Государство продолжает брать в долг деньги на кабальных условиях. Выбирать будем между пирамидой, ямой и призраком стабильности. Ставки по трёхлетним облигациям внутреннего государственного займа находятся на уровне 13%. Много это или мало? Если сравнивать с ростовщическими процентами, которые банки предлагают бизнесу и частным лицам, вроде бы немного. Но если заглянуть с другой стороны...
В 2007 году ставка по аналогичным облигациям держалась на уровне около 6,5%. Формально нынешняя ставка по займу превышает показатель трёхлетней давности в два раза. Это если не учитывать инфляцию. А если учитывать, то три года назад инфляция была 16.6%, и, следовательно, реальная ставка по займу составляла отрицательную величину. На тот момент облигации были выгодны для государства.
В этом году по официальным прогнозам инфляция составит 3%. В отдельные месяцы статистики говорят о дефляции. При таких макроэкономических параметрах 13% доходности по государственным облигациям выглядят очень высокой ценой. Аттракцион небывалой щедрости.
Стабильный курс гривны открывает новые возможности заработать. У банков есть изрядное количество валюты. Валютные кредиты они выдавать не могут. Зато могут продавать валюту на рынке, покупать облигации государственного займа, получать проценты и зарабатывать профит. А 13% в валюте по нынешним временам – прекрасная доходность.
Возможные колебания гривны ставят схему под угрозу. Участники рынка начинают покупать иностранную валюту и выводить деньги. Мы это уже проходили в 1998 и в 2008 гг. – паника на рынке что пожар во время наводнения. Рухнувшая национальная валюта хоронит под собой экономику.
Есть три варианта дальнейшего развития событий. При первом на рынке создаётся пирамида, когда расходы по предыдущим заимствованиям покрываются за счёт следующих займов.
Будущее очевидно: рано или поздно поступление новых займов прекращается, и долги перестают возвращаться. Первые участники схемы успевают получить прибыль, последним достаются убытки. Репутация заёмщика падает ниже нуля.
Теоретически банки должны предусмотреть эти риски. Практически же «успехи» риск-менеджмента мы видим на примере кризиса на рынке недвижимости. Кто бы что ни говорил, лишь единицы банков предусматривали возможность такого развития событий. То же самое с рынком государственных облигаций – аналитики спохватятся не раньше, чем жареный петух клюнет в темечко.
Пирамида – не самое страшное. Второй вариант – яма.
Сейчас на кредитном рынке обычным предприятиям приходится конкурировать с государством. Для банков это выглядит так: можно кредитовать экономику, а можно покупать государственные облигации. Выдача кредита предприятию предполагает расходы на изучение ситуации, риски невозврата и задержки выплат. Облигации гарантируют прибыль, продать их можно в любой момент. При высоких процентах по госбумагам ситуация явно не в пользу реальной экономики.
Отрезанный доступ к кредиту – путь в яму. Предприятия не могут не то что развиваться, а зачастую и просто работать. Поскольку они связаны друг с другом взаимными поставками, банкротство одной фирмы влечёт за собой цепочку проблем контрагентов. Падают одна за другой, как костяшки домино.
Третий вариант оптимистичный, но требует времени.
Сейчас ставки ОГВЗ выглядят высокими, но во время прошлогоднего тимошенковского гриппа государству случалось занимать деньги и под 29%. На этом фоне нынешние ставки выглядят несомненным прогрессом.
Пара лет стабильности позволили бы снизить ставки до оптимального уровня. Проблема в том, что на фоне нерешённых мировых экономических проблем этого времени может просто не оказаться.
АЛЕКСАНДР СТРУГОВ, ОДНАКО