некогда один из крупнейших в Европе производителей сахара-рафинада, благодаря усилиям Суботы и других менеджеров, уже длительное время пребывает в коматозном состоянии. Хозяйственный суд области даже рассматривал вопрос о возбуждении дела о банкротстве и начале досудебной санации.
Проектная мощность предприятия составляет 978 т рафинада в сутки, а в советские времена на нем фактически производилось 1,1 тыс. т в сутки. Продукция уходила как на госзаказ (для армии, железнодорожников и авиаторов), так и бытовым потребителям. С развалом СССР завод почти полностью утратил рынки сбыта (прежде всего в России), а в 1995 г. из-за отсутствия сырья и оборотных средств он полностью остановился...
Работать более-менее нормально он начал только на волне экономического подъема в конце 2000-х годов. Пока же завод влачил жалкое существование и отбивался от кредиторов, Суббота занимал должность заместителя директора исполнительной дирекции ФСС ВПТ. И сейчас Хара решил использовать сахарного горе-менеджера, чтобы прибрать к своим рукам денежные социальные потоки. А Надрага взялся за нескромное вознаграждение помочь ему в этом.
Если проект удастся, в частные карманы уйдут не десятки, а сотни миллионов гривен социальных отчислений. Фиктивные фирмы и придуманные под хищение средств проекты уже заготовлены и ждут своего часа. На низком старте в напряжении находятся и с десяток исполнителей, которых Надрага и Хара посвятили в свой масштабный замысел…
P.S. Во всей этой, казалось бы, локальной интриге есть элемент большой политики. Мышиная возня вокруг денег нетрудоспособных бросает тень на нынешнюю власть, задекларировавшую принцип чистых рук и беспрецедентной борьбы с коррупцией.
Действительно, если такие, как Надрага, сидят на своих должностях, очищение аппарата в глазах Запада может выглядеть политическими репрессия против оппозиции. Ибо в тюрьме должны сидеть все, кто воруют. А тандем Хара–Надрага, увы, ничем другим, кроме борьбы за присвоение казенных финансов, не занимается.
Впрочем, по слухам, «компетентные органы» уже располагают полной картиной деяний профсоюзно-министерского ОПГ. И вопрос кадровых выводов – это лишь вопрос времени. Правда, не стоит забывать, что время – деньги.
И до тех пор, пока социальные деньги находятся под контролем Минсоцполитики, говорить о каких-либо серьезных реформах в этой сфере, провести которые, напомним, поручил правительству глава нашего государства, не приходится.
Сергей Николаенко, Версии