Под давлением убытков предприятия горнометаллургического комплекса массово выводят большую часть «непрофильных служб и производств» с баланса, переводя персонал на аутсорсинг и аутстаффинг. Под раздачу попадают вполне «профильные» рабочие профессии.
В 2009 году сектор пережил величайший кризис в истории металлургии. С начала 2010 года началось посткризисное восстановление, однако сейчас оно затормозилось. На сегодняшний день спрос перестал расти, цены на металл — тоже.
Но цены на сырьё растут ещё более быстрыми темпами. Потому для отечественных металлургических предприятий и их владельцев, опоздавших, будем откровенны, с планами модернизации, жёстко стоит вопрос рентабельности производств. А соответственно – и рентабельности отрасли в целом.
Экономия пришла и к трудовым ресурсам под модным западным «аутосорсингом», который в украинских реалиях выглядит как постепенное снижение заработной платы, лишение рабочих социальных прав, льгот и в конечном итоге увольнение. Но с некоторой временной отсрочкой.
Тенденция приобрела столь угрожающие формы и масштабы, что заволновались даже послушные и угодливые ранее профсоюзы. Количество работников в горно-металлургическом комплексе Украины уже сократилось на 50 тыс. человек. До конца 2010 г. эта цифра может превысить 120 тыс. человек.
По словам первого зампредседателя ЦК профсоюза металлургов и горняков Украины Сергея Комышева, активно выводят персонал «за проходную» «Метинвест Холдинг», «Интерпайп», Полтавский ГОК, Днепропетровский метзавод им. Карла Либкнехта, предприятия группы «Евраз».
Например, в Донецкой области создано частное агентство занятости «Азов», насчитывающее уже 5 тыс. человек персонала, значительная часть из которых — работники «Азовстали» и «Харцызского трубного».
В западном понимании аутсорсинг (от англ. outsourcing, вынос вовне) — это способ оптимизации деятельности предприятия за счёт передачи непрофильных функций внешним специализированным компаниям.
Например, если банку накладно содержать свой автопарк, он передаёт функции извоза частному таксомоторному парку. В украинских реалиях де-юре работники ГМК по собственному желанию уволились с предприятий и перешли на работу в агентство занятости.
Фактически же они продолжают выполнять свои функциональные обязанности на упоминаемых предприятиях, но уже на правах фрилансеров, не имея прежних социальных прав и гарантий. В числе выведенных на аутстаффинг специалистов предприятий ГМК – работники разгрузочно-погрузочных служб, путевого хозяйства, машинисты локомотивов и т.д. То есть специалисты, непосредственно задействованные в технологии производства.
По словам представителей отраслевого профсоюза, использование заёмного труда на Украине не подкреплено законодательной базой, на работников частных предприятий и агентств занятости не распространяются отраслевые льготы, условия отраслевого соглашения и коллективных договоров.
«В свою очередь, выведение части персонала из штата позволяет предприятиям «рапортовать» о повышении уровня средней заработной платы, не увеличивая при этом фонд оплаты труда ни на копейку», — отмечает Комышев.
От своих украинских коллега не отстают и представители транснационального капитала. На «АрселорМиттал Кривой Рог» ещё весной было объявлено, что с осени большинство ремонтно-механических подразделений и цехов начнут выводить с баланса предприятия. Работникам цехов предложат в «добровольно-принудительном» порядке написать заявление об увольнении с «АрселорМиттал Кривой Рог», после чего их должны «подобрать» уже подрядные организации, взявшие на себя функции бывших ремонтных подразделений.
В таком случае, согласно системе добровольного увольнения, работники смогут получить ещё и какую-нибудь компенсацию в виде бонусных выплат. Однако при переходе в другую организацию персонал потеряет значительную часть льгот, которыми работники пользуются сейчас.
Фактически ремонтники будут трудиться на своих же рабочих местах, только за меньшие деньги и с меньшей степенью социальной защищенности. Профсоюз пока молчит.
По-другому повели себя рабочие Полтавского ГОКа, где летом устроили забастовку в связи с ухудшением условий труда на предприятии, которое одним из немногих в отрасли (является крупнейшим экспортером железорудного сырья) демонстрирует рекордные прибыли.
Есть подозрения, что конфликт между трудовым коллективом и руководством, который перерос в митинг, не обошелся без «внешних катализаторов» недовольства. Но это не меняет сути дела. Рабочие комбината требовали улучшения условий труда и возобновления ряда льгот. Ведь их лишают права на досрочный выход на пенсию в связи с особыми условиями труда. В ответ руководство взялось за аттестацию рабочих мест.
Проблема использования так называемого «заёмного труда» не нова в отрасли, говорят профсоюзные активисты. Конвенция ООН, которая ограничивает его использование, не ратифицирована в Украине. К тому же, под практику так называемого аутосорсинга не подведена законодательная база. Следовательно, за проходную предприятия можно вывести какое угодно количество «вспомогателей».
Уже сегодня, по данным Федерации металлургов Украины по итогам I полугодия 2010 года в смежных отраслях наибольшее снижение численности персонала в относительном выражении произошло на огнеупорных (26,7%), метизных (17,9%) и предприятиях цветной металлургии (17,2%).
Что выигрывают владельцы предприятий отрасли, какой в действительности является экономия на зарплатах рабочих? Она незначительная. Удельный вес оплаты труда в операционных затратах на отечественных предприятиях – максимум 15% (а в отдельных коллективах – 4,8%), за рубежом он достигает 30-35%.
У трудовых коллективов есть свой ответ на аргумент собственников по поводу низкой производительности труда (у нас в два раза больше людей на тонну металлопродукции) – это выработка на 1 доллар зарплаты. У нас она в 2-4 больше чем на предприятиях в Западной Европе, а зарплата – в 20-24 раза меньше. Средняя зарплата по отрасли на конец 2009 года не превышает 2850 грн.
Интересно, какова аутосорсинговая ситуация на итальянских и британских металлургических предприятиях «Метинвеста» или на угольных – в США?
Сегодня каждому трудовому коллективу приходится бороться со своим собственником отдельно. Кому не нравится аутосорсинг, тот получает трёхдневку, а то и вовсе увольнение, как это случилось в начале года на ЗАО «Макеевский МЗ», где было остановлено доменное, сталеплавильное производство и без работы осталось более 6 тыс. металлургов. Теряет также государство. Прежде всего, на отчислениях с фонда зарплаты и в пенсионный фонд. Но экономия – главнее.
ЮРИЙ ТЮРДЬО, ОДНАКО