Чудеса, однако, таки случаются. Кто говорил, что секвестра не будет?! Есть секвестр. И коммунисты его дружно поддержали. Правда, со второй попытки. Перерывчик между первой и второй, как принято, был небольшой. «Красных» пригласили «перетереть по существу». Они «перетерли» и согласились. Вице-спикер Адам Мартынюк сказал, что коммунистические предложения были приняты. Но не конкретизировал. Поэтому детали пока остались тайной.
Имеем две новости: хорошую и плохую. Хорошая – мы все-таки договорились с МВФ о новом кредите. Плохая – бюджет пришлось секвестировать. Возможны ли варианты? Возможны. Например, дефолт. Дело в том, что кредиты – это как карточная игра. Чем их больше, тем больше проигрываешь. Оно и понятно: берем чужие, отдаем – свои.
Брать начали в 2008 году. Правительство Юлии Тимошенко отхватило у МВФ 16 с лишним миллиардов «зелени», из которых (в связи с невыполнением обязательств перед Фондом) нам досталось только $10,6 млрд. Плюс – проценты. Деньги дали на 2,5 года с отсрочкой выплат.
Но отсрочка – это не насовсем, а на время. Время истекает аккурат через два года. Следующий 2011 год не обещает больших трудностей – правительству придется заплатить по всем долгам (и перед МВФ, и по евробондам) около $2 млрд. А вот следующие три года станут для Украины очень тяжелыми – с 2012 по 2014 год Украине нужно вернуть $15,7 млрд. Это больше, чем взяла Тимошенко.
Самое нехорошее начинается в 2013 году. На этот 13-й год (цифра-то какая несчастливая!) приходится пик платежей – $7,6 млрд. Всего за три года, начиная с 2012-го, Украина должна вернуть Фонду более $11,6 млрд.
И снова попадаем на две новости: хорошую и плохую. Плохая заключается в том, что для выплаты такой суммы без новых заимствований украинскому руководству необходимо несколько лет серьезно урезать расходы. Другими словами жить в состоянии постоянного секвестра. Или (хорошая новость) можно опять занять у МВФ. И провести секвестр прямо сейчас. Больно, но быстро. В общем, выбор небольшой.
Понятно, что лично мне секвестр не нравится. Потому что в любом случае, когда тебе сначала пообещали 100 рублей, а потом – забрали их обратно, на душе возникает гадостное ощущение. Но, как говорила моя бабушка, собирая щенков сучки Дуси: «Не хочеш годувати, то й не треба було ходить до кобелів». Раз мы уже взяли кредит МВФ и, более того, потратили его, то надо идти дальше.
Для справки. В проекте закона «О внесении изменений в законы Украины «О государственном бюджете Украины на 2010 год» и «Об обязательном государственном пенсионном страховании» №6673, который принят со второй попытки, изначально закладывались такие параметры.
Дефицит госбюджета-2010 – установить на уровне 54,095 млрд. грн. (до 4,99% ВВП с 5,3% ВВП). Дефицит общего фонда – увеличить на 20%, или на 5,1 млрд. грн., – до 30,338 млрд. грн. Дефицит специального фонда – сократить на 27%, или на 8,75 млрд. грн., до 23,757 млрд. грн.
Доходы госбюджета сократить на 5%, или на 13,399 млрд. грн. –- до 252,718 млрд. грн., в том числе общего фонда – на 4%, или на 8,651 млрд. грн., до 210,055 млрд. грн.
Расходы – на 5%, или на 17,049 млрд. грн. – до 305,632 млрд. грн., и на 1,5%, или на 3,551 млрд. грн. – до 240,951 млрд. грн. соответственно.
Относительно сокращения доходов в записке указывается, что предлагается уменьшить, среди прочего, поступления от налога на добавленную стоимость (НДС) на 10 млрд. грн., в том числе с ввезенных в Украину товаров – на 5,7 млрд. грн.
Кроме того, предлагается уменьшить поступления от приватизации государственного имущества на 3,65 млрд. грн. (за пять месяцев поступления составили лишь 177 млн. грн., или 1,8% годовой суммы).
Относительно сокращения расходов, в документе отмечается, что на 8,75 млрд. грн. необходимо уменьшить расходы за счет Стабилизационного фонда: секвестр коснется поддержки программ агропромышленного комплекса, инвестиционных и инновационных проектов, угольной отрасли, промышленности, обеспечения жильем граждан, реализации программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства и прочего.
Трансферты на покрытие дефицита Пенсионного фонда предлагается уменьшить на 3,0 млрд. грн., капитальные расходы бюджетных учреждений – на 1,0 млрд. грн.; дополнительные дотации в из госбюджета местным бюджетам – на 0,5 млрд. грн.
При этом в пояснительной записке указывается, что за первое полугодие кассовые расходы за счет средств Стабилизационного фонда составили 4,8 млрд. грн., или 16% годовой суммы. Так же сказано, что изменения разработаны в рамках договоренностей с Международным валютным фондом (МВФ). Кроме того, учтены дополнительные расходы, необходимые для проведения в октябре-2010 местных выборов.
В целом, в пояснительной записке, подписанной главой Министерства финансов Федором Ярошенко, нет ничего нового. Там приводится стандартная аргументация, что возобновление мировой экономики является крайне неустойчивым, а нестабильность на международных финансовых рынках создает угрозу все еще значительных внешних рисков для развития украинской экономики.
На самом деле проблема другом: на момент принятия закона о бюджете правительство было настроено более оптимистично. Время показало, что, скажем, таможня не справляется с планом. Не важно, почему, но пока не справляется. ГНАУ – тоже. С приватизацией пока тоже глухо. Поэтому фактически урезаются те деньги, которых реально просто нет.
Не могу удержаться, чтобы не процитировать фрагмент недавней публикации в «Коммерсанте»: «Спустя три месяца после начала работы нового руководства фискальных ведомств ситуация с наполнением доходной части бюджета кардинально не изменилась. Налоговикам в июне удалось перевыполнить план всего на 0,5 млрд. грн., а таможенники недобрали 3,2 млрд. грн. Эксперты говорят, что недовыполнение доходов составляет от 10% до 40%, поэтому сомневаются, что правительству удастся до конца года стабилизировать ситуацию с наполнением казны.
Глава Государственной налоговой администрации (ГНАУ) Александр Папаика вчера сообщил, что в июне его ведомство перевыполнило план Минфина на 6,5% – вместо 9,25 млрд. грн. в общий фонд бюджета направлено 9,781 млрд. грн. По его словам, увеличение налоговых поступлений на 48-49% по сравнению с 2009 годом связано с улучшением фискальной дисциплины бизнеса и работой налоговиков по предупреждению фиктивных заявок на возмещение НДС.
"Крупный бизнес пересмотрел подходы к уплате налогов и на 2-3% повысил налоговую нагрузку. Это сотни миллионов гривен дополнительных платежей", – пояснил он. При этом глава ГНАУ признал, что план II квартала не выполнен: "Есть долг, который сформировался за счет переплат предыдущих лет. За каждый месяц мы не добрали по 1,5-2 млрд. грн.".
Недобор по НДС составил 875 млн. грн. – собрано 2,616 млрд. грн., из них возмещено 1,49 млрд. грн. Перевыполнены задания по налогу на прибыль – 2,616 млрд. грн. (+1,312 млрд. грн.) и акцизному сбору – 1,985 млрд. грн. (+162 млн. грн.). Увеличение отчислений по налогу на прибыль источник в ГНАУ объяснил уплатой дивидендов предприятиями Киева, Днепропетровской, Донецкой и Запорожской областей.
В Гостаможне от комментариев отказались, но источник рассказал, что при июньском задании в 9,7 млрд. грн. удалось собрать 6,5 млрд. грн. Ранее глава Гостаможни Игорь Калетник предсказывал, что сборы упадут из-за отсутствия платежей по НДС при импорте газа… Действия фискальных органов эксперты объясняют резким ростом дефицита госбюджета в мае на 11,196 млрд. грн.: на фоне падения доходов на 13,7% расходы бюджета выросли на 45,5%...».
Конечно, есть и другой выход: сохранить призрачные показатели и попытаться выдавить деньги из бизнеса. Но лошадь не может бежать сверх силы. Она просто упадет и сдохнет. И бизнес – тоже.
Выбор в качестве «зоны секвестирования» Стабилизационного фонда, тоже понятен. Нужно сокращать там, где выплаты не гарантированы законами. Никто не отменяет выплату пенсий и зарплат. Но расходы на инновации можно проводить и не проводить.
Животноводам нужно помогать, но… Придется потерпеть. Капиталовложения, безусловно, необходимы, но еще годик переживем. Словом, будем жить богато – наедимся все. А пока – маємо те, що маємо.
Егор Смирнов, Версии