Народная мудрость говорит, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки – на своих. Также народная мудрость говорит, что умный дважды на одни и те же грабли не наступает. И так далее в том же духе. Бывает, однако, что народная мудрость – не указка. Обычно подобный нигилизм является следствием переходного возраста и связанной с ним гормональной перестройки организма. И хотя биологические процессы рано или поздно заканчиваются, развитие умственных процессов отдельных индивидов иногда вызывает сомнения.
На прошедшей неделе очередной клоун, Президент Всемирного банка Роберт Золлик (хотя он немец по происхождению и потому должен быть Цолликом), выступил со своим мнением в газете Financial Times, где прямым текстом сказал, что пора бы еще разок поэкспериментировать в глобальном масштабе с фиксацией обменных курсов разных стран, в том числе и к золоту.
В частности он заявил следующее:
- Эта новая система [кооперативная денежная система] скорее всего должна включать доллар, евро, йену, фунт и юань … Система также должна рассмотреть золото, как международную точку отсчета ожиданий рынка относительно инфляции, дефляции и будущей ценности валют. Хотя учебники рассматривают золото как старые деньги, рынки используют золото сегодня как альтернативный монетарный актив.
М-р Золлик бредит наяву. В какой стране мира и с каких пор цена на золото является компонентом индекса цен? И на каких рынках и какие товары продаются за золото?
Комично, что парой параграфов ранее м-р Золлик со всей серьезностью говорит:
- Крупные экономики, начиная с G7, должны договориться о запрете на валютные интервенции, кроме как в исключительных обстоятельствах, согласовав с другими странами.
Раздвоение личности современная психология классифицирует как психическое расстройство, которое в простонародье ассоциируется, хотя и неправильно, с шизофренией. С г-ном Золликом все понятно. Он, как глава одной из двух структур, сохранившихся в мире в виде наследия Бреттон-Вудской системы, выступает за создание нового “Бреттон-Вудса”. Т.е. никакой закулисной игры, все предельно прозрачно, ясно и без малейшей искорки фантазии.
Однако, как также сообщает газета Financial Time, еще один клоун, Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле:
- Поднял температуру, описав экономическую модель США как находящуюся в “глубоком кризисе”, критикуя решение ФРС накачать финансовые рынки дополнительными 600 млрд. долларов.
Цитата г-на Шойбле:
- Это непоследовательно, когда американцы обвиняют китайцев в манипуляции обменным курсом, а затем искусственным образом понижают курс доллара с помощью печатного пресса [центрального банка].
Во-первых, к сведению г-на Шойбле, печатный пресс был, находится и, вроде как, будет и далее находится исключительно в распоряжении Казначейства США. У печатного пресса США есть даже свой веб-сайт, где прямым текстом указывается его институциональная принадлежность. Технически операции с бумажными долларами между Казначейством и ФРС выглядят следующим образом:
- ФРС делает заказ Казначейству на изготовление банкнот определенного номинала в определенном количестве.
- Когда банкноты готовы, ФРС забирает их из Казначейства, оставляя при этом залог в размере номинальной стоимости банкнот. Залогом являются исключительно облигации Казначейства. Дополнительно ФРС оплачивает стоимость производства каждой банкноты, что составляет приблизительно 4-5 центов.
- Когда банкноты приходят в негодность, ФРС отвозит из назад в Казначейство на уничтожение. Казначейство возвращает ФРС залог.
И подумаешь, что на банкнотах написано “Federal Reserve Note”. На заборе тоже много чего написано, но СМ надеется, что г-н Шойбле не формулирует финансовую политику собственной страны по надписям на заборах. Кстати, монеты Казначейство США печатает столько и такого номинала, как ему захочется. ФРС по закону обязана принимать эти монеты по указанному на них номиналу.
Во-вторых, все истерики относительно переизбытка глобальной ликвидности, carry-trade, пузырей и тому подобного, являются лишь признаками повышенной психической неустойчивости или пониженного умственного развития. И если бы не г-н Золлик со своими наболевшими идеями неозолотого стандарта, то СМ на этой неделе поразмышляло бы относительно псевдопроблемы глобальной ликвидности.
Особенно, учитывая, что там и размышлять-то особенно не о чем. Всего лишь очередной удачный маркетинговый миф, скормленный невинному обывателю со всех сторон.
В-третьих, спустя почти две недели после объявления о новом количественном облегчении, индекс доллара США вырос на почти 2.5%:
|
Да, краткосрочные тенденции на валютных рынках крайне сложны и плохо непредсказуемы, но размах манипуляций валютным курсом доллара со стороны ФРС явно преувеличен.
Ну и, в-четвертых, финансовая политика г-на Шойбле, стимулирующая промышленные инвестиции в ущерб потреблению, уже довела еврозону “до ручки”, и приравнивает Германию к Китаю, общепризнанному манипулятору обменным курсом.
СМ не думает, что г-да Золлик и Шойбле страдают от явных психических расстройств. Просто экономическая “сказка”, которую они рассказывают, является уж слишком нескладной и неубедительной. К сожалению, под таким безжалостным напором экономической чуши простому обывателю очень трудно самостоятельно разобраться в проблеме и навязываемых решениях. Очевидно, что только по этой причине клоуны все еще получают доступ к эфиру и власти.
Как СМ уже обсуждало ранее, цена на золото не имеет никакого отношения к покупательной способности современных денег. Причина этого заключается в крайне низкой полезности золота для мировой экономики. Цена на золото является исключительно результатом финансовых спекуляций, основанных на психологической зависимости людей. Приблизительно как от курения – умом понимаешь, но организм все-таки требует.
Когда-то, давным-давно деньгами были непосредственно золото и серебро в виде монет. Приблизительно в 18-м веке эта денежная система начала испытывать проблемы из-за банального недостатка металла, что в итоге привело к бумажным деньгам, обеспеченных золотом.
Смысл этой системы заключался в том, что все бумажные деньги государства, находящиеся в обращении, были обеспечены золотом. Соответственно, государственный орган, ответственный за денежное обращение в стране, конвертировал любое количество бумажных денег в золото и обратно по установленному и зафиксированному обменному курсу.
В 1844 году Великобритания приняла золотой стандарт и, будучи в экономическом и военном смысле самой сильной страной того времени, установила де-факто золотой стандарт в мире. Так золото стало и инструментом международной торговли.
Страны-импортеры, имевшие торговый дефицит должны были отправлять золото на кораблях своим торговым партнерам. Приток золота позволял странам-экспортерам печатать больше бумажных денег, что вело к росту спроса в экономике. Если спрос рос быстрее, чем производственные возможности экономики, то возникающая инфляция делала экспорт менее выгодным, что вело к падению торгового баланса.
С точки зрения страны-импортера отток золота вынуждал правительство изымать деньги из обращения, что вело к росту безработицы, падению цен, производства и импорта.
Теоретическое обоснование золотого стандарта, как обычно, изображало иную картину. Согласно теории, если цена какого-либо товара в золоте в одной стране была выше цены похожего товара в другой стране, то простой арбитраж (экспорт-импорт) вел к выравниванию цен во всех странах. Соответственно, мировая экономика приходила к состоянию равновесия, а цена на одни и те же товары во всех странах была одинаковой.
Практическая проблема данной теории заключается в скорости арбитража (процесса адаптации). Страны, испытывающие отток золота, не могли ждать естественной адаптации, и вынуждены были подавлять экономическую активность. При этом страны-экспортеры могли продолжать копить золото, не изменяя внутреннюю экономическую политику.
В итоге процесс адаптации происходил через падение экономической активности в стране-импортере, а стабильность цен на золото обеспечивалась нерациональным использованием ресурсов. Вся “вина” за торговые потоки ложилась исключительно на страну-импортер, хотя “танго танцуют двое”.
Эти проблемы прекрасно осознавались еще во времена Кейнса, который предложил механизм, призванный компенсировать отрицательные эффекты скорости адаптации. Предложение Кейнса было не без своих недостатков, но как бы там ни было, Бреттон-Вудская система пошла проторенной дорогой.
МВФ, как верное дите своей системы, уверенно сталкивала страны, испытывающие проблемы торгового баланса, со стеной экономического идиотизма. В частности, МВФ предоставляла странам-заемщикам кредиты только в обмен на гарантии проведения дефляционной политики, которая обеспечивала бы возврат кредита (в иностранной валюте). Даже сейчас, спустя 40 лет как Бреттон-Вудс умер, МВФ продолжает делать тоже самое. Главный эффект “помощи” МВФ заключается в дополнительном времени, которое страна-импортер получает за счет кредитов.
Важным следствием Бреттон-Вудской системы было то, что единственным способом, каким страны могли заполучить доллары США, был экспорт в США. Соответственно, США могли наслаждаться результатами чужого труда (импортом товаров) за счет экспорта своих долларов. В свете этого факта предложение г-на Золлика выглядит абсолютно прозрачным.
Да, США готовы признать реальность современной мировой экономики и поделиться своим правом на безграничный импорт товаров с еврозоной, Японией, Великобританией и, возможно, Китаем. В реальности же США готовы поделиться своим правом только с Великобританией, беспрекословным союзником США, поскольку остальные страны и так являются экспортерами.
О чем г-н Золлик умалчивает, так это о парадоксе Триффина, который утверждает, что невозможно зафиксировать мировую резервную валюту, какой бы она не была, относительно золота в условиях развивающихся международных отношений. Результатом этого парадокса и стало падение Бреттон-Вудской системы.
Неявным следствием парадокса Триффина является тщетность усилий по выбору мировой резервной валюты, т.к. главным фактором является не выбор валюты, а реализация механизма адаптации.
Предложение Золлика также полностью игнорирует торговые процессы в рамках предложенной валютной корзины (доллар, евро, фунт и т.д.), что возвращает нас в начало проблемы. То, к чему подобные фиксированные системы ведут, можно изучить в реальном времени на примере еврозоны, где Ирландия, кстати, традиционный экспортер, послушно ждет экономического вердикта экономической милостыни от твердолобых немцев.
К сожалению, навязчивая идея о необходимости фиксации обменного курса или коррекции торговых потоков игнорирует возможности современных денежных систем. Современные деньги ничем не обеспечены. Следовательно, страны-импортеры могут свободно импортировать реальные товары и повышать уровень жизни своих граждан за счет труда экспортеров, которые стремятся копить электронные записи в чужих компьютерах. До тех пор, пока экспортеры желают экспортировать, самым разумным ответом для импортеров является продолжать импортировать.
Да, это не решает естественным образом проблему безработицы в странах-импортерах, но импорт рабочих мест из Китая в США также не решает этой проблемы. И пока экспортеры желают копить электронные записи, освобождая население стран-импортеров от низкопродуктивного труда, правительствам стран-импортеров стоит занять свое население более продуктивными занятиями.
Но это потребует от соответствующих правительств более активного участия в экономике, что у некоторых любителей золотого стандарта может вызвать инфаркт. И чтобы подобное не произошло, простого обывателя продолжают кормить страшилками про торговые дисбалансы, валютные войны, врагов народа и тому подобный бред. Одним словом, “неолиберализм троит”.
Причина, по которой любители золотого стандарта все еще бредят им, заключается в том, что золотой стандарт позволяет ограничить финансовые возможности государства в экономике. Поскольку денежная база привязана к запасу золота, государство не может расширять денежную базу сверх запасов золота, что, как считают любители, позволяет ценам в экономике находится на стабильном уровне.
Однако, привязка национальной валюты к золоту или валютной корзине является плохим стабилизатором цен и экономической активности. Проблема подобных идей заключается не в выборе объекта или валюты привязки, а в механизме компенсации возникающих дисбалансов.
Главным последствием отсутствия таких механизмов является вынужденное и искусственное подавление экономической активности через рост безработицы. Псевдорешения, предлагаемые Золликами и т.п. клоунами, полностью игнорируют этот факт, который был известен и широко обсуждался еще до возникновения Бреттон-Вудской системы.
Более чувствительным (чем золото или иностранные валюты) стабилизатором экономической деятельности (и торговых потоков) могла бы стать, например, нефть. В периоды повышенной экономической активности правительство продавало бы по фиксированной цене нефть, которая заменяла бы другие, более дорогие энергоресурсы, стабилизируя, таким образом, цены на конечную продукцию.
В периоды падения экономической активности и падения цен на ресурсы правительство бы покупало нефть по фиксированной цене, поддерживая цены на нефть, стимулируя ее производство и экономическую активности в целом. Однако, нефть имеет свои недостатки по причине ее географической и природной ограниченности.
В мире существует другой ресурс, который имеется в избытке в любой стране и который является критически важным для любой экономики. Этим ресурсом является рабочая сила. Государство может “покупать” всю свободную рабочую силу, от которой частный сектор отказывается при падении экономической активности, и “продавать” ее, когда частный сектор расширяется и готов заплатить больше установленной минимальной зарплаты. Преимущество этого подхода заключается не только в стабилизации цен и экономической деятельности, но и в возможности использования “свободной” рабочей силы на благо общества.
При использовании рабочей силы в качестве стабилизатора экономической деятельности государство должно будет выступить в качестве гаранта занятости населения. Государственная политика тогда перейдет от бесконечных, убогих и бесполезных тренингов для безработных в пользу создания настоящих рабочих мест для всех желающих работать.
Привязка денег к стоимости рабочей силы может выступить в качестве абсолютного автоматического фискального стабилизатора, причем фискальная позиция бюджета будет полностью зависеть от состояния частной экономики, что позволит исключить страхи о бесконтрольном печатании денег правительством.
Это также заставит клоунов свыкнуться с кощунственными мыслями о сбалансированном дефиците бюджета. Хотя интересно, что Золликам и другим клоунам, пропагандирующим возврат к золотому стандарту, не приходит в голову мысль закапывать золото назад в рудники в случае рецессий (как это сейчас требует еврозона).
Ведь постоянная добыча золота явно и недвусмысленно указывает на дефицит золота со стороны рудников. Но почему-то добычу золота все воспринимают как благо, хотя в любом руднике золото рано или поздно заканчивается. Чего не скажешь о валюте суверенного в денежном смысле государства. Но у клоунов никогда дважды два не складывалось.
И, кстати, история знает уже много примеров, когда государство гарантировало занятость своему населению. В том числе и в США, где результатами тех работ до сих пор пользуется частная экономика. Просто клоунам надо чаще историей интересоваться и тогда не придется наступать на грабли дважды.
Вывод
Золотой стандарт мертв, какими бы его заслуги не были. Уже давно пора было переболеть этой болезнью и бросить вредные привычки, но некоторые особенно горячие умы до сих пор бредят. Особо непонятливые могут изучить опыт Ирландии (если не нравится Греция), чтобы понять, до чего может довести система с фиксированными обменными курсами.
В современном мире бумажных денежных систем проблемы любого государства заключаются не во внешних врагах, а в нежелании собственных правительств выполнять свои прямые обязанности. И перед тем, как смотреть в чужой огород, правительствам стоило бы заняться своим огородом. А также немного подучить экономическую историю мира.
Кстати, некоторые даже предлагают выдать г-ну Золлику золотую корону как самому тупому человеку, живущему на свете.
Источник: Игры рынка