У тех, кто вопит против базы российского ЧФ в Севастополе, появился повод заткнуться. Блестящая операция по освобождению россиянами своего танкера от сомалийских пиратов развеяла все сомнения в дееспособности ВМС наших соседей. После этой первой крупной удачи корабли РФ, не исключено, станут мировыми лидерами в войне с диким пиратством, которое процветает под сенью респектабельных адвокатских домов Лондона. Кстати, специалисты допускают, что захваченный танкер мог быть приманкой для пиратов, а вся операция – заранее спланирована российскими спецслужбами…
Приказано выжить
Хроника событий у берегов Сомали, в принципе, уже достаточно описана в прессе. Но мы обратим внимание на некоторые важные детали. Танкер «Московский университет» класса "Афрамакс" 1999 года постройки (т.е. не старая колоша, на которых ходят украинские моряки, а новый современный корабль с высокой степенью защиты) водоизмещением 106 тыс. тонн с грузом сырой нефти был атакован около 8 часов утра 5 мая.
Как стало известно, экипаж "Московского университета" не позволил взять себя в заложники. Это второй ключевой момент. 23 члена команды, по указанию капитана, забаррикадировались в машинном отсеке. Танкер застопорил ход и лег в дрейф.
Среди пиратов, как правило, нет специалистов, способных управлять судном. Таким образом, они не могут ни отогнать его, ни сдвинуть с места. Кроме того, как пояснил главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко в интервью газете «Взгляд», на современных судах существуют возможности укрытия для моряков в машинном отделении танкера, но ненадолго – на сутки-двое.
«Там обычно одна или две серьезные двери – противопожарные, противоударные, водонепроницаемые, – рассказал Войтенко. – Если их серьезно запереть, то с автоматом там ничего не сделаешь. И с гранатой тоже. Это надо подойти вплотную – выпустить гранату из гранатомета, что, сами понимаете, самоубийство.
Чтобы взорвать эту дверь, необходимы специальные навыки саперов и, желательно, специальный заряд… Понятно, что если бы у пиратов были сутки-двое, они что-нибудь придумали бы. Но у них были ограничения во времени, нервы шалили…», – добавил он.
Так что третий важнейший момент – моряки смогли оставить пиратов наедине с неуправляемым судном, не позволили им взять инициативу, поставили в тупик и заставили тратить время на поиск выхода. Все эти действия экипажа, не были спонтанными.
Как сообщил начальник отдела безопасности "Новошипа" Борис Буравов, команда "Московского университета" действовала в строгом соответствии с инструкциями компании. О случившемся тут же были проинформированы соответствующие власти и фрахтователи судна, установлена прямая связь с российским военным кораблем "Маршал Шапошников", который тут же вышел на помощь.
Важно отметить, что о планах военной операции никто не знал. И это стало четвертым фактором успеха. Наблюдатели писали, что стратегия действий противолодочного корабля не известна. И скорее всего, от силового варианта военные откажутся, так как это небезопасно для жизни моряков.
То же самое в интервью ИТАР-ТАСС сказал глава Программы по поддержке моряков в Восточной Африке Эндрю Мвангур. Он высказал мнение, что российские военные вряд ли пойдут на силовое освобождение захваченного сомалийскими пиратами танкера.
"В настоящее время военный корабль "Маршал Шапошников" направляется на помощь к взятому в плен судну с россиянами на борту", – сообщал он.
И снова обратим внимание, что слова специалиста по пиратству цитировались российским государственным информагентством. И это тоже не случайно: известно, что пираты внимательно следят за прессой и часто руководствуются ее новостями, определяя свое поведение.
Если бы они знали, что в то время, как СМИ высказывали предположения, какая сумма выкупа может быть назначена за груз стоимостью в $52 млн., российские «морские котики» уже надевали штурмовую амуницию, то, возможно, взорвали бы танкер. Или попытались бы это сделать.
Но даже облет судна на вертолете их не встревожил: захваченные суда часто осматривают с воздуха. Но это ни о чем не говорит. В данном случае вертолет был не только средством разведки, но и способом отвлечения внимания.
Пока десяток пиратов пялились в небо, с моря к танкеру скрытно подошли лодки с группой антитеррора, которая высадилась на судно. После короткой перестрелки пираты были нейтрализованы. В перестрелке один из пиратов был уничтожен, десять остальных – задержаны. По словам представителя Минобороны РФ, пираты в настоящее время находятся под охраной в одном из помещений судна.
Уже известно, что их будут судить в России, но еще более существенными могут быть сведения, почерпнутые от пиратов. То есть брали в плен их, в том числе и как «языков».
Танкер как приманка для пиратов?
Чудес не бывает: чтобы за считанные минуты освободить огромный корабль и его опасный груз, понадобились годы специальной подготовки, значительные вложения в человеческие и технические ресурсы, ну, и естественно государственная воля.
Не случайно министр обороны России Анатолий Сердюков с трудом сдерживал радостную улыбку, когда докладывал президенту Дмитрию Медведеву "об инциденте в Аденском заливе с танкером "Московский университет". Этого дня в Минобороны России ждали долго. И реализовали задуманное как раз в канун юбилея Победы тоже, видимо, не случайно.
О том, что у России есть масштабный план борьбы с «пиратской корпорацией», специалисты знают, но пресса практически не пишет. По слухам, начало этого проекта совпало по времени с обострением российско-английских отношений. Собирая различную негативную информацию об англичанах, спецслужбы соседней страны сумели составить достаточно полную картину о «крышевании пиратства».
Не секрет, что именно Лондон стал центром управления международным пиратством, атакующим корабли в Аденском заливе и Индийском океане. Испанские журналисты радиостанции Cadena SER провели собственное расследование, которое показало: команда «консультантов» и «посредников» в Лондоне, которые «помогают» судовладельцам передавать выкупы пиратам, на самом деле часть флибустьерского механизма.
Как рассказывают капитаны кораблей, побывавших в плену у пиратов, последние имеют «начальников» в Лондоне, которые постоянно контактируют по спутниковой связи с контрольными центрами в Сомали, где решается, какие суда захватывать. Лондонские "консультанты" помогают пиратам находить цели, информируя их о грузах и курсе судов.
В результате пираты знают все – от планировки корабля до порта прибытия. К таким судам относятся греческий Titan, турецкий Karagol и испанский траулер Felipe Ruano. В каждом из этих случаев, говорится в документе, пираты знали все о грузе, национальности экипажа и курсе корабля.
Например, в случае с турецким танкером Karagol пираты заранее располагали его планом и несколько дней репетировали операцию.
При выборе мишени пираты учитывают, под каким флагом плавает судно, причем британских кораблей они все чаще избегают. Это не объясняется ничем, кроме того, что пираты не хотят привлекать внимание британской полиции к своим боссам в Лондоне.
Более того, на пиратов работают мощные пиар-агентства, которые, не покладая рук, поддерживают мнение о неуязвимости, непобедимости и фанатичности сомалийских пиратов. Дескать, только тронь их военной силой – они уничтожат экипаж и судно. Поэтому лучше, господа судовладельцы, платить выкупы.
Россияне стали первыми, кто перестал «вестись» на легенду о непобедимых флибустьерах. Начиная с лета прошлого года, они направляют к берегам Африканского Рога военные корабли. Помимо обычной команды, на этих судах постоянно находится спецгруппа профессионалов, подготовленная для борьбы с пиратами.
Большой противолодочный корабль "Маршал Шапошников" – один из таких «охранников». Он был специально отправлен в Аденский залив из Владивостока и входит в состав очередного отряда, где, кроме него, есть также военный танкер "Печенга" и морской буксир "МБ-37". И внезапно оказался рядом с танкером «Московский университет»…
Впрочем, в совпадение тут не верится. Судите сами: новый танкер, со специальными средствами защиты, позволяющими команде укрыться на время от пиратов, вдруг оказался рядом с «антипиратским» военным кораблем, где по еще одному совпадению находилась специально тренированная группа захвата.
Кстати, мало, кто заметил, что захваченное пиратами судно было казенным. То есть российское государство спасало ГОСУДАРСТВЕННЫЙ танкер. Компания «Новошип» образована указом президента России Владимира Путина в середине июня 2007 года, путем слияния с «Совкомфло́т». 100 % акций компании принадлежат государству. Председатель совета директоров – Сергей Нарышкин, генеральный директор – Сергей Франк.
Как считает наш источник, все это было элементами одной хорошо спланированной операции. А танкер – приманкой для пиратов. По всей видимости, россияне сумели внедрить своих агентов в пиратскую корпорацию. И с их помощью собрали необходимую информацию, а так же соблазнили главарей пиратского картеля польститься на добычу – танкер «Московский университет», которая тоже была выбрана не случайно.
В «Новошипе», как правило, только новые суда. Там специально подготовленная для «общения» с пиратами команда, есть даже средства защиты. И более того, они не первый раз побеждают пиратов совместно с российскими военными кораблями.
В апреле прошлого года принадлежащий "Новошипу" танкер "НС Коммандер" отбился от пиратов самостоятельно, это произошло в 300 милях от берега к востоку от Аденского залива. Тогда капитан Михаил Кулий, узнав, что три разбойничьих судна стремительно приближаются к огромному танкеру, дал команду в ответ на стрельбу из автоматов и гранатометов, открыть водяные краны на полную мощность и направить пожарные шланги на атакующих. И те, получив неожиданный отпор, отступили.
К вечеру того же дня 29 пиратов были задержаны российским военным кораблем "Адмирал Пантелеев", который весной прошлого года в рамках международной операции по борьбе с пиратством контролировал ситуацию в Аденском заливе.
P.S. Остается только посочувствовать украинским морякам: своего океанского флота у нас практически нет, они вынуждены наниматься в сомнительные фирмы на старые суда, месяцами в нечеловеческих условиях ждать выкупа. А потом снова идти в опасный рейс, понимая, что украинские крейсеры не станут им защитой, а единственную нашу подводную лодку так обгадили бакланы и кораллы, что она не доплывет до Турции. Не то что до Сомали…
Галина Акимова, Версии