Украина - не Россия. А жаль!


10.01.2008 12:00

Прав, ох как прав был Леонид Данилович, когда еще будучи Президентом опубликовал о нашей несхожести с северной соседкой целую книгу за своей подписью. Вопрос только: а хорошо это или плохо? А это - для кого как. Впрочем, давайте посмотрим...

«Что может знать о Родине тот, кто только Родину знает?» (Редьярд Киплинг - специально для всех украинцев, «больших» и «маленьких»)

Особенно наглядным становится этот тезис на фоне событий декабря ушедшего года: в России практически единогласно уже успели выбрать будущего президента - Дмитрия Медведева и (заодно уж!) будущего премьер-министра - Владимира Путина. В Украине же еле-еле, со второй попытки, с перевесом всего в два голоса, определились с премьером - этот пост во второй раз заняла Юлия Тимошенко. И в том, и в другом случае высшие посты в государстве займут давно знакомые народу персоны, которые во власти уже не первый год. Так в чем же разница?

Оставим на время историю,
«самобытность» и «аутентичность», оставим косоворотки с балалайками и люльки с шароварами. Обратимся к реальной основе этих понятий - благословенной экономике, ведь в конце концов именно она так или иначе диктует правила игры и политикам, и историкам, и даже гуру от культуры. Кстати, именно под воздействием всесильного экономического все вышеперечисленные специалисты могут в два счета доказать наивным согражданам, что по соседству живет народ абсолютно братский или... не очень - в зависимости от того, что закажут.

Выбор России

Еще сравнительно недавно - в конце 1990-х - Россия представляла собой обнищавшую страну, стоящую если не на грани развала на несколько удельных княжеств под протекторатом Запада, то, по крайней мере, опутанную сетью тлеющих
«управляемых» вооруженных конфликтов (подобных чеченскому), которые медленно, но уверенно готовили почву для полной дезинтеграции страны (по югославскому варианту).

Что спасло Россию от распада?

Ответ укладывается в два слова: газ и нефть. Что связало воедино страну, которая, казалось бы, была готова уже окончательно развалиться? Ответ еще короче - трубы.

Государство, основа существования которого - бюджет - в основном пополняется за счет доходов от экспорта энергоносителей, ни при каких обстоятельствах не могло пойти на исполнение двух заветных желаний Запада: отдать «молодым демократиям» (читай - прозападным марионеткам) основные экспортные трубопроводы и бесконтрольно допустить мощный западный капитал в святая святых - к разработке основных газовых и нефтяных месторождений на территории России.

Именно магистральные экспортные трубопроводы стали своеобразными стальными бандажами, которые после отделения «братских» республик помогли к концу 1990-х сохранить в качестве единого целого собственно российскую территорию.

Почему это стало возможным?

Да потому что юная промышленная буржуазия России, которая законными, не вполне законными и абсолютно незаконными способами установила контроль за колоссальными сырьевыми ресурсами страны, всего за девять лет (1991-1999 годы) вполне оценила результаты работы «либералов» (передового отряда буржуазии компрадорской по сути и прозападной по политической ориентации) по т.н. «демократизации» России - подготовки благоприятной почвы для экспансии мощного западного капитала в государствообразующие отрасли экономики. В результате российская национальная буржуазия была просто обречена на укрепление российской же государственности, если не хочет потерять возможность их использования для своего дальнейшего обогащения.

Время создавать

С декабря 1999-го в развитии России наступил новый этап: обеспокоенные своим будущим и отнюдь не уверенные в том, что в случае окончательного поражения в борьбе за власть их не ограбят до нитки, российские
«националы» пошли не просто на смену официального лидера страны, но даже на смену практически всего высшего эшелона власти: на смену «семье» Бориса Ельцина пришла (вернее, была введена во власть) команда Владимира Путина. То, что многие члены этой команды изначально так и иначе были связаны со спецслужбами, не должно удивлять нашего мудрого читателя, безусловно, знакомого с афоризмом: «Кто владеет информацией - тот владеет миром».

Что бы
«свободная» западная пресса ни писала про «заговор КГБ» и прочие глупости, команде Путина не пришлось захватывать власть в России - крупная промышленная буржуазия, объединившаяся перед лицом внешней угрозы, сама преподнесла ее на блюдечке с бело-сине-красной каемочкой, ибо другого выхода у ней просто не оставалось.

За последовавшие затем семь лет эта команда (при мощной и последовательной поддержке национальной буржуазии и на фоне исключительно благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей) сделала очень много прежде всего с точки зрения усиления государственного аппарата и повышения реальной эффективности его работы.

В результате, пусть еще не совершенная, но все же усиленная государственная машина России позволила ликвидировать внутреннюю угрозу - погасить сепаратистские настроения в «горячих» точках и успешно противостоять внешней - не только противодействовать дальнейшему вытеснению российского капитала с международных рынков, но и содействовать его проникновению в основные отрасли экономики большинства стран «большой семерки», которые еще совсем недавно смотрели на Россию как на заурядный сырьевой придаток.

Именно благодаря усилению
государства России удалось вслед за наведением порядка в газовой (вспомним кадровые перестановки в высшем эшелоне «Газпрома» в 2002-2003 годах) и нефтяной (финал - дело заигравшегося в политику владельца компании «Юкос» М. Ходорковского в 2004 году) промышленности, начать возрождение и других отраслей экономики: гражданского судо- и авиастроения, а также всех отраслей «оборонки».

Заметим, что именно создание в 2006-2007 годах государственных корпораций позволило вывести большинство перечисленных отраслей из многолетнего кризиса, а значит - дать бюджету дополнительную (к газо- и нефтедолларам) прибыль, часть которой можно было направить на решение основных социальных программ, «большим» россиянам - повышенные доходы, а россиянам «маленьким» - новые рабочие места и повышение заработной платы.

Что в итоге?

Новый 2008 год Россия встретила с астрономической суммой государственной
«заначки» - стабилизационным фондом, который превышает 1 триллион рублей, причем рублей отнюдь не «деревянных», а готовых к свободной конвертации, т.е. к вступлению в клуб четырех мировых валют, с устойчиво и динамично развивающейся промышленностью и постоянно крепнущим государственным аппаратом.

Международный авторитет России как никогда (с начала 1990-х) высок. К мнению Москвы снова внимательно прислушиваются, да это и не мудрено: утренний кофе для лидеров «независимых» стран благополучной Европы готовится на русском газе, российские ракеты по-прежнему неуловимы для перехвата, российский флот снова вышел в океан, и, наконец, безбрежный российский потребительский рынок по-прежнему весьма соблазнителен для западных производителей, хотя и защищен разумными заградительными пошлинами - в пользу производителя национального.

Что же касается
российского общества, то при всех известных еще по Марксу и неизбежных противоречиях (между богатыми и бедными, между трудом и капиталом и т.п.) в нем наблюдается относительная стабильность. Сегодня многонациональной России не угрожает опасность острых межэтнических конфликтов: вследствие стабильности экономики для них нет внутренней базы, а экспорт национальных «освободительных» движений из-за рубежа окрепшее государство обладает возможностями пресечь в зародыше. Под государственным же контролем находится и курс рубля, причем государство и не думает спекулировать родной валютой в особо крупных размерах, запуская лапку в сбережения своих граждан, - напротив, благодаря официальным и (о, чудо!) правдивым заявлениям Минфина уже третий год каждый россиянин знает, что накопления лучше делать в рублях. Кстати, в тех же самых рублях медленно, но уверенно растет реальная покупательная способность зарплат и пенсий.

Ничего удивительного, что простые россияне голосуют за стабильность и - да-да, не смейтесь -
уверенность в завтрашнем дне, что и нашло свое отражение в результатах выборов в Госдуму 2 декабря. На фоне перманентного парламентского кризиса в Украине это особенно впечатляет: абсолютное (конституционное!) большинство в 64% голосов - за партией «Единая Россия», КПРФ - 11,6%, ЛДПР - 8,2%, «Справедливая Россия» - 7,8%. Заметим, ни «Союз правых сил», ни прочие «демократы»-прозападники в российский парламент не попали, а значит, никакой реальной оппозиции в Госдуме сегодня нет.

Коммунисты? Это
«оппозиция», скорее, весьма благожелательная. ЛДПР? Это «оппозиция» ультра-патриотическая. Наконец, «Справедливая Россия»? Это, выражаясь языком британского парламента, «оппозиция Его Величества». Все три перечисленные политические силы отнюдь не против, чтобы Россией правила крупная национальная промышленная буржуазия - конечно же, посредством нанятого ею государственного аппарата. Таким образом, Россию можно поздравить: всего за восемь лет она перешла от дикого капитализма к капитализму государственному, который на сегодняшний день наиболее эффективен для решения как внутренних, так и внешних проблем страны, а значит - и наиболее выгоден для ее граждан. При этих условиях абсолютно не важно, кто станет президентом России - Путин, Медведев, Иванов, Петров или Сидоров, - преемственность курса сохранится при любом лидере.

К сожалению, украинцам о таком государстве и о таких лидерах остается пока только мечтать...

В затяжной кризис 1990-х и Украина, и Россия входили вместе, причем Украина была даже в более выигрышном положении, так как в конце 1991 не подверглась «шоковым» экономическим реформам имени внука Аркадия Петровича Гайдара и счастливо избежала опасности межэтнических конфликтов. Зато потом...

«Де два українця - там три гетьмана», (Народная мудрость - специально для
Виктора Андреевича, Виктора Федоровича и Юлии Владимировны)
 

Выбор Украины

Потом остатки партийной номенклатуры и
«красные» директора крупнейших промышленных предприятий поспешили сосредоточить свои усилия на прихватизации наиболее лакомых кусков общенародной собственности, а остальным согражданам, дабы не привлекать к этому захватывающему процессу их слишком пристального внимания, подсунули идею «особого пути» Украины, разукрашенную живописаниями ее страданий в «империи зла» - СССР.

Идеологической обработкой «маленьких украинцев», безжалостно вытряхнутых из социалистического рая, активно занялись украинцы «свидомые» - в том числе и постоянно проживающие далеко за ее пределами. Именно эти «национал-патриоты» (не без помощи своих заокеанских друзей, ничего общего с Украиной не имеющих) и надеялись заполнить вакуум, образовавшийся в высших сферах власти сразу же после обретения независимости. Увы - в самом скором времени их ожидало жестокое разочарование.

«Национальную» идею (равно, как и ее носителей) на начальном этапе великолепно использовали представители элиты Украины советской для того, чтобы сохранить свой статус и в Украине капиталистической. В результате народ, обалдевший от бурных перемен и озабоченный заработком на кусок хлеба насущного (одной идеей сыт не будешь!), с удивлением обнаружил, что большую часть мест в Верховной Раде уже независимой Украины занимают лица, знакомые еще по пленумам ЦК КПУ советских времен.

Конечно же, были здесь и
«национал-патриоты», чьи вышиванки являли собой дивный контраст со строгими костюмами бывших партийных бонз. Но и те, и другие, похоже, слишком переоценили свою историческую роль в деле «обретения» Украиной независимости: «национал-патриотов» использовали для красивого идеологического оформления передела собственности, а бывшую партэлиту - для управления страной в период первичного накопления капитала, а говоря проще - в период «большого хапка».

Новые времена, новые лица

К середине 1990-х в Украине появилась новая сила -
молодая, хищная буржуазия, которая и принялась выдвигать на политическую арену новых героев. Однако, в отличие от России, процесс прихватизации по-украински носил «кусочный» характер: при полном непротивлении государственного аппарата молодые акулы бизнеса выбирали из различных отраслей отдельные, не слишком крупные, но относительно благополучные предприятия, банкротили их, чтобы затем приобрести по минимальной цене и таким образом из мелкого жулика превратиться в благородного спасителя-инвестора.

Закономерным следствием такого пути развития юного украинского промышленного капитала, чьи интересы надо было защищать и лоббировать в высших эшелонах власти, стало появление на политической арене Украины значительного количества мелких партий с громкими названиями, предводители которых мыслили столь же ограниченными масштабами и готовы были предать и продать
«собратьев по классу» кому угодно в обмен на лишнее кресло в Верховной Раде или (о, предел мечтаний!) министерский портфель.

С самого своего рождения национальная промышленная буржуазия была разобщена не столько в силу особенностей своего менталитета (по особенностям своего мЫшления
«новые» украинцы не слишком-то отличались от российских коллег), сколько из-за особенностей украинской экономики и государственности - в отличие от России (где контроль за «дойной коровой» бюджета - нефтегазовым комплексом - остался за государством) основные «кормильцы» Украины - предприятия горнометаллургического комплекса - были раздерганы несколькими новорожденными капиталистическими кланами, из которых позднее выросли бизнес-империи Рината Ахметова (СКМ), Сергея Таруты (ИСД), Игоря Коломойского (Приват) и прочие.

Ограниченность новых украинских буржуев, которые не умели (и, кстати, до сих пор не умеют) мыслить шире и дальше своих заветных
«свечных заводиков», как в зеркале отразилась в политической жизни страны: в конце 1990-х (когда промышленный капитал России уже дозрел до необходимости укрепления государственной власти), в Украине «националы» были настолько поглощены процессом дележки «заводиков», что и не заметили, что реальная власть над страной ускользает из их рук и переходит в руки буржуазии компрадорской - передовым отрядам мощного западного капитала, готового к экономической экспансии на новые территории.

Буржуи - там, буржуи - здесь

Но и перед лицом этого нового врага украинские
«националы» так и не смогли объединить свои силы. Характерным примером стали парламентские выборы 2002 года, на которых мощному прозападному (и организованному на деньги западных «друзей») политическому проекту «Наша Украина» буквально в последний момент удалось противопоставить блок «За единую Украину», который, впрочем, дожил только до формирования правительства. К сожалению, дальнейшее развитие событий показало, что промышленная буржуазия Украины так и не дозрела до понимания своей роли в государственных масштабах: вместо того, чтобы объединить силы в борьбе за власть, часть украинских «националов» предпочла пойти на сговор с прозападными силами в обмен на помощь в борьбе с конкурентами по бизнесу.

В результате на президентских выборах 2004 года силы национальной промышленной буржуазии оказались раздробленными, а тем, кто остался верен
«бело-голубым» идеалам, пришлось противостоять своим же «братьям по классу»: под оранжевыми знаменами, помимо одураченных «маленьких украинцев», собрались не только откровенные прозападники и «национал-патриоты» из центральных и западных областей страны, но и вполне респектабельные буржуи промышленного Юго-Востока (например, т.н. «днепропетровская» ФПГ И. Коломойского, спонсирующая Юлию Тимошенко), и даже «предатели» из самого сердца Донбасса (например, «оранжеватый» Индустриальный Союз Донбасса, владельцы которого С. Тарута и В. Гайдук сделали ставку на В. Ющенко против В. Януковича, выдвинутого на президентский пост не без стараний их основного конкурента - Рината Ахметова).

Надо признать, что поставившие на оранжевого Президента украинские
«националы» не прогадали: воспользовавшись откровенной трусостью власти предержащей (команды Леонида Даниловича) и нерешительностью власти предстоящей (команды Виктора Федоровича), Виктор Андреевич, которому отступать было уже некуда (позади домашний Госдеп), просто подставил руки, в которые и свалилась булава. В результате «нехорошие» донецкие буржуи были разгромлены и позорно бежали «на лечение» за границу, а «хорошие» прошли аж до Совета Безопасности. А больше всего повезло буржуям днепропетровским - они, правда, ненадолго, заполучили собственного премьера - да еще с расширенными (за счет Президента) полномочиями.

Последующий год с небольшим (до парламентских выборов в марте 2006 года) стал наглядным доказательством того, что расходы на оранжевую
«революцию» должны окупаться исключительно за счет народа, который имел глупость способствовать ее победе. Юлия Тимошенко выполнила все свои обязательства - правда, не перед избирателями, а перед своими спонсорами: в результате проведения целого ряда блестящих спекуляций (валютной, продуктовой, бензиновой и проч.) всем им была предоставлена возможность не только «отбить» вложенные в «революцию» деньги, но и хорошо заработать. После того, как эта (самая важная!) задача была выполнена, а удержаться у власти после выборов весны 2006-го не удалось, Юлия Владимировна гордо удалилась в оппозицию, предоставив Виктору Андреевичу оправдываться перед народом за все подвиги «любих друзів», а Виктору Федоровичу сотоварищи - реанимировать больную экономику.

На манеже - все те же

Итак, весной 2006-го одни буржуи сменили других у кормила украинской власти, причем после очередной
«измены» социалистов, предусмотрительно перебравшихся на сторону победителей, под контролем «бело-голубых» фактически оказались и правительство, и парламент. Правда, остался еще оранжевый «смотрящий» - Президент с усеченными полномочиями, что, однако, не помешало Виктору Ющенко и его ближайшему окружению не только отрабатывать заказ заокеанских хозяев: тянуть страну в НАТО, делать из бандитов ОУН-УПА героев Украины и выискивать все новые поводы для конфронтации с Россией, но и постоянно совать палки в колеса Кабмину.

В результате в стране сложилось реальное двоевластие, при котором стопроцентно
«бело-голубое» правительство, опирающееся на реальное большинство в Верховной Раде, постоянно натыкалось на отчаянное противодействие кучки оранжевых, чьи ряды начали вдруг подозрительно быстро редеть. Смеем вас уверить - политическую окраску в первую очередь начали менять отнюдь не «идейные» революционеры, а опять-таки скромные украинские буржуи, которым очень бы не хотелось расставаться с милыми их сердцу свечными и прочими заводиками. Нужно отдать должное оранжевым - они верно оценили опасность и приложили отчаянные усилия, чтобы переиграть парламентские выборы осенью 2007-го.

Заметим, что основная роль в исполнении задуманного отводилась именно блоку Юлии Тимошенко - политическому авангарду национальной буржуазии, которая в пылу борьбы за передел собственности пошла на союз с
«национал-патриотами» и прочими прозападниками. Почему Партия регионов согласилась на досрочные парламентские выборы - тема для отдельного исследования, однако просчет «бело-голубых» налицо: так долго стремиться к власти, держать ее в руках - и так бездарно ее потерять. За три последних года история Украины вновь прошла по кругу...

Что в итоге?

Новый 2008 год Украина встретила с официальной
инфляцией в 12,5%. С учетом же удешевления доллара (к которому все еще намертво «привязана» гривна, что и создает иллюзию ее стабильности), реальный показатель инфляции превышает 16% и не компенсируется ни банковскими депозитами, ни, тем более, увеличением зарплат и пенсий. Сколько на самом деле стоит наша родная гривна, знает только Господь Бог и Нацбанк, так что с появлением в премьерском кресле Юлии Тимошенко, а в кресле главы Минфина - Виктора Пинзеника, для особо приближенных лиц открываются самые соблазнительные перспективы финансовых спекуляций в масштабах страны. Кстати, если Юлия Владимировна надумает все же исполнить свои предвыборные обязательства в полном объеме, то это лишь пришпорит инфляцию.

С 1 января
цена на газ для Украины на границе с Россией составляет уже $179,5 за тысячу кубометров, т.е. металлургическим и химпредприятиям он реально обойдется еще дороже. Год назад эксперты, помнится, обещали, что газовая цена в $120-130 за кубометр смертельна для украинской металлургии, а $150 за кубометр сделают неконкурентоспособной продукцию национальной химической промышленности. Какие источники наполнения госбюджета (который, напомним, уже обречен новой властью на «проедание») собирается найти правительство Юлии Тимошенко при сложившихся обстоятельствах - пока загадка. Вот если бы удалось еще парочку раз продать «Криворожсталь»... Хотя мало ли «неправильно» приватизированных предприятий можно при желании найти у проигравших «бело-голубых»? Ну что же, принцип «Горе побежденным!» в демократической Украине пока не отменен...

Что же касается
общества, которое Президент Виктор Ющенко упорно именует «моя нація, мій народ», то, несмотря на редкостное единодушие, с которым украинцы поддержали своих любимых буржуев на внеочередных парламентских выборах, то оно, увы, по-прежнему расколото, и не только по имущественному, но и по национальному, а также религиозному признаку. Особенно настораживает, что в последнее время граждане делятся уже не только на украино- и русскоязычных. Прозвучавшее недавно заявление лидера крымско-татарского меджлиса Мустафы Джемилева о том, что «Крым может стать второй Чечней», означает, что ослабление центральной государственной власти может быть (и скорее всего будет!) использовано крымскими татарами для достижения собственных экономических целей на полуострове.

Цели эти просты: под прикрытием информационного мифа о
«беспределе русского(!) бизнеса» осуществить планомерное выжимание всего нетатарского населения из наиболее привлекательных для ведения курортного бизнеса районов и с выгодных земель. Какими методами крымские татары намереваются этого достичь - уже не составляет тайны: в том же заявлении М. Джемилев упомянул о мобилизации, объявленной меджлисом, которая временно (!) приостановлена.

Конечно, Виктора Андреевича можно поздравить с замечательными крымско-татарскими соратниками, которые на протяжении всей новейшей истории постоянно и последовательно поддерживали именно
«Нашу Украину». Только вот сможет ли защитить от них пан Президент остальных крымчан, которые тоже являются гражданами Украины?

Впрочем, чему удивляться? Сегодня Украина - страна
феодального капитализма, крайне ослабленная постоянными распрями между промышленными «баронами», с раздробленным обществом и расколотой элитой, абсолютно не самостоятельная ни экономически, ни политически. Это - пешка на большой шахматной доске Европы, судьба которой зависит от шахматиста, находящегося далеко за ее пределами.

Валерий Зайцев, From-UA

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/5075/
© 2006-2008, komitet.net.ua