Традиционно конец года – время собирать камни. Одним из основных и, можно даже сказать, краеугольных камней в фундаменте благополучия страны является ее потенциал для иностранных капиталовложений. Однако «собрать воедино» этот показатель непросто: анализ инвестиционной привлекательности Украины всегда упирается в труднопрогнозируемые факторы (такие, например, как расстановка политических фигур на экономической арене). Хотя попытка, как говорится, не пытка: на днях Европейская Бизнес Ассоциация представила на суд общественности свою оценку инвестпривлекательности нашей державы.
Для «затравки» – информация, которая гуляет по Интернету с начала ноября: согласно данным International Finance Corporation, наша держава за год улучшила свои показатели в рейтинге по легкости ведения бизнеса аж на две позиции, поднявшись со 147 на 145 место. Теперь иностранным инвесторам начать свое дело в Украине почти так же просто, как в Сирии (144), и чуть легче, чем в Гамбии (146).
Такую «глобальную» динамику можно подвергать критике, можно игнорировать, а можно постараться проанализировать с позиции альтернативных исследований.
21 декабря текущего года Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) совместно с представителями иностранных и зарубежных инвестиционных компаний обнародовала результаты подсчета Индекса Инвестиционной Привлекательности (ИИП) Украины.
В цифрах это выглядит так: на сегодняшний день по пятибалльной шкале потенциальные инвесторы оценивают климат для капиталовложений в нашу державу на уровне 3,28. Звучит достаточно неплохо, особенно, если принять во внимание упорно не кончающийся кризис и связанное с ним падение ИИП в 2009 году до «двоечки» с небольшим плюсом. Но в целом динамика продолжает оставаться удручающе нейтральной. Проще говоря, ее вообще нет: по сравнению с прошлым кварталом настроения респондентов исследования «прогрелись» всего на 0,08 балла.
«Несмотря на то, что уровень ИИП немного поколебался в сторону улучшения, это настолько незначительно, что объективно может быть просто явлением статистической погрешности, – комментирует исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко. – Поэтому можно сказать, что на данный момент настроения инвесторов остаются в неизменной фазе, а инвестклимат в Украине оценивается как нейтральный.
Практически треть респондентов отметила, что пока не видит каких-либо изменений – как в лучшую, так и в худшую сторону. 22% всех опрошенных представителей бизнеса одной из ключевых характеристик нынешней ситуации назвали стабильность, и только 7% посчитали, что инвестиционный климат в стране подвергся позитивным изменениям».
Результаты исследования аналитики «подбивали» за последний квартал уходящего года, а вот анализ ситуации попытались сделать за 12 месяцев. Общую картину можно охарактеризовать двумя этапами: сначала был уверенный шаг вперед, который затем сменился «общеукрепляющим» бегом на месте.
«Если рассматривать динамику индекса в историческом аспекте – с начала 2010 года, можно четко проследить политический мотив в настроениях инвесторов, – комментирует управляющий партнер международной компании Ernst & Young Алексей Кредисов. – С низкого старта в IV квартале 2009 года (2,5) ИИП сразу после президентских выборов прыгнул вверх.
Это был самый большой скачок – до 3 баллов с небольшим «хвостиком», отражающий не столько улучшение климата, сколько ожидания бизнеса от новой власти. В течение всего года показатель держится примерно на том же уровне – на полбалла выше, чем до выборов президента.
Что косвенно свидетельствует о том, что ожидания не оправдались полностью: на данном этапе инвестор не видит каких-либо существенных изменений в позитивную сторону. Правда, он точно так же не видит изменений в негативную сторону, что не дает индексу упасть».
По убеждению господина Кредисова, потенциал для капиталовложений в Украине расценивается многими инвесторами как недостаточно благоприятный по нескольким причинам.
Во-первых, никуда не уходит «вечная» проблема с коррупцией, судами и администрированием налоговых и таможенных платежей. Более того – в нынешнем году коррупционную составляющую во главу угла поставило около 40% респондентов.
Во-вторых, свою роль играет объективная длительность процессов реформирования – ни один эволюционный шаг не может дать моментальный эффект.
В-третьих, все оценили, но мало кто «сделал скидку» на вынужденную необходимость правительства прибегнуть к непопулярным реформам: тот же Налоговый кодекс, направленный, по сути своей, на латание законодательных дыр, вызвал отторжение в бизнес-сообществе.
«Ситуацию осложнил рост доходов населения на 27%, заложенный в бюджет 2010 года, – дополняет коллегу управляющий директор инвестиционной компании Dragon Capital Томаш Фиала. – Это очень существенное увеличение, которое никак не было оправдано ни ростом экономики, ни инфляцией, но достижение данного показателя вынудило правительство ужесточить политику по доходной части бюджета.
В проекте бюджета на 2011 год рост благосостояния пока что соответствует инфляции и ожидаемому росту ВВП, поэтому можно надеяться, что со следующего года давление снизится».
Впрочем, по мнению аналитика, плюсов в картинке ИИП хватает. В течение года иностранные инвесторы «на ура» восприняли программу реформ нового правительства. По мнению господина Фиалы, ее полномасштабная реализация могла бы приблизить нашу державу к странам Центральной Европы, которые начали реформы еще в начале 90-х годов.
Вторым сигналом к возобновлению инвестиций в страну стало возобновление сотрудничества с МВФ. Третьим позитивом можно считать возвращение портфельных инвесторов – прежде всего, в сегменте долговых ценных бумаг.
В нынешнем году Украина наконец-то вернулась на этот рынок после полуторагодичной паузы, причем выпускала еврооблигации и привлекала кредиты темпами 2006-2007 годов. Четвертым пунктом эксперт отметил банковский сектор, в котором существенно восстановилось доверие – как корпоративных, так и частных бизнес-субъектов.
Так, например, депозиты частных лиц в долларовом исчислении уже в начале осени этого года превысили самые высокие докризисные уровни, что дало возможность финучреждениям привлекать иностранный капитал по ставкам существенно ниже, чем 12 месяцев назад.
К сожалению, весь этот позитив в течение года не слишком существенно материализовал интерес зарубежных бизнес-партнеров к Украине. Так, по данным Dragon Capital, рост иностранных инвестиций составил всего 10% по отношению к прошлому году (с $4,5 до $5 млрд.). Да и структура общего инвестпортфеля практически не изменилась: несмотря на снижение доли финансового сектора (обязательной рекапитализации дочерних банков международными финансовыми структурами) до 30%, он все равно продолжает занимать первое место по объемам, а «добровольное» инвестирование все еще не носит стратегического характера.
По большей части это денежные вливания в недвижимость, ритейл, сельское хозяйство и товары быстрого потребления – то есть в те сектора, продукция которых наиболее вероятно будет востребована в Украине в ближайшее время. В будущем году ситуация сохранит свою динамику: Томаш Фиала спрогнозировал прирост инвестиций еще на 10% – до $5,5 млрд.
Правда, эта цифра может быть больше в случае крупных приватизаций в энергетическом секторе – но это только при том условии, если будут организованы достаточно прозрачные тендеры, к которым допустят зарубежных партнеров.
Подытожил комплексный анализ ИИП представитель той отрасли, которая одна из немногих в пик кризиса во всем мире демонстрировала относительно сносную динамику.
«Не секрет, что капитальных инвестиций в украинскую фармацевтическую индустрию просто нет, – утверждает генеральный менеджер компании Astellas Pharma Europe BV Кшиштоф Сидлецки. – За все время в Украине практически ни одна крупная компания не вошла в совместную работу и не открыла отдельного производства, все инвестиции направлены исключительно в продажи. Так происходит потому, что для инвестора наиболее важными всегда являются две характеристики – потенциал и предсказуемость.
Потенциал у Украины огромный – это одна из крупных стран Европы на хорошем уровне развития, обладающая практически всеми ресурсами и способная стать одной из богатейших держав Европы. Зато предсказуемости в вашей державе нет.
А ведь люди, которые хотят принести свои деньги и вложить их, должны понимать, что с ними произойдет в течение месяца, года, пяти или десяти лет. Пока уверенности в этом не будет – не будет и стратегических инвестиций».
Алина Полищук, Версии