Украина не сможет продавать в ЕС практически ни один товар под тем названием, под которым он известен потребителю. Для вхождения на европейский рынок придется проводить ребрендинг абсолютно всей номенклатуры товаров. Фактически используется абсолютно легальный способ закрытия рынка ЕС от украинских товаров. В результате ЗСТ будет иметь «одностороннюю проходимость»: украинский рынок будет открыт для товаров из ЕС, а рынок ЕС – закрыт для товаров, производимых в Украине...
Почти 20 лет своей независимости Украина не может определиться с тем, в какую же сторону ей идти, какое государство строить, какой тип экономики выбрать. При этом заявления украинских политиков часто взаимопротиворечивы.
Так мы готовы вступать или уже…не готовы?
1 октября в ходе своего выступления на заседании седьмого саммита Ялтинской европейской стратегии (YES) президент Украины Виктор Янукович раскритиковал условия создания зоны свободной торговли, предложенные Европейским Союзом (ЕС), поскольку они мало приемлемы для Украины.
По словам Януковича, эти условия связаны со значительными затратами и одновременно потерями государственного бюджета.
«ЕС предлагает моментально снять тарифные и нетарифные ограничения. Стоимость этого – 20% потерь бюджета от импортных поступлений из ЕС», – сказал глава государства.
Прошло всего 5 дней, и Украина обозначила совершенно противоположную позицию. Уже 6 октября премьер-министр Украины Николай Азаров на встрече с министром иностранных дел Финляндии Александером Стуббом в Хельсинки заявил, что соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Европейским союзом может быть подготовлено к подписанию ко времени проведения саммита Украина – ЕС, который запланировано провести в Киеве 22 ноября.
«Я считаю, что к саммиту Украина – ЕС мы подготовим соглашение о зоне свободной торговли… Не имеет смысла затягивать с этим, поскольку это является серьезным сигналом для Украины», – сказал украинский премьер.
Спустя ровно неделю, 13 октября, Николай Азаров, уже выступая на конференции «Украина: от кризиса к росту. Экономика, инвестиции, рынки» в Брюсселе, заявил о том, что говорить о сроках заключения соглашения о зоне свободной торговли с ЕС пока рано.
«Думаю, что нам не надо ставить перед собой никаких сроков, работать настойчиво, последовательно, на реализацию всеобъемлющего соглашения о зоне свободной торговли», – рассудительно заключил Николай Янович.
Не усвоив до конца феномен «украинской стратегии», заместитель главы торговых связей Европы и Центральной Азии, директората торговли Еврокомиссии Филипп Куиссон не нашел ничего лучшего, как заявить в Киеве о том, что подготовка соглашения о глубокой всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС может занять еще несколько месяцев.
Свою «лепту» по осложнению ситуации внес заместитель министра экономики Украины Валерий Пятницкий, отметив, что появились новые обстоятельства, связанные с присоединением Украины к Европейскому энергетическому сообществу и эти обстоятельства создают новые вопросы, которые необходимо решить до подписания соглашения о зоне свободной торговли.
Дело в том, что в ходе переговоров о зоне свободной торговли ЕС заблокировал Украине доступ на европейский рынок в сфере энергетики и транспорта.
«Закрыли все, за исключением сферы морских международных перевозок, где нам на сегодняшний день похвалиться почти нечем - мы пока очень слабые конкуренты», - отметил Валерий Пятницкий в своем интервью от 16 октября.
Действительно, европейцы закрыли доступ Украине на европейский рынок в сфере наземного и трубопроводного транспорта, передачи электроэнергии и т.д.
Что потеряет Украина и что приобретет ЕС
На данный момент Украина потребляет намного больше импортных товаров, как производства России, так и ЕС, чем продает на экспорт. При этом значительная часть российского импорта состоит в основном из газа, нефти, легких (бензин) и тяжелых (мазут) продуктов переработки нефти. Европейский импорт имеет большую номенклатуру и состоит как из товаров широкого потребления, так и из станков и оборудования для промышленности.
По данным Госкомстата Украины, разница между экспортом и импортом достигает почти 40 % в пользу импорта.
По прогнозам аналитиков, в 2010 году дефицит внешней торговли товарами в Украине составит порядка $6,5 млрд. Главный экономист инвестиционной компании Dragon Capital Елена Белан отмечает: «Дефицит внешней торговли товарами, по методологии Госкомстата, достигнет $6,5 млрд по итогам 2010 года, увеличившись по сравнению с $5,7 млрд в 2009 году».
Напомним, что за 8 месяцев 2010 года торговый дефицит Украины составил $4,6 млрд, что на $0,5 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года. В таких условиях создание дополнительного механизма в виде зоны свободной торговли, который упростит доступ на украинский рынок европейских товаров, лишь ухудшит ситуацию. Почему? Обратимся к условиям создания зоны свободной торговли (далее – ЗСТ).
После подписания соглашения о создании ЗСТ:
• страны-подписанты добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, но хранят полную свободу действий в экономических связках с третьими странами;
• используют между странами-подписантами единую номенклатуру описания и кодировки товаров.
Казалось бы – все нормально и опасаться нечего. Однако не следует забывать о том, что страны ЕС давно уже позаботились о единой номенклатурной классификации и «закрыли» авторскими правами на торговые марки названия практически всех видов производимой продукции. Что это означает на практике?
А то, что Украина не сможет продавать в ЕС практически ни один товар под тем названием, под которым он известен потребителю. Для вхождения на европейский рынок придется проводить ребрендинг абсолютно всей номенклатуры товаров. Фактически используется абсолютно легальный способ закрытия рынка ЕС от украинских товаров. В результате ЗСТ будет иметь «одностороннюю проходимость»: украинский рынок будет открыт для товаров из ЕС, а рынок ЕС – закрыт для товаров, производимых в Украине.
В итоге Украина рискует полностью лишиться всей своей перерабатывающей и легкой промышленности, тяжелого машиностроения. И рискует вот почему: вопреки распространенному заблуждению, абсолютно все европейские товары намного дешевле, а никак не дороже украинских. Французское вино – дешевле. Польские яблоки – дешевле. Итальянская одежда – дешевле. И так далее. Потому что высокотехнологическое производство всегда выигрывает у мануфактур с их «дешевой рабочей силой».
Также не лишним будет вспомнить тот факт, что значительное число «европейских» товаров давно производится в Китае. Там открыты заводы, выпускающие товары под брендами многих ведущих торговых марок. Фактически они китайские. Но юридически – европейские. И именно такой импорт будет попадать в Украину из ЕС. По документам все будет верно и правильно – не придерешься. Мировое разделение труда, однако.
Не говоря уже о том, что европейское фискальное законодательство способствует развитию европейского же бизнеса, а вот украинское – создает все условия для его закрытия.
Европа же получает свободный доступ на рынок, на котором не будет чувствовать ни малейшей конкуренции. В Украину же можно будет спокойно поставлять все неликвиды, которые не продаются в ЕС. С уничтожением госстандарта и созданием ЗСТ никаких препятствий для проникновения на украинский рынок некачественных товаров не будет.
Мало того, под «соусом» недопущения резкого повышения цен на отдельные виды зерновых культур и социально значимые продовольственные товары украинские парламентарии собираются установить нулевые импортные пошлины на ряд продукции. Об этом свидетельствует законопроект № 7243, зарегистрированный в Верховной Раде 12 октября 2010 г.
Так, до 1 июня 2011 г. предлагается ввести нулевую ставку импортных пошлин на:
• молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ; в порошке, гранулах или других твердых видах; молоко специального назначения, для детей (действующая импортная пошлина – 10%);
• масло сливочное (с содержанием жиров не более 85 мас.%), сливочное масло сывороточное (нынешняя импортная пошлина – 10%);
• картофель свежий или охлажденный (молодой картофель – с 1 января по 30 июня) (действующая импортная пошлина – 10%, на семенной картофель – 2%);
• рожь и гречиху (действующая импортная пошлина – 20%).
Такое нововведение полностью убьет рынок молока в Украине, который и так серьезно пострадал после летнего секвестра бюджета и ликвидации доплат владельцам коров.
Так что в рамках подготовки к созданию зоны свободной торговли с ЕС идет полным ходом уничтожение отечественного производителя.
Олигархи готовят «запасной аэродром»?
Создание зоны свободной торговли вполне может быть требованием ЕС в ответ на попытки украинских олигархов легализироваться в европейском бизнесе. При этом нельзя исключить ситуацию, при которой ничем не ограниченное (так как системы госстандартов, повторюсь, в Украине фактически не существует с 2010 года) открытие украинского рынка для европейских товаров стало условием для предоставления возможности украинскому капиталу инвестировать в Европу напрямую, а не через офшоры.
Такая возможность, предоставленная украинским олигархам, может служить гарантией их персональному (очевидно, вместе с семьями) вхождению в ЕС. Поэтому лоббирование скорейшего создания ЗСТ с их стороны выглядит вполне продуманным и логичным шагом.
Да и активное проталкивание скорейшего принятия нового Налогового кодекса в этом случае начинает выглядеть в совершенно новом свете. Уничтожая малый и средний украинский бизнес, олигархи создают девственно чистое, бесконкурентное поле для европейских товаров и торговых сетей в Украине.
В связи с мировым финансовым кризисом страны Евросоюза всерьез озаботились темой возможного возвращения части реального сектора из Азии в Европу. Но для такого кардинального поворота нужны как дополнительные средства, так и кадровые ресурсы. Вот тут-то вполне могут пригодиться выведенные из офшоров деньги украинских олигархов.
К тому же отмечу: «крутящиеся» на финансовом рынке до сотни миллиардов долларов, которые были за годы независимости выведены из Украины, пока что никак не помогают ЕС. А вот будучи вложенными в реальный сектор, очень даже поспособствуют экономическому развитию Европы.
Мало того, за «виртуальными» средствами украинских олигархов достаточно сложно наблюдать и следить, да и их реальная стоимость сейчас невысока. Но вот в случае конвертации их в «заводы, газеты, пароходы» они сразу становятся подконтрольными национальным правительствам стран Евросоюза.
Но и это еще не все. В случае «крайней необходимости», деньги украинских олигархов, легализированные в ЕС, можно всегда объявить как «полученные незаконным путем» и на этом основании спокойно национализировать и их, и собственность олигархов.
Если кому-то этот сценарий покажется фантастическим, то хочу напомнить – подобный прецедент в новейшей украинской истории уже был. Много лет отсидевший в американской тюрьме за финансовые махинации экс-премьер-министр Украины Павел Лазоренко так и не смог воспользоваться неправедно нажитыми сотнями миллионов долларов, но… и в экономику Украины эти деньги также не вернулись. Они и сейчас эффективно работают на США!
Нормальные герои всегда идут в обход?
Ни одному кандидату в члены ЕС еще ни разу не были выдвинуты столь жесткие требования на начальном этапе, как к Украине: «Вступление в ЕС возможно только после создания зоны свободной торговли».
Почему-то на этот факт вообще никто не обратил внимания. Однако путь вступления в ЕС осложнен не только со стороны Евросоюза. Украинские парламентарии и чиновники также делают весьма странные телодвижения.
В феврале Европейский парламент признал за Украиной право подать заявку на членство в ЕС.
Очень интересно наблюдать ситуацию, когда в начале октября президент Украины делает заявление о евроинтеграционном выборе Украины, а Парламент через пару дней проваливает голосование по постановлению о подаче заявки на вступление в ЕС.
При этом поддержать проект постановления Верховной Рады «О подаче заявки на членство в Европейском союзе», внесенный народным депутатом от НУНС Николаем Катеринчуком, удосужились всего лишь 61 из 302 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале, при необходимых 226. Не голосовали в полном составе фракции КПУ и Блока Литвина.
Также за это постановление почти в полном составе не голосовала фракция БЮТ, поскольку народные депутаты из этой фракции в знак протеста покинули сессионный зал. Поддержали проект постановления лишь 26 народных депутатов из фракции Партии регионов.
Это тем более удивительно, если учесть, что именно представители «помаранчевых» фракций НУНС и БЮТ были самым активными сторонниками евроинтеграции.
Еще более удивительным выглядит заявление представителя Украины при Европейском союзе Константина Елисеева, который считает преждевременным обсуждение возможного срока подачи Украиной заявки на членство в ЕС. При этом Елисеев назвал провокацией инициативу депутата Верховной Рады от фракции Блока «Наша Украина – Народная самооборона» Николая Катеринчука по подаче сейчас Украиной такого заявления.
Он считает, что обсуждение возможных сроков подачи Украиной заявки на членство в ЕС рождает лживую иллюзию возможного быстрого приобретения членства страны в Евросоюзе.
Вообще-то в нормальной европейской стране чиновник МИДа, выражающий публично свою позицию, которая отличается от позиции президента, должен быть уволен сразу же после такого заявления. Но… ничего подобного не происходит.
Если и дальнейший путь Украины в ЕС будет таким же непредсказуемо-противоречивым, то у нее нет шансов вступить в ЕС никогда.
Юрий ГАВРИЛЕЧКО, ОДНА РОДИНА