Сезонное спасение от безработицы – на украинских выборах традиционно можно неплохо заработать даже в кризис. Во всемирной паутине уже появились первые предложения от работодателей – штабы партий заранее набирают агитаторов, участников митингов, членов избирательных комиссий и прочих «рядовых» избирательного процесса. Ставки не из маленьких – от 5 до 15 тысяч гривен в месяц. Студенту или безработному пару месяцев активного предвыборного процесса могут обеспечить комфортный финансовый задел до Нового года, а то и больше.
Правда, есть нюанс: на наиболее высокооплачиваемые «сезонные работы» в руководство штабов видные партийцы продвигают своих родственников и знакомых. Уж больно хлебные места: помимо официальной зарплаты и разнообразных бонусов можно еще кроить деньги с «рядовых», выплачивая им меньше, чем выделяет центр, оставляя «сэкономленное» себе…
Казалось бы, ничего не может быть плохого в том, что необеспеченный «маленький украинец» получит лишний шанс подзаработать копеечку в горячую предвыборную пору. Тем более, что в остальное время он, как правило, смутно подозревает, что его сезонный работодатель обдирает его же, находясь на должности мэра, депутата, министра и проч.
Но вообще-то, по-хорошему, тут должен встать вопрос о моральной стороне данного явления. И, прежде всего, он касается не столько обычного проплаченного агитатора, зачастую работающего сразу на несколько политических сил, а как раз последних.
Откуда у партий такие фантастические суммы на предвыборную кампанию в период кризиса? Почему эти деньги «ныкаются» на выборы, а не работают на экономику? Зачем вообще привлекать посторонних «наймытов», если едва ли не каждая политическая сила, претендующая на популярность и какие-то кресла, красочно описывает десятки и сотни тысяч партийцев в своих рядах и едва ли не миллионы сторонников? Неужели слабо привлечь к работе волонтеров из числа членов партии – за идею, за места в списках, в конце концов?
И, наконец, главное – не превращается ли в профанацию политического процесса вся эта проплаченная суета? Когда вместо реальной поддержки сторонников партии покупают себе митингующих, изображающих народную поддержку, а представители народа, пряча дулю в карманы, идут под любого цвета знамена, чтобы заработать себе на жизнь?
Как так получается, что политические банкроты маскируются с помощью огромных денег, а финансовые банкроты, обычные наши сограждане, носители власти по Конституции, вместо сознательной гражданской позиции демонстрируют банальное «заробитчанство»? Над всем этим размышляли наши эксперты.
Все это на самом деле ненормально, но критиковать и осуждать такое положение дел как-то сложно, считает известный украинский журналист Алексей Мустафин.
«Это уже сложившаяся традиция, и украинские политики, и те граждане, которые принимают участие в такой агитации, не видят в этом ничего зазорного», – отмечает он.
И добавляет: «По большому счету, если агитатор неискренен, то особого толку от его работы и нет. Правда, в Украине, похоже, перед агитаторами и не ставят таких сверхзадач. Их задача – в лучшем случае напомнить, что «есть такие партии», они, по сути, не агитируют избирателей, а выполняют роль живых билбордов, или «людей-сендвичей», как принято говорить в коммерческой рекламе».
Не видит в такого рода агитации никакого политического смысла известный телеведущий Илья Ноябрев.
«Я думаю, что выгоднее народу, потому что он на этом зарабатывает. А выгодно ли это политикам? Я видел совершенно обратную реакцию: стоит палатка, ребята там что-то пытаются сделать, а в них чуть ли не тухлые помидоры бросают.
Когда разносят какую-то крупу бабушкам – то там людей покупают, а тут люди работают. Не факт, что тот человек, который стоит в палатке, потом будет голосовать за своего кандидата. Это уже тысячу раз все проходили», – объясняет он.
Сторонником проплаченной агитации показал себя хореограф Влад Яма. Он считает, что такого рода сотрудничество политиков и народа выгодно обеим сторонам.
«Людям – дополнительный заработок, а политическим силам – лишняя возможность напомнить о себе, рассказать свою программу и попытаться прийти к власти на местном уровне. От этого сотрудничества никто не проиграет», – уверен он.
И в эффективности избирательной кампании Яма не сомневается: «Люди, по крайней мере, заметят палатку. А это стоит денег».
С мнением человека от искусства солидарен человек от политики – политический психолог Геннадий Балашов, который считает, что процесс взаимовыгоден: люди получат возможность заработать, а заказчики – дешевую рабочую силу.
«Единственное, что гражданам надо посоветовать, чтобы они не продешевили, брали с 2-3 партий, устанавливали 3-4 палатки и работали сразу на несколько партий, потому что по сути своей наши партии – это одно и то же», – саркастично замечает он.
И дает рецепт избавления от такой ситуации: украинцам надо умнеть.
«Если у лидеров есть деньги, то надо брать их. Людям надо не отказываться от денег, быть меркантильными, жадными, желать заработать – и тогда политики прозреют, что таким способом не очень дешево вести кампанию. А пока политики покупают по дешевке народ за 20 гривен, они будут этим пользоваться, как более умные. Поэтому всей нации надо умнеть», – убежден Балашов.
«Тиражирование таких заработков является очень неприятным фактом, который свидетельствует о низком уровне нашей политической культуры, отсутствии убеждений и желания граждан что-то менять в этой стране», – более серьезен в высказываниях коллега Балашова по политологическому цеху Виталий Бала.
Он уверен, что данная ситуация является проявлением деградации украинской политики, общества и государства в целом.
«Это говорит о том, что эффективной работы не будет, и политические партии не смогут структурироваться и переходить в институты, которые строили бы общество…
Когда партии нанимают студентов и пенсионеров со стороны, то это выглядит не просто комично… Если так будет продолжаться, то говорить о том, что у этой страны есть какое-то будущее, не приходится», – накрывает пессимизмом Бала.
Большинство экспертов в той или иной мере убеждены: с этими «сезонными заработками» что-то не так. В некой своей сущностной глубине они подрывают здоровое течение политической жизни и искривляют восприятие политики в обществе и представление политиков о простых людях. Однако кто виноват и что делать – понимают немногие.
Впрочем, и судить никто никого не берется. В нашей стране многое происходит не так, как надо бы, и вроде бы никто конкретно не виноват, но все в одной лодке, а потому что-то менять – это ее раскачивать, а это опасно…
Вот и плывем, как плывется. От выборов – к выборам. Кто за 50 гривен в день, а кто за 15 тысяч в месяц.
Андрей Генералов, From-UA