Законопроект о госбюджете на 2010 год был подготовлен в рекордно сжатые сроки. Традиционно на его разработку и согласование требуется минимум полгода. Нынешний Кабмин уложился в полтора месяца. Причем работа проходила в экстремальных условиях – сразу после назначений, то есть времени на адаптацию было немного. К тому же система госфинансов на начало марта балансировала на грани: остатки на казначейском счете были сведены на нет, а налоговые платежи прошлым правительством взяты на полгода вперед.
Тем не менее, видно, что в итоге документ базируется на адекватных прогнозных макропоказателях и вполне сбалансирован, что дает надежду на рациональное использование государственных средств. Ведь тот же миллиард гривен можно бездумно проесть, а можно вложить в проект, генерирующий дополнительный денежный поток.
Этот принцип – «инвестируй, а то проиграешь» – проходит «красной нитью» через весь законопроект. Исходя из планов правительства, предприятия заработают прибыль, а население получит обещанную социальную поддержку от государства.
Грани баланса
Итак, в 2010 году правительство ожидает рост ВВП на уровне 3,7% – до 1,083 млрд. грн., что обеспечит поступление 267,5 млрд. грн. доходов в госбюджет. Причем есть веские основания утверждать, что запланированные доходы будут получены. О верности новых расчетов свидетельствуют как тенденции в экономике, так и прогнозы аналитиков.
В частности, в марте промышленное производство выросло на 16,2%, что в целом за первый квартал позволило выйти на прирост ВВП в размере 10,8%. В итоге, даже осторожный МВФ накануне рассмотрения законопроекта улучшил свой прогноз роста ВВП до 3,7%, что в точности совпало с оценкой отечественного Кабмина.
Положительные сдвиги произошли после кардинальной чистки в системе госменеджмента и смены стратегии. Юлия Тимошенко, будучи премьером, тоже планировала рост экономики, но прогнозы ее правительства зачастую расходились с реальностью. Так, например, в 2009 году доходы бюджета планировались, исходя из прогноза 0,4% роста ВВП. По факту же произошло его беспрецедентное падение на 15,1%.
Будем надеяться, что теперь, подобные диссонансы исключены. Возможно, напротив, реальный экономический рост превысит прогноз, и тогда бюджет можно будет пересмотреть в сторону увеличения. Правда, пессимистический вариант развития событий правительство в своей пояснительной записке к бюджету не сбрасывает со счетов, помня о риске повторной волны мирового кризиса.
Новый Кабинет министров справился с искушением набрать массу кредитов или напечатать денег, чтобы профинансировать все необходимые мероприятия. Дефицит средств в этом году ограничен 5,3% ВВП. Он вкладывается в разумные пределы и согласован с международными кредиторами.
Еще один показатель свидетельствует о том, что правительство весьма трезво оценивает реалии – потребительская инфляция планируется на уровне 13,1%. Прогноз близок к действительности (учитывая 12%-й рост потребительских цен в прошлом году) и сходится с оценками МВФ и Всемирного банка. Значит, украинские чиновники осознают, что частичное обесценивание реальных доходов населения нужно компенсировать.
Поэтому бюджет предполагает выполнение плана-графика повышения соцстандартов, утвержденного в октябре 2009 года нашумевшим законом от Партии регионов. Тогда Юлия Тимошенко наотрез отказалась его выполнять. Но резервы для этого есть, что и доказала нынешняя власть. Причем перерасчет пенсий и зарплат в госсекторе будет осуществлен с 1 января нынешнего года, то есть гражданам компенсируют месяцы задержки.
В прошлом году реальная зарплата упала на 9%, в нынешнем же, по прогнозам правительства, она вырастет на 5%. Средняя по году "минималка" вырастет на 40% – до 888 грн. в месяц. Кроме того, ожидается, что средний размер пенсионных выплат в нынешнем году по сравнению с прошлым возрастет на 146 грн. (14%) и составит 1092 грн. в месяц.
Антикризисный портфель
Дабы сбалансировать государственную смету, Кабмину пришлось попотеть над поиском резервов и дополнительных ресурсов. Главное достижение – снижение цен на импортный газ на 30%, что уже в текущем году позволило сэкономить около $3,5 млрд.
Благодаря этому выиграют не только зависимые от газа отрасли, а все украинские производители и потребители. Начнется более активное развитие экономики, что в свою очередь даст прирост дополнительных доходов в госбюджет. Сократятся и дотации в газовой сфере, а высвободившиеся несколько миллиардов гривен пойдут на развитие.
Дополнительные доходы Кабмин планирует получать за счет вредных привычек украинских налогоплательщиков и зажиточных украинцев.
«Некоторые нормы могут трактоваться нашими оппонентами как непопулярные, но все должны помнить, что страна в кризисе, а казна разворована.
Бизнес, который мог бы наполнять бюджет, обескровлен вследствие безответственных действий предыдущего руководства правительства. Поэтому решения, которые принимаются на всех уровнях власти, будут учитывать указанные факторы», – предупредил премьер-министр Николай Азаров.
По плану Кабмина, от увеличения акцизов на сигареты, ликероводочные изделия и бензины дополнительно поступит свыше 8 млрд. грн. Еще 350 млн. грн. принесет налогообложение предметов роскоши – яхт, самолетов, огромных особняков. Мероприятия по улучшению администрирования налогов дадут плюс 13,5 млрд. грн.
С удвоенной энергией чиновники начнут борьбу с налоговыми махинациями (в особенности в сфере возврата НДС), зарплатой «в конвертах».
Еще 10 млрд. грн. ожидают получить от продажи украинских предприятий. Правда, Кабмин обещает к приватизации подходить взвешенно.
«В этом процессе будет исключительно государственный подход. Мы не позволим наскоро растянуть остатки государственной собственности. У правительства должны остаться рычаги влияния на стратегические отрасли экономики. Для нас главное не только наполнить бюджет, что, безусловно, важно, но и обеспечить перспективы для качественного развития как отдельных отраслей, так всей экономики Украины», – заявил первый вице-премьер-министр Андрей Клюев.
По его словам, перед утверждением плана приватизации власть представит анализ по каждому предприятию относительно необходимости продажи, четкое обоснование продаваемых пакетов акций, основные параметры конкурсных условий для инвесторов по развитию производств, социальным и экологическим гарантиям.
Предполагается, что вырученные средства будут использоваться целевым образом, на конкретные проекты развития. Так, по крайней мере, планирует правительство. Ибо предшественники, несмотря на увещевания экспертов, направляли всю «приватизационную» выручку на компенсацию бюджетного дефицита.
Большие стройки
Главная «фишка» проекта бюджета – ориентир на строительство инфраструктуры.
«Почти 20 лет страна «проедает» то, что было заложено еще во времена СССР – дороги, аэропорты, электросети, распределительные газопроводы, водопроводы, теплотрассы. Подобные объекты отражают общий уровень развития государства, на их сооружение требуются значительные ресурсы.
Много времени Украина уже упустила. В 2006-2007 годах правительство Виктора Януковича начало запускать инвестиционный маховик, но затем все проекты были заморожены. Теперь процесс будет возобновлен и доведен до логического завершения», – говорит Андрей Клюев.
По его мнению, реализация этих проектов даст стимулы для оживления всей экономики, они станут своего рода двигателями прогресса.
Механизмы привлечения денег – самые разнообразные. Часть сумм выделит госбюджет в виде прямого финансирования. Так, для проведения подготовки к чемпионату «Евро-2012» запланировано около 10 млрд. грн. (правда, из них 6,7 млрд. грн. должно поступить из стабилизационного фонда, деньги в котором есть не всегда).
Еще 2,3 млрд. грн. средств стабфонда решено потратить на инвестпроекты социально-экономического развития регионов, а 1,2 млрд. грн. – на инвестиции в инфраструктуру и капитальные расходы бюджетных организаций.
Кроме этого, на инвестпроекты в реальном секторе экономики, в том числе на удешевление кредитов, правительство предусмотрело в стабфонде 1,8 млрд. грн.
Одним из ключевых направлений для привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов является энергосбережение. Непосредственно на эту сферу в бюджете заложено около 0,7 млрд. грн., однако внедрение энергоэффективных проектов предполагает энергетический комплекс (2,5 млрд. грн.), а также жилищно-коммунальное хозяйство (1,2 млрд. грн.).
В целом же, по словам Клюева, до 2015 года для модернизации экономики на основе энергоэффективных технологий в планах правительства сделать вложения около 250 млрд. грн. При этом в значительной степени Кабмин рассчитывает на привлеченные средства.
Из-за скудности бюджетных средств они в ближайшие годы не станут главным источником финансирования проектов, направленных на развитие отечественной экономики.
«Государственные деньги – это лишь небольшая часть общих инвестиций. Наша ключевая задача – определить приоритеты, подготовить качественные проекты, создать условия привлечения средств и установить жесткий контроль за их освоением», – поясняет первый вице-премьер-министр.
Большинство из этих проектов самоокупаемы, поэтому привлекательны для банков. Цель правительства – содействовать их старту. Поэтому госгарантии будут предоставляться лишь в течение первого года реализации проекта.
Программа социально-экономического развития Кабмина на текущий год предполагает запуск кредитования отдельных секторов экономики с использованием стимулирующих кредитов, которые будут выделяться Нацбанком в виде рефинансирования комбанкам. Это – дополнительный внебюджетный источник ресурсов.
По экспертным оценкам, сегодня банковская система имеет для этого достаточное количество средств. В проекте бюджета правительство прогнозирует, что в этом году экономика сможет привлечь свыше 60 млрд. грн. банковских кредитов для обновления активов.
Получит ли обескровленная экономика дополнительные вливания, зависит от того, сможет ли правительство воплотить в жизнь свой план реформ и "убедить" банковские учреждения начать работать с реальным сектором. На сегодня Кабмин представил достаточно взвешенный госбюджет, что уже является предпосылкой стабилизации экономической ситуации.
Источник – Версии