После майских праздников заштормило на товарно-сырьевых площадках. Речь в первую голову о нефти. Нет необходимости лишний раз напоминать, что современная цивилизация, по сути, является нефтяной, ибо все, что нас окружает, суть производные «черного золота», и от цен на него зависит благополучие подлунного мира.
В современном мире цена на нефть ни есть величина самодостаточная, которая определяется классическим спросом и предложением, а также издержками её производства. Уровень цен решающим образом контролируется фьючерсными контрактами.
Фьючерсы (проще говоря – покупка обещания продать нефть через оговоренный срок по договоренной цене) сегодня – основная форма биржевой торговли. На 1 тонну реализуемой реальной нефти не редко приходится 100 и более фьючерсов.
Физическая поставка нефти по биржевым контрактам тоже иногда случается и составляет лишь около 1% от всего объема торгов. Это связано, главным образом, с тем, что нефти соответствующих сортов реально добывается на пару порядков меньше виртуального объема сделок.
Потому сии производные финансовые инструменты – это чистой воды спекуляция, которая и надувает пузырь цен. Стоимость нефти, как биржевого товара, определяется наличием астрономического по размерам спекулятивного капитала, рыскающего по свету в поисках прибыльного приложения.
После начала ипотечного кризиса в Америке, разразившегося летом 2007 года, свободный капитал нашел новую-старую гавань стабильности и надул нефтяной пузырь. Но цены, понятно, как и деревья не могут расти до небес. Пузырю на роду написано в самый неподходящий момент (о котором более менее точно ведают банковские воротилы Уолл-Стрит) с громким пшиком лопаться, по цепочке заставляя сдуваться весь мировой спрос.
Ты помнишь, как всё начиналось
Мы не старые и можем вспомнить – активная фаза нынешнего мирового спада началась после 11 июля 2008 года с обрушения цен на углеводороды. С небесных величин под $145 за баррель стоимость нефти за месяц спустилась на отметку $112. Потрепыхавшись декаду подле этого уровня, она стремглав заскользила ко дну и 22 декабря достигла его – $38,44 за бочку.
На глазах затрещал по швам миропорядок, основанный на эмиссии зеленого квитка стоимостью в 10 центов. Боливар устал, и не мог уже весело с гиком нести хозяина вместе с его мешками долгов.
В унисон стремительному скольжению вниз по наклонной, только с некоторым временным лагом (около одного месяца), завалились и мировые цены на промышленные металлы. К концу октября 2008 года половина домен в Украине были благополучно задуты и страна из «экономического ренессанса» и состояния «одного из интересных и модерных рынков Европы» (по выражению тогдашнего Гаранта) впала в депрессию.
Что такое для Украины неработающая металлургия? Тоже что и неработающая нефтянка для России. Металлургический комплекс является донором экономики державы. Достаточно сказать, что из общего объема экспорта за январь-июль 2008 года (наиболее благополучный отрезок времени за все годы независимости) в размере $40,159 млрд. на наших «железных канцлеров» пришлось 45% ($18,198 млрд.).
В конце 2008 года по плану Барака Хусейновича пожар мирового кризиса стали гасить контейнерами с эмиссионными средствами на триллионы долларов с одной благородной целью – стимулировать потребительскую активность населения. Системообразующим банкам, а не реальному сектору экономики, предоставили баснословные средства.
И так как экономика США на 30-40% спекулятивна и держится на печатном станке ФРС, который работает с каждым годом всё напряженнее, то деньги мимо рта товаропроизводителя прямиком устремились на финансовые спекулятивные операции, в том числе и в нефтяные фьючерсы.
Нефть как резервуар закачки эмиссионных средств в условиях нестабильности не самое плохое средство минимизировать потери. Ведь она в той или иной степени всегда будет пользоваться спросом т.к. имеет отношение практически ко всему созданному руками и мозгами человека.
Спекулятивные пузыри на основные биржевые товары (в первую очередь на нефть и металлы) с началом 2009 года снова пошли в рост, создавая иллюзию света в конце тоннеля.
До какого размера произойдет накачка новых шариков, и когда они начнут интенсивно скукоживаться, – никто не может сказать точно. Повторюсь, окромя уолл-стритовской братвы. Но не вопрос, что это обязательно произойдет.
Разброд и шатание
В прогнозах на сей счет никогда не было недостатка. Цена на нефть во второй половине 2010 года упадет до 40 долларов за баррель – такое мнение озвучил в конце февраля руководитель авторитетного Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
По его прикидкам, сегодняшняя ситуация в мировой экономике не способствует росту цен на нефть.
«В прошлом году объем мировой экономики сократился на 12%. Еще тогда цены на нефть должны были упасть. Но из-за банковских спекуляций цена выросла», – поясняет Колташов.
В этом году, по разумению эксперта, объемы мировой торговли продолжат сокращаться, что приведет к краху спекуляции нефтью. И роста цен на нефть не предвидится до 2013 года.
24 марта 2010 года Всемирный банк продублировал свой январский прогноз: цены на нефть в 2010 году останутся стабильными и составят, в среднем, $76 за баррель. Меня всегда умиляли своим непосредственным оптимизмом оценки экономической ситуации экспертов ВБ и подобных ему международных финансовых организаций. Особенно накануне большого шухера.
Так в мае 2008-го ими прогнозировалась средняя стоимость нефти во втором полугодии 2008 года (вы не поверите!) до $141 за баррель. Но получился натуральный конфуз.
Аналитик Инвестиционной Компании «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников, находящийся в тройке самых цитируемых аналитиков в СМИ, пророчествовал в начале марта: «В дальнейшем мы ждем снижения цен на нефть к маю до $65 за баррель. Нефтяные запасы на складах ведущих индустриальных стран достигли 5-летнего максимума, но при этом экспорт нефти из Ирака стал максимальным за 20 лет».
К сему следует добавить, что реальная мировая экономика практически не растет. Например, в целом по еврозоне рост ВВП достиг микроскопические 0,2% за I квартал и 0,5% за год, которые можно отнести на усердие статорганов, которых власти принуждают к оптимизму.
Не совсем угадал толмач инвесткомпании. К 3 мая они вышли на пик $88,8. Только после начали спускаться с покоренных вершин – к 20 мая цена снизилась до $70,9 за баррель. А цена нефтяной «корзины» ОПЕК и того ниже – $69,64. Таким образом, цена достигла рекордно низкого уровня с начала февраля. В последующие два дня произошел отскок – стоимость нефти выросла на $2,2.
График весьма схож с тем, что наблюдалось с 11 июля (пик стоимости нефти $144,98) по 28 июля 2008 года. Тогда падение составило $20,7. Ныне за такой же промежуток времени – $17,9. Ситуация весьма тревожная. Перейдет ли бриз перемен в торнадо, срывающее крышу цен? Эта неделя даст ответ на сокровенный вопрос.
Теперь, как у «украинского» классика Чехова, «есть причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности». Если тренд на понижение будет устойчив, то следует скоро ожидать снижения цен на черные и в целом на промышленные металлы.
До мая цены на промышленные металлы, достигнув в начале года локального потолка, барражировали над достигнутыми уровнями. Затем 2-8 мая резко спланировали ниже на 15-20%, а никель – даже на 25%. А 9-15 мая они колебались у низов последней коррекции.
Вопрос жизни и смерти
Куда дунет сырьевой пассат на товарно-сырьевых биржах – вопрос буквально жизни и смерти для братьев славян. Ведь топливно-энергетические товары составляют в российском экспорте около 65% процентов, металлы – около 17%. А в Украине вся сила заключена в плавках сталелитейщиков. Металлургия – это 25% в общем объеме реализованной промышленной продукции.
А настроения у нашего металлитета далеки от мажорных. Экономический результат работы отрасли по-прежнему ниже ватерлинии.
Информация для тех, кто слагает оды по случаю объявленной «перемоги» над кризисом: доналоговый убыток металлургов за январь-март 2010 г. подрос на 4,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а отрицательная рентабельность сохранилась практически на уровне I квартала 2009 г. – 8,6%.
За первые три месяца 2010 г. микроскопические прибыли получились только у ИНДУСтриевича («АрселорМиталл Кривой Рог» – 16 млн. грн.) и у Донецкого металлургического завода. Остальные предприятия вместе со сталью выплавляют стабильные убытки. И предпосылок для выхода на безубыточность у металлургов не видно: с одного конца, положение усугубляет падение спроса на внешнем рынке, наметившееся со второй половины апреля, с другой – грабительские долги государства по НДС.
На 1 апреля Кабмин Тимошенко оставил своим правопреемникам удовольствие расхлебывать возмещение на сумму 6,24 млрд. грн. Мрачновидцы судачат, что государство будет вынужденно простить себе большую часть невозврата по НДС.
Если динамика на биржах будет минусить и далее, то с лица Путина быстро слетит улыбка победителя кризиса, а у его коллеги Азарова и без того мрачное настроение усугубиться до полного декадентства и надо будет пуще прежнего налегать на внешние займы. Напротив, размордевших от безответственности племенных патриотов обуяет радость.
Владимир Ветров, From-UA