Прошло более двух недель со дня исторического визита Президента РФ Медведева в мать городов русских. Отзвенели соловьиные трели сторонников российско-украинского сближения, отрыдались профессиональные национал-патриоты, размордевшие на бюджетном предпринимательстве.
Есть желание окинуть заинтересованным взглядом наметившееся сближение братьев-славян. Не скрою, я сторонник самого тесного сотрудничества России и Украины по всем направлениям, вплоть до оформления союзнических отношений. И я не одинок в этом. Согласно исследованиям Института социологии НАН, проведенного в 2009 году, к идее присоединения Украины к Союзу России и Белоруссии «скорее положительно» отнеслось 59,3% опрошенных, «скорее отрицательно» – почти в три раза меньше – 20,8%.
Однако союзнические умонастроения явного большинства украинцев не мешают оставаться пессимистом в отношении операции «Кооперация». И мой скепсис день ото дня укрепляется. Эх, если бы только от общественного мнения завесило принятие решений начальниками земли украинской!
По сути, за три месяца активной деятельности новых властей в российском направлении ничего конкретного не достигнуто. Договор о продлении срока пребывания российского Черноморского флота на своей исторической родине нельзя считать достижением команды Виктора Януковича. На его месте подобным образом поступила бы и вельмишановная пани Тимошенко. Нет сомнений.
Юлины планы в жизнь
18 апреля 2005 года, в разгар оранжевой «доброкачественной эпидемии», Юлия Владимировна в интервью журналу «Профиль» недвусмысленно заявила, что нет причин отказывать России в продлении аренды Севастопольской военно-морской базы.
Если быть точным, то на вопрос журналиста «Вы как политик согласитесь на продление срока пребывания российских войск в Севастополе в обмен на уменьшение цены на газ и нефть?» Тимошенко четко ответила: «Конечно, соглашусь. Почему? Потому что очень важно сегодня сделать так, чтобы люди жили богато, и чтобы у них абсолютно не было никаких экономических стрессов.
Что касается войск в Севастополе, то всегда можно договориться о предоставлении услуг одной страной другой стране на нормальных коммерческих условиях. Здесь нет ничего плохого».
Вот и адресок откровений пани Тимошенко – http://www.profile.ru/items/?item=11328. Почитайте, там много интересного в свете того, как с той поры диаметрально поменялись взгляды карбонария Майдана. Эко её колбасит после звонкой конфузии на выборах главного печальника Украины. Я уже беспокоюсь за душевное здоровье вельмишановной. Однако, что позволено светоносной Юле, не позволено экс-директору автобазы.
«Оранжевые» докомбинировались в глубокомысленных прожектах энергетической безопасности до «шаром покати» в сусеках державы. Вопрос о цене на газ стал вопросом выживания страны, и без того не вылезающей из рукотворных кризисов. Потому Янукович незамедлительно осуществил планы Тимошенко по торговле суверенными территориями по сходной цене.
Юлия Владимировна, конечно, обставила бы действо подписания договора более помпезно. Согнала бы на Майдан мастеров культуры и политики, к ним присовокупила бы долгогривых служителей культа и те сгондобили бы «неседальную песнь» во славу соглашения, «избавльшеся от вечныя смерти благодатию». Словом, закатила бы акафист на загляденье. И погромоликий Тягныбок, глядячи на зело душепользительное представление, мутировал бы в сторонника пребывания ЧФ РФ в Севастополе до скончания века.
Но вернемся к заявленному пессимизму.
Настоящему, дельному сближению Украины и России активно воспрепятствует Запад. Оно ему надо, чтобы на обломках стратегического противника начало выколупываться нечто, хотя бы отдаленно напоминающее «союз нерушимый»?!
Боливар не выдержит двоих
Что такое «юнион» России, Украины, Белоруссии и примкнувшего к ним Казахстана? Это уже геополитический конкурент за место под солнцем. Простое сложение ВВП (по ППС) четырёх государств, на славу ощипанных волшебной рукой рынка и местной компрадорской элитой, ставит их самодостаточный кооператив почти вровень с Германией – 5-й экономикой мира.
А потенциал такого «творческого союза» колоссален. Ещё не ушло на пенсию поколение, мозги и руки которого помнят, что каждый третий, а то и второй самолет гражданской авиации в мире сходил со стапелей авиапредприятий евразийской державы. Руки-то помнят!
Запад уже давно ответил себе на простой как хот-дог вопрос – если ещё 2-3 миллиарда людей (включая 200 млн. евразийского кооператива) начнут добиваться западного стандарта жизни, то «Боливар не выдержит двоих». Ресурсов планеты едва хватает, чтобы только половина населения стран «золотого миллиарда» ощущала себя человеками, рожденными для счастья.
А вопрос уже приобретает фатальный характер. Целеустремленность стран БРИК ставит под сомнение концепцию устойчивого развития Западного мира, выдвинутую американским вице-президентом Гором 10 лет назад.
Арифметика геополитики элементарна. Ежегодно в мире добывается немногим более 3 млрд. тонн нефти. Около одного миллиарда поглощает США, остальные два примерно поровну расписывают меж собой другие страны «золотого миллиарда» и остальной мир. В 2009 году в КНР было продано 13,5 млн. машин, в то время как в США – 10,4 млн. Увеличь продажу авто в КНР в два раза, а это вопрос ближайшего десятилетия, и есть повод войти в клинч с Америкой за ресурсы планеты.
Весь двадцатый век стал свидетельством того, как радикально кроваво решался вопрос за лучшие позиции в гонке за процветание. Как только Германия в 1914 году стала явно опережать в развитии Британскую империю, её тут же спровоцировали на войну, и по итогам мировой бойни англосаксы, как это принято на зоне, указали, что место немцев возле параши. А через двадцать лет вопрос уже решался в комплексе. Два наиболее динамично развивающихся государства – Германию и Советский Союз – стравили на загляденье.
Германию в 1945 году убрали как конкурента, а с Советами пришлось повозиться ещё сорок пять лет. Ген победителя никак не давал переродившейся элите на потребу Запада распотрошить собственную страну на трофеи. В конце концов, иуды за билет в третий класс западного экспресса разнесли страну на самостийные улусы (так сподручнее грабить) и низвели суверенные огрызки до ничтожного состояния.
Западные поводыри, которых местные клептократы по-холопски именуют партнёрами, не потерпят возрождения постсоветских республик на базе каких-либо союзов. И при надобности на правах активного партнёра будут с дружелюбным нерасположением иметь нас до полной самоутраты.
Только-только обозначился во внешней политике крен в сторону Востока, причем сугубо на словах, а Запад буквально взорвался озабоченностями.
«Последние соглашения Украины и России выглядят как своеобразное отречение Украины от части суверенитета» – громко зароптали забугорные эксперты.
«В Вашингтоне внимательно следят за тем, чтобы достижения в двусторонних отношениях между Москвой и Киевом не поставили под угрозу суверенитет Украины» – сообщил бывший посол США на Украине, в настоящее время вице-президент Американского института мира в Вашингтоне Уильям Тейлор, комментируя результаты официального визита Президента России Дмитрия Медведева на Украину.
Чудно слышать подобное от янки. В одной Германии по военным базам расквартировано 71 тысяча «джи-ай» и никаких проблем с суверенитетом Германии. И весь белый свет утыкан американскими военными базами, словно ёж иголками (более 200 тысяч военнослужащих) и никто не вякает об угрозе суверенитета стран, где несут службу бравые янки.
Причем логика у американцев каннибальская.
«Что касается цены на газ, я не думаю, что это угрожает украинскому суверенитету. Относительно слияния Газпрома и Нафтогаза, то это уже может быть поводом для беспокойства» – мудрствует Тейлор.
Если страна рухнет под тяжестью неподъемных цен на газ, то сие ни есть повод «для беспокойства». А если в Украине путем слияния «Нафтогаза» с «Газпромом» решат стабилизировать работу нефтегазового сектора и экономики в целом с прицелом на стабильную прибыль, то – караул! – все на защиту суверенитета.
Оппозиция, плодовитая на пакости, словно дрозофила, получила указание от западных хозяев на развёртывание кампании «Геть від Росії!» И это действо будет усиливаться по мере продвижения крупных совместных экономических проектов, причем опережающим темпом.
Хватит ли решительности и воли новым властям противостоять давлению? Мужики они на вид хозяйственные, но не орлы. И вряд ли устоят под напором оголтелой, разнузданной критики западных партнеров и их пятой колоны в Украине.
Да что там критике! В распоряжении у джентльменов широкий спектр изощренных методов опускания. Вот неожиданно, под радостное повизгивание оппозиции, забуксовали переговоры с МВФ о предоставлении кредитов. А дыра в бюджете без оных вспомоществований не заилится.
Вспомните, что как только Кучма предпринял реальные шаги к политическому и экономическому сближению с Россией, так сразу на свет появилось «дело Гонгадзе». А там подогнали мессийку из Хоружевки и громыхнули кампанией «Кучму – геть!».
И сейчас сварганить нечто подобное не представляет особого труда. В Украине присутствует довольно многолюдное семейство паразитов-русофобов. Они сплочены, нахальны до потери вменяемости, скандальны до утраты человеческого облика, алчны, «аки пиявицы ненасытные». Гроздья их гнева обильно поливаются западными грантами и прочими целевыми траншами на развитие демократии в нужном для Запада направлении.
Матерые провокаторы шустеры и киселевы всегда на стрёме. Не сложно поднять на проплаченную бузу 100-200 тысяч «вуек», вечно пребывающих в поисках быстрого и необременительного заработка.
Экономическая ситуация в мире очень шаткая. Если затрясет мировые рынки по образу и подобию осени 2008 года, то будет повод быстро мобилизовать протестные ресурсы на новую «замятню». Технологии свержения всенародно избранных отработанны до микродеталей.
И вряд ли у властей хватит решительности хотя бы окропить холодной водицей из брандспойтов разгоряченных майдановских погромщиков. Даже отменить указ о присвоении Героя Украины упырю-террористу не хватило духу, что уж тогда говорить о более решительных мерах по пресечению «решительных интеллектуальных действий» оппозиции.
Это главнейшая причина того, что операции «Кооперация» обречена на неуспех. Но есть ещё множество более мелких препятствий. Например, качество исполнительной вертикали власти и наличие у крупного национального бизнеса эгоистичных интересов в избыточном количестве.
Кадры ни хрена не решают
После ревизии дел, доставшихся от «оранжевых», Николай Янович удрученно заметил: «Почти 90% решений (правительства Тимошенко) попросту не было выполнено. Они не находились на контроле, по ним не делалось соответствующих выводов».
Но, думаю, Азарову тоже не удастся радикально «расчистить хаос бытия». Качество и усердие отечественных мандаринов таково, что за ними необходим сталинско-бериевский догляд в рамках мобилизационной экономики. И не иначе.
Не намного лучше обстоят дела и в России, хотя ВВП гораздо более усердно занимается посадками на нары чиновного люда. Но процесс разложения зашел так далеко, что перемкнул у государевых людей центры, отвечающие за инстинкт самосохранения. «Хрен со мной, что посадят, зато как щас живу!» – вот и всё что осталось от основного инстинкта.
Весьма любопытно наблюдать за тем как Медведев или Путин, обложившись на высоких совещаниях двумя десятками сытых рыл олигархов, пытаются напрячь их на инновационные подвиги во славу модернизации экономики. Однако на их постных личинах, пресыщенных куршавелевскими излишествами, читается тоска комсомольца, которому вместо дискотеки настоятельно предлагают внеочередной субботник. И только когда речь заходит о финансовой помощи государства во взоре мажоров зажигается заинтересованность импотента, обнаружившего у себя нечаянную эрекцию.
У украинских олигархов дела обстоят ещё хуже. «На мой век хватит» – мыслит основная часть хозяев бывшего народного достояния. Потому-то сталь льют прадедовским мартеновским способом. А чтобы быть конкурентоспособными можно напрячь родное правительство на налоговые послабления, а то и каникулы, а холопов перевести на четырехдневку.
Даже когда государство пытается консолидировать казенные активы с целью повышения их эффективности, то за пальму первенства меж руководителями структур вспыхивает такая кутерьма, аж перья летят. Пять лет продолжалась позорная волокита по объединению авиастроительных мощностей державы в единый Государственный авиастроительный концерн «Антонов». И эта коррида самораспалялась на фоне полной утраты украинскими авиастроителями способности серийно производить самолеты.
За 10 лет нового века заводами в целокупности выпущено всего около 14 пассажирских лайнеров, при том, что в советское время на крыло ставилось по 2-3 самолета в неделю.
27 мая появилось сообщение: «Украинский АНТК имени Антонова договорился с Объединенной авиастроительной корпорацией о создании совместного предприятия на паритетных условиях. Об этом заявил генконструктор «Антонова» Дмитрий Кива.
По его словам, договоренности были достигнуты в результате нескольких раундов переговоров между компаниями. Он добавил, что документы о создании СП могут быть готовы уже к следующему заседанию рабочей группы по сотрудничеству Украины и России в области промышленности. Вероятно, оно состоится в июле-августе этого года».
Пока больше вопросов, чем ответов. АНТК имени Антонова одно из подразделений Госконцерна «Антонов». Выходит, объединяться будут мощнейшая российская ОАК «с чахлыком невмырущим» всего лишь с одной из структур Госконцерна, уступающей ОАК по размеру капитализации на два порядка. Притом, что Украина не способна самостоятельно производить все спроектированные модели самолетов «Антонов». Галиматья какая-то.
Если объединение на паритетных началах, то толку с сего «колхоза» будет как с козла молока. Хотя возможно «товарищество» будет исправно пользовать бюджетные средства двух государств. Для прорыва необходима жесткая централизация авиастроительных мощностей обеих государств в единую компанию без намеков на местечковую вольность. Только так работает корпорация «Боинг», насчитывающая предприятия в 67 странах и 48 штатах США, так функционирует их главный конкурент западноевропейский концерна «Эйрбас Индастри».
И вот уже слышим нервный речитатив украинских начальников. Председатель профсоюза авиастроителей Украины Ярема Жугаевич, отмечает, что благодаря, в частности, и концерну «Антонов», объемы авиапроизводства в Украине растут даже в кризис на 157% в гривневом эквиваленте. В это время общий спад промышленного производства в Украине больше 21%.
«Мы умеем работать и хотим выпускать больше продукции. Нам нужно тесно сотрудничать с российскими предприятиями, интегрироваться с ними. Это не значит, что мы должны отдать отрасль. Нужна взаимная выгода», – считает эксперт.
По поводу 157% роста авиапроизводства, то он калькулируется просто: если в 2008 году построили 0,3 самолета, то в 2009 году уже 0,45 – рост в полтора раза. Уря! Как с таким хутором можно что-либо глобальное замутить, когда он довольствуется производством половины телеги в год? Всё идет к тому, что гора переговорного процесса родит мышь.
По такому мышиному принципу возникнут и другие интеграционные проекты. Потому просьба к западным партнерам и их украинским выкормышам шибко не яриться. Скорее Украина разлетится на самостийные куски второго порядка, нежели случится качественная кооперация с Россией.
Антон Дальский, From-UA