И снова – «да!». Совет Европейского Союза одобрил решение о выделении Украине макрофинансовой помощи в размере 500 млн. евро на борьбу с финансовым кризисом. Такое решение было принято на заседании Совета ЕС по вопросам сельского хозяйства и рыбной ловли в Люксембурге. Таким образом, Совет ЕС поддержал Европарламент, который месяцем раньше также одобрил выделение нам этой суммы. Отличная новость. Вопрос только в том, почему наш кризис – компетенция ИХ комиссии по рыбной ловле?
Люблю читать сводки о выделении нам иностранной финансовой помощи. Это означает, что в стране снова появляются деньги, которые можно дерибанить. Действительно, сколько денег перетаскали нам МВФ, ЕС, Всемирный банк, ЕБРР и разного рода фонды? Да миллиарды! И где они?
Нынешний кредит тем хорош, что возвращать его будем на протяжении 15 лет. А это такое время, за которое либо эмир сдохнет, либо ишак умрет. Немало радует и то, что средства должны пойти преимущественно на стабилизацию экономики и, главное, поощрить внедрение структурных реформ.
Структурные реформы – это наше любимое занятие. Сколько существует независимая Украина, столько мы ее реформируем. Все наши реформы – ветераны. Налоговой реформе – лет 18, административной – 15, судебной – 10. Все, естественно, не завершены, поскольку иначе Западу нечего было бы финансировать.
Они эту нашу национальную особенность постепенно раскусили (лет за 7-8, проявив чудеса сообразительности в «сжатые» сроки). И теперь к деньгам прилагают бизнес-план. Сейчас актуальным в этой сфере является документ с перечнем 18 реформ. Его еще называют планом Фюле, по имени комиссара ЕС по вопросам расширения и Европейской политики соседства Стефана Фюле, который отвечает за нашу интеграцию в Европу.
Перечень включает политические реформы, обеспечение макрофинансовой стабильности, бизнес-климата, реформы энергетического сектора, гражданской авиации и защиты окружающей среды и в полной мере отражает романтизм и непрактичность европейцев относительно Украины.
К слову, этот план финансируется дополнительно, в размере 610 млн. евро. Их должны выдавать порциями, по мере осуществления нами определенных шагов. Впрочем, мастерство получать деньги и ничего не делать – это то, что мы освоили полностью. И тут нам равных нет.
Но вышеупомянутые 500 млн. евро – это не часть финансовой помощи в 610 млн. евро, а совершенно другой, самостоятельный транш. Его можно представить как материальное подспорье для выхода из кризиса (кризису отдельное спасибо, что он нас посетил).
Президент Европарламента Ежи Бузек, комментируя выделение 500 млн. евро, сказал между прочим, что таким образом "ЕС помогает мобилизовать финансовую помощь для поддержки реформ украинского энергетического сектора, включая развитие сбалансированного решения в отношении среднесрочного газового транзита и обязательствам по газовым платежам".
Из чего можно заключить, что указанную сумму нам позволят потратить в случае чего на покрытие дефицита НАК «Нефтегаз Украины», который находится в плачевном состоянии.
Вообще, эти волшебные 500 млн. евро, выделение которых уже одобрили все инстанции ЕС (ждали только комиссию по рыбной ловле), являются частью какого-то специального пакета финансовой помощи, рассчитанного на 2010-2013 гг. В рамках так называемого индикативного бюджета ЕС для Украины.
По словам Маркуса Корнаро, директора отдела международной технической помощи ЕС, деньги бюджета предусмотрены на поддержку административных и экономических реформ (да-да-да, опять реформ!!!), развитие свободной торговли с ЕС, а также на социальную сферу. Он также добавил, что ЕС обращает особое внимание на региональную политику и на усиление административных возможностей регионов и муниципалитетов.
"Властные и финансовые ресурсы не должны сосредоточиваться исключительно в Киеве. Украина еще в 1996 году ратифицировала Европейскую хартию регионального развития. То есть речь идет об еще одной трудоемкой горизонтальной реформе – реформе местного самоуправления, которая может стать индикатором способности власти к реформированию вообще", – заявил представитель ЕС.
Этот же товарищ порадовал нас информацией, что, кроме всего прочего, у Еврокомиссии есть намерение оказать Украине дополнительную помощь в размере 10 млн. евро – для реформирования судебной системы Украины и обеспечения независимости судей. А на модернизацию газотранспортной системы есть шанс в течение нескольких лет привлечь из Европы 2,5 млрд. евро инвестиций.
Кроме того, для финансирования дефицита в украинском бюджете было запланировано размещение евробондов на сумму $1,3 млрд. Однако из-за проблем в еврозоне этот выпуск пока срывается. Но есть замена, хоть и не полноценная.
В рамках так называемой Европейской политики соседства ЕС выделил на период 2011-2013 гг. более 5,7 млрд. евро.
Средства распределены следующим образом: Украина – 470,1 млн. евро, Марокко – 580,5 млн. евро, Египет – 449,3 млн. евро, Молдова – 273,1 млн. евро, Тунис – 240 млн. евро, Иордания – 223 млн. евро, Грузия – 180,3 млн. евро, Алжир – 172 млн. евро, Армения – 157,3 млн. евро, Ливан – 150 млн. евро, Сирия – 129 млн. евро, Азербайджан – 122,5 млн. евро, Ливия – 60 млн. евро, Израиль – 6 млн. евро.
На региональные программы Восточного партнерства выделяется 262,3 млн. евро, межрегиональные – 757,7 млн. евро.
Формально деньги будут направлены на поддержку политических и экономических реформ, регионального и трансграничного сотрудничества и поддержку проектов в таких сферах, как климатические изменения, транспорт, энергетика и окружающая природная среда.
Не факт, что на 470 млн. евро мы улучшим климат и подправим транспорт, но сам факт получения этих денег – приятно радует. Вопрос лишь в том, потребуется ли и в данном случае согласие Совета ЕС по вопросам сельского хозяйства и рыбной ловли? И, если да, то по какой графе расходов мы у них проходим: растениеводство или корма для рыб?
Галина Акимова, Версии