Концепция создания Международного консорциума по строительству и эксплуатации воздушного транспортного коридора «Пекин – Навои – Харьков/Белгород – Сехешфехервар».
Идея о создании международного консорциума появилась в недрах Фонда национальной и международной безопасности четыре года тому назад и сразу же вызвала к себе особый интерес и поддержку со стороны России, Узбекистана и Китая. Чего, к сожалению, нельзя сказать об Украине. Здесь, благодаря как ушедшей, так и действующей власти Харькова, все надолго застопорилось. Однако, инициаторы проекта нашли свой способ воплотить его в жизнь – связать воедино две составляющих – экономику и политику.
Как рассказал «Комитету» эксперт Фонда национальной и международной безопасности Сергей Деев (на фото), поскольку проект создания Международного консорциума заторможен, в основном, из-за действий Харьковской власти, было принято решение на предстоящих выборах выставить своего кандидата на пост мэра города Харькова. Только таким образом, по мнению специалистов Фонда, можно сдвинуть дело с мертвой точки.
Итак, концепция создания Международного консорциума по строительству и эксплуатации воздушного транспортного коридора «Пекин – Навои – Харьков/Белгород – Сехешфехервар».
Цель:
Направление части товарооборота КНР-ЕС через территории Узбекистана, РФ и Украины (до 15% от всех авиаперевозок из Китая и сопредельных стран в Европу), в настоящее время главный транзитный аэропорт - Дубаи.
Результаты:
1. Строительство и функционирование 4-х глобальных транспортных аэропортов с соответствующей инфраструктурой на территории Евразии.
2. Строительство новых и реконструкция старых путей сообщения (автомобильных, воздушных, морских, речных, железнодорожных).
3. Заказы на строительство тяжелых и средних транспортных самолетов украинского и российского изготовления (АНТК Антонова и ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина»).
4. Создание новых рабочих мест в депрессивных регионах.
Оценка Проекта: 5,7 млр. Дол. США. + строительство автобанов, скоростных железных дорог, речных и морских портов.
Доходная часть Проекта и реализация социальных программ:
1. Объем транзитного товарооборота по внутренним международным коридорам через территорию Украины в страны ЕС выростет до 5,2 млн.т.
2. Количество транзитных рейсов выполненных перевозчиками из КНР в ЕС возрастет до 130 000 рейсов.
3. Подвижный состав транспортных компаний, что будут принимать участие в Проекте возрастет в 4-ре раза.
4. Общая годовая валютная выручка транспортных компаний за счет экспортных услуг составит более 1,8 млрд.дол. США
5. Сумма валютных налоговых сборов от деятельности международных транспортных компаний до бюджетов стран-участниц Проекта составит более 200 млн. дол. США ежегодно.
6. В транспортной отрасли будет создано 45 тысяч рабочих мест.
7. Обучение, жилье, лечение, отдых и др. работников Проекта.
Государства-участники Проекта:
- КНР;
- Узбекистан;
- Российская Федерация;
- Украина;
- ЕС (Венгрия).
Возможно участие других государств:
- Индия;
- Пакистан;
- Южная Корея;
- Вьетнам;
- Иран.
Форма международного сотрудничества:
Международный консорциум.
Предполагаемое финансирование:
Экспортно-импортный банк Китая (The Export-Import Bank of China) Данный банк учрежден 26 апреля 1994 г.; он напрямую подчиняется Госсовету. Головной офис расположен в Пекине. Кредитная линия.
Законодательная база:
Закон Украины «О комплексной Программе утверждения Украины как транзитного государства в 2002-2010 годах» №3022-III от 07.02.2002г.
Закон Украины «О Генеральной схеме планирования территории Украины» №3059-!!! от 07.02.2002г.
Закон Украины «Закон «О ратификации Протокола, консолидирующего Международную конвенцию о сотрудничестве в области безопасности аэронавигации «Евроконтроль» со всеми изменениями, заключенную 13 декабря 1960 года» №1338-IV от 26.11.2003г.
Закон Украины "О присоединении Украины к Международной конвенции о сотрудничестве в области безопасности аэронавигации "Евроконтроль" №1339-IV, от 26.11.2003 г.
Закон Украины "О присоединении Украины к Дополнительному протоколу к Международной конвенции о сотрудничестве в области безопасности аэронавигации "Евроконтроль" №1340-IV от 26.11.2003г.
Закон Украины "О принятии Протокола о внесении изменений и дополнений в Дополнительный протокол к Международной конвенции о сотрудничестве в области безопасности аэронавигации "Евроконтроль" №1342-IV от 26.11.2003г.
Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины",
№ 3509-IV от 23.02.2006 г.
Постановление Кабинета Министров Украины: «О создании и функционировании национальной сети международных транспортных коридоров в Украине» №346 от 20.03.1998г.
Письмо Министра экономики Украины А. Кинаха Вице-премъер министру Украины Рыбаку В. В. «Касательно проекта сооружения международного аэропорта «Харьков-Белгород» №104-20/3283-10 от 30.08.2007г.
Дерективы ЕС. Законы Венгрии.
Соответствующие законы КНР, Узбекистана, РФ.
Аэропорты:
В Пекине (КНР) – построен.
В Новои (Узбекистан) – построен (совместно с Южной Кореей). Расположен в Свободной индустриальной экономической зоне (СИЭЗ) рядом с автострадой Е-40, связывающий Узбекистан с Россией, Китаем, Афганистаном и портами Пакистана.
В Харькове/Белгороде (Украина/РФ) – земельный участок 1800 га (в частной собственности) под аэропорт находится на территории РФ в 2 км от российско-украинской границы возле населенных пунктов Нехотеевка и Гоптовка, возле международного пункта пропуска «Гоптовка – Нехотеевка». По результатам проведенной предварительной рекогносцировке местности, место расположения этого участка с аэронавигационной точки зрения отвечает нормативам ICAO. Украинская сторона на сегодняшний день не решила вопрос выкупа земли.
В районе аэропорта предполагается разместить объекты инфраструктуры Особой экономической зоны (ОЭЗ), пасажирские и грузовые терминалы, центр логистики, безлемитную зону и внешнюю торговую зону.
В транзитной зоне предполагается разместить безвизовый международный бизнес-центр с гостиницей и конференц-залами для проведения деловых переговоров, конференций, презентаций и т.д., которыми смогут воспользоваться транзитные пасажиры и иностранные предприниматели.
Пасажирам – гражданам Украины и России должен быть обеспечен льготный доступ к услугам аэропорта с прохождением минимального объема формальных процедур.
Действующие аэропорты Харьковской и Белгородской областей не отвечают в полной мере требованиям современных аэропортов, претендующих на статус международных. Расположение взлетно-посадочных полос в границах города есть нарушение безопасности полетов, потому что взлет и посадка выполняются на малой высоте над густонаселенными районами города.
Кроме того, устарела вся инфраструктура, существуют значительные ограничения для типов воздушных судов, грузоподъемности, погодных условий и т.д. Реконструкция или строительство аэропортов на новом месте связано для обоих регионов со значительными бюджетными капиталовложениями, что в настоящее время как для Харькова, так и для Белгорода проблематично.
Согласно с Проектом инфраструктура аэропорта будет привязана к транспортным магистралям: железнодорожной Киев – Харьков – Белгород – Москва и автострады Харьков – Белгород – Москва. (пересекает земельный участок, находящийся на территории РФ и запланированный для размещения аэропорта), а также к запланированной международной автостраде Север – Юг, что является необходимым условием для осуществления перевозок пасажиров, кроме транзитных, и транспортировки грузов, обеспечения практически прямого доступа на территорию аэропорта к терминалам.
В Сехешфехерваре (Венгрия) – бывший советский военный аэропорт. Необходима полная реконструкция и строительство соответствующей инфраструктуры. Год назад Правительство Венгрии отказало китайским компаниям в покупке аэропорта на том основании, что владеть аэропортом может только Международный консорциум.
Транспортные коридоры Украины в зоне Проекта:
Автострады (строящиеся):
Первая очередь.
Косыны - Киев (732 км);
Винница – Изварино (887 км):
Харьков – Одесса (563 км);
Ягодин – Одесса – Керчь (1223 км);
Пидгайцы – Краковец (181 км).
Вторая очередь.
Гостомель – Конча – Заспа (54 км);
Бровары – Добрянка (на Гомель) (172 км);
Кипты – Вильна Слобода (на Орел) (225 км);
Одесса – Рени (230 км);
Ковель – Тур (на Брест) (52 км);
Пидгайци – Старый Волчинец (на Румынию) (165 км);
Кицьмань – Липкань (на Молдову) (75 км);
Красноперекопск – Донузлав (101 км).
Скоростные железные дороги (реконструкция существующих):
Первая очередь.
Чоп – Киев (732 км);
Краковец – Пидгайци (181 км);
Ягодин – Хмельницкий (307 км);
Винница –Изварино (887 км);
Рени – Кировоград (540 км);
Вторая очередь.
Хмельницкий – Керчь (907 км);
Киев – Россия (на Орел) (262 км);
Кировоград – Харьков (337 км).
Морские порты:
Одесса;
Ильичевск;
Южный;
Измаил;
Рени;
Керчь;
Мариуполь
Другие.
Для подрядных и субподрядных работ по выполнению Национальной программы строительства транспортных магистралей в Украине на 2010 – 2017 годы может быть привлечена Киевская ассоциация транспортного строительства, в которую входят:
ЗАТ «Украинские транспортные коридоры»;
Проектный институт АОЗТ «КИЕВСОЮЗДОРПРОЕКТ»;
ОАО «Укр НИИпроектстальконструкция им. В. Н. Шимановского»;
Проектный институт «УКРМЕТРОТОННЕЛЬПРОЕКТ»;
Проектный институт «КИЕВГИПРОТРАНС»;
Проектный институт «УКРГИПРОДОР»;
Проектный институт «УКРГИПРОСТРОЙМОСТ»;
Проектный институт «Харьковский ПРОМТРАНСПРОЕКТ»;
Проектный институт «ДИНТЭМ»;
Спасательная археологическая служба;
ВАИ «КИЕВПРОЕКТ»;
ВАТ «МЗБК».
Политическая составляющая:
Борьба за кресло мэра Харькова – сентябрь, октябрь 2010 г.
Партия – одна из небольших «старых» партий.
Кандидат - представитель Международного консорциума.
Главная идея предвыборной агитации: аэропорт Харьков/Белгород - локомотив экономики Востока Украины.
Поддержка идеи Белгородским губернатором.
Соперники: и.о. мэра Г. Кернес, экс-губернатор А. Аваков, хозяин ФК «Металлист» А. Ярославский.
Деев Сергей Еремеевич, эксперт Фонда национальной и международной безопасности