Наблюдательные товарищи отметили, что гривна начала осторожно, но настойчиво сползать вниз. Эксперты валютного рынка даже измерили это сползание процентами: по итогам прошлой недели нацвалюта девальвировала на 0,3% к доллару и на 1,2% к единой европейской валюте, а сегодня упала еще на 0,87 коп. В результате максимальный курс покупки и минимальный курс продажи составили 7,9200 грн. Так что, дешеветь будем или как?..
Понятное дело, колебания в 0,3% – это как легкое дуновение ветерка, по сравнению с бурей образца 2005 или 2008-2009 гг., когда гривну носило туда-сюда с амплитудой в 20-30%. Тем не менее, нельзя не заметить, что Национальный банк в последнее время стал проявлять активность.
В пятницу, 3 сентября, он присутствовал на украинском валютном рынке одновременно с двумя интервенциями: продавал доллары по курсу 7,9002 грн./долл. и покупал их по курсу 7,9082 грн./долл. По мнению аналитика компании Astrum Investment Management Алексея Блинова, данное решение регулятора вызвано девальвационным давлением на гривну, наблюдающимся вот уже три дня подряд.
Четких объяснений происходящему специалисты пока не дают. Некоторые – объясняют, что в течение июля 2010 года на валютном рынке наблюдалось постоянное превышение предложения доллара над спросом. Другими словами, долларов было – как блох на собаке, и если бы они не выкупались Нацбанком, неизвестно, насколько бы «зеленый» тут упал.
В августе пипл потянулся на отдых, причем, значительная его часть – в Турцию, Грецию, Хорватию и на прочие заграничные курорты. В результате, по статистике за последний месяц лета 2010 года население купило иностранной валюты на $397,9 млн. больше, чем продало, тогда как, например, в июне – на $149 млн.
Как сообщается на сайте Национального банка Украины (НБУ), в августе украинцы купили у банков валюту на $2,116 млрд., продали – $1,718 млрд.: покупка населением валюты возросла по сравнению с июлем на 11,4%, продажа – сократилась на 1,8%.
Совокупный объем сделок на наличном рынке вырос в августе на 5,1% по сравнению с июлем – до $3,835 млрд. Кроме того, по данным НБУ, объем банковских вкладов физических лиц в свободно конвертируемой валюте (СКВ) в прошлом месяце увеличился на $5,3 млн. и на 31 августа составил $15,244 млрд.
Также в прошлом месяце поступил первый транш кредита МВФ. В страну зашла субвалюта Фонда, которая, однако, гораздо легче конвертируется в доллар, чем наши гривны (на мировом рынке). Таким образом, мы оказались при деньгах. Почему же гривна с началом осени начала сползать вниз?
Финансовый аналитик Александр Дмитренко полагает, что как на рынке наличных, так и в торговле безналичной валютой ликвидность банков оставляла желать лучшего, а собственно сама стратегия работы валютных спекулянтов и бизнеса сводилась к своеобразному carry trade по-украински. Иначе говоря, уверовав в неуклонный, хотя и происходящий с «черепашьими» темпами гривнеукрепляж, игроки, имеющие доллары, старались, образно говоря, от них избавиться позавчера, поскольку послезавтра они могли приобрести ту же валюту дешевле.
Этот вялотекущий (в условиях изнуряющей жары) процесс тянулся до 20-х чисел августа, аккурат до того момента, когда регулятор, которого уже начал беспокоить затянувшийся, хотя и очень медленный ревальвационный ремейк сезона весна-лето-2008, анонсировал свое намерение вернуть рынок в русло стабилизации. «Волевым порядком» курсы гривневых интервенций были слегка приподняты, что вначале приостановило среднюю цену сделок по долларовому безналу, а затем «заморозился» и ползучий откат официального и официального курса валюты США.
«В этом контексте, – говорит Дмитренко, – интересно отметить поведение участников рынка наличных. Дилеры «черного рынка» быстро уяснили грядущую смену тренда и слегка приподняли цены. Между тем, возвращавшиеся из отпуска их потенциальные клиенты еще не уяснили для себя того, что эра ползуче дешевеющего доллара приказала долго жить, и натурально требовали от валютчиков оптового и розничного сегментов «справедливых» (как им представлялось) цен на «зелень». Возникали забавные недоразумения, однако, как резонно заметили дилеры опта, «процесс клиентской адаптации пошел». Клиенты мало-помалу свыклись с мыслью, что время, извините, «халявы» закончилось, и постепенно начали приобретать валюту по предлагаемым, уже слегка выросшим, ценам.
В подтверждение резонности перемен на рынке наличных торги долларовым безналом 31 августа завершились нацбанковской гривневой интервенцией по более высокому, чем накануне, курсу (7,8889 грн./долл.), дилеры валютного межбанка констатировали непривычное там доминирование спроса, а официальный курс на 1 сентября вырос на 0,06 коп., до 7,8867 грн./долл. Этим рынок дал понять, что наступила осень, с которой традиционно связывают уже записанные на генетическом уровне с 1998 года валютные ажитации. И первые сессии сентября подтвердили справедливость появившегося у писателя Смирнова термина: «Тревожный месяц вересень». Гривневые интервенции Нацбанка вначале прекратились вовсе, а с 3 сентября были заменены предложением регулятора «поработать в обоих направлениях»(7,9002/7,9082 грн./долл.), в результате официальный курс доллара за первые три рабочих дня осени прибавил 2,21 коп., поднявшись на 09 сентября к отметке 7,9082 грн./долл.».
По мнению Александра Дмитренко, причин монетарного характера для столь резкой смены настроения на валютном рынке не было. Напротив, динамика цен на гривневые кредиты overnight свидетельствовала о росте интереса к гривневым ресурсам. Поэтому рост курса доллара он склонен объяснять двумя факторами. Первый – упомянутый выше «календарно-генетический».
«Вторым поводом для роста спроса на доллар, полагаю, уместно считать кадровые перемены в верхних эшелонах руководства НБУ, где на смену адептам крепкой гривны пришли сторонники «более либерального валютного рынка». Натурально, участники последнего истолковали это по-своему, дав старт скупки доллара «в массовом порядке». Это повлекло за собой аналогичные настроения и на рынке наличных, где к 3 сентября клиенты практически полностью адаптировались к новым ценам и условиям работы. О чем, собственно, говорят итоги торговли наличной «зеленью» на оптовом и розничном сегментах рынка Днепропетровска и других крупных центров валютообменного бизнеса, констатировавшие устойчивое доминирование спроса на фоне выросших оборотов», – размышляет аналитик.
О дальнейших тенденциях на валютном рынке аналитики и банкиры говорят неопределенно. Опрошенные dengi.ua банкиры прогнозируют в начале октября незначительное снижение курса гривны. Причем пессимисты ждут к концу 2010 года курса 8,0-8,3 грн./долл, оптимисты – 7,8-7,95 грн./долл. То есть отклонения вниз от текущего курса возможны, но в пределах 2% (потери на $100 не более 10-40 гривен).
Поводов для глубокой девальвации, такой, к примеру, как в 2008-2009 году, валютные аналитики пока не видят. Но признают, что динамика обменного курса будет зависеть от поведения Нацбанка: если НБУ ослабит влияние на валютный рынок, обменный курс может даже укрепиться до уровня 7,60-7,70 грн./долл.
Александр Дмитренко в свою очередь допускает, что нынешний достаточно интенсивный рост курса наличного доллара, скорее всего, приостановится, войдя в режим насыщения. «Впрочем, последнее слово здесь за клиентом: если он свыкнется с перманентным подорожанием заокеанской валюты, обороты поддержат нынешний «бычий» тренд», – подытожил он.