Недавно в средства массовой информации попал документ с достаточно обширным перечнем требований МВФ к украинскому Правительству. Даже поверхностный его анализ позволяет сделать однозначный вывод: МВФ сознательно толкает новый Кабмин на усиление политической напряженности внутри страны и формирование негативного отношения населения Украины к действиям новой власти...
В свою бытность оппозиционерами, представители «Партии Регионов» часто и, заметим, весьма грамотно и справедливо критиковали Правительство Тимошенко за принятое решение воспользоваться кредитной поддержкой Международного валютного фонда для латания дыр в государственном бюджете страны.
Ныне действующий глава Кабмина Николай Азаров прямо обвинял Юлию Тимошенко в развале экономики, нецелесообразности сотрудничества с МВФ и нецелевом использовании полученных денег.
По его словам, в прошлом году Украина получила $11,6 млрд. кредита в виде трех траншей и $2,6 млрд. в виде специальных прав заимствований. Таким образом, общая сумма средств составляет $14,2 млрд., что в 7 раз больше, чем за все предыдущие годы.
«А куда они были потрачены, ответит очень квалифицированная организация, которая будет проводить государственный аудит расходования средств, полученных от МВФ», - заявил Азаров.
Но не прошло и месяца после формирования нового состава Кабмина и вот уже новое Правительство продолжает политику своих предшественников, обращаясь к МВФ за новой порцией долларов. И все бы ничего, но вот незадача - МВФ продолжает выставлять политические и экономические требования к Украине в качестве условий предоставления ей новой порции средств.
Недавно в средства массовой информации попал документ с достаточно обширным перечнем требований МВФ к украинскому Правительству. Даже поверхностный его анализ позволяет сделать однозначный вывод: МВФ сознательно толкает новый Кабмин на усиление политической напряженности внутри страны и формирование негативного отношения населения Украины к действиям новой власти.
В чем это выражается? Рассмотрим по пунктам:
- МВФ настаивает на увеличении доходов Бюджета путем расширения базы налогообложения, снижения порога денежного оборота для плательщиков по упрощенной системе налогообложения до 300 тыс. грн как для физических, так и для юридических лиц.
Напомним, что в конце прошлого года в России порог оборота для тех, кто выбрал упрощенную систему налогообложения был повышен почти в 3 раза!
Понижение же этого порога лишь увеличит теневую часть экономики Украины и уровень коррупции. Очевидно, в этом и состоит основная цель МВФ, выраженная в данном требовании.
- МВФ настаивает на отмене действующих льготных ставок НДС для сельхозпроизводителей и других субъектов предпринимательской деятельности. Напомним, что на данный момент украинский агропроизводитель и так проигрывает в конкурентной борьбе импорту (исключая производителей зерна и подсолнечника).
Увеличение же фискальной нагрузки приведет к росту безработицы в сельской местности вследствие разорения мелких и средних фермерских хозяйств и фирм. Это сделает практически неуязвимой позицию крупных иностранных компаний, давно старающихся найти возможности для быстрого экспансивного развития в Украине. Похоже, выдвигая подобное требование, МВФ действует именно в их интересах.
- Для снижения уровня расходов Бюджета МВФ хочет получить от Кабмина Азарова обязательства не проводить запланированного увеличения тарифной сетки зарплат с 586 до 778 грн в декабре 2010 года, поскольку это существенно увеличит фонд зарплаты в 2010 году.
Напомним, что сохранение нынешнего размера оплат для первого разряда тарифной сетки противоречит существующему законодательству и действующему Генеральному соглашению между Кабмином, работодателями и профсоюзами. По этому поводу Федерация профсоюзов Украины уже неоднократно судилась с Кабмином Тимошенко.
Весьма примечательно, что МВФ требует от украинского Кабмина нарушить украинское же законодательство. Этот факт очень показательно демонстрирует стиль работы этого международного финансового института.
- Сокращение социальных выплат МФВ предлагает начать со снижения пенсионных выплат работающим пенсионерам до 50 % от общего размера, но не ниже прожиточного минимума. Одновременно с этим предлагается увеличить пенсионный возраст для украинцев.
Напомним, что ни малейшего экономического обоснования для уменьшения пенсий работающим пенсионерам нет и быть не может, поскольку с их фонда оплаты труда работодатель точно также и в том же объеме, как и в случае остальных сотрудников, производит отчисления в Пенсионный фонд. Следовательно, работающие пенсионеры сами себе зарабатывают деньги для начисления пенсий!!!
Повышение же пенсионного возраста в условиях, когда средняя продолжительность жизни мужчин в Украине и так равна порогу выхода на пенсию, – не более чем издевательство над здравым смыслом.
Единственное, что можно было бы назвать рациональным - это требование повысить пенсионный возраст для женщин (который сейчас составляет 55 лет) до 60 лет (сравняв его с порогом выхода на пенсию у мужчин).
- Абсолютно диким и безосновательным является и требование МВФ увеличить цены на газ для населения в 2 раза. Опять-таки никаких экономических обоснований для этого шага нет. Население не потребляет дорого российского газа.
А увеличение стоимости услуг ЖКХ вследствие такого повышения цен может привести к развитию событий в Украине по киргизскому сценарию. Провоцирование гражданского противостояния в Украине, похоже, является еще одной целью «советчиков» из МВФ.
- МВФ требует от украинского Кабмина отменить протекционистские меры по предоставлению ценовых субсидий на сахар и продукцию химической отрасли, минеральных удобрений и металлургии. В то время как практически все страны мира в связи с финансово-экономическим кризисом проводят политику протекционизма по отношению к собственным товаропроизводителям, от Украины требуют от нее отказаться.
Даже полному профану в экономике ясно, что это делается с целью ослабить позиции украинского экспортно ориентированного промышленного сектора и снизить его конкурентоспособность на внешних рынках, а также заставить Украину еще больше открыть внутренний рынок для продукции транснациональных корпораций. Очевидно – это еще одна цель МВФ.
- МВФ планирует также диктовать Украине, что ей делать с бюджетом НАК «Нафтогаз» и как именно проводить газовую политику в целом. В письме с требованиями к украинскому Кабмину отмечается, что для усиления прозрачности в управлении в газовом секторе он должен руководствоваться Брюссельской декларацией, а также подать в Парламент закон по вопросам газового сектора, что будет отвечать требованиям Директивы ЕС 2003/55/ЕС.
Очевидно, что здесь МВФ планирует приложить максимум усилий для усложнения проведения переговоров по снижению цены на газ между Украиной и Россией.
Особенно символично, что такие требования были обнародованы буквально за неделю до встречи в Харькове (запланированной на 21 апреля) между президентами Украины и России Януковичем и Медведевым, основной темой которой будут именно соглашения по газу.
Отдельные средства массовой информации уже поторопились сообщить о том, что Николай Азаров согласился на все требования МВФ и подписал соответствующие распоряжения. Однако эту информацию оперативно опроверг пресс-секретарь премьер-министра Виталий Лукъяненко.
«Это предложение принято к рассмотрению, но никаких решений по нему не принято, идет работа. Понятно, премьер-министр Азаров ничего не подписывал. Наше правительство после работы над предложениями МВФ направит Фонду свое виденье сотрудничества с ним», - сообщили в пресс-службе Кабмина.
Сам факт появления подобного перечня требований неумолимо свидетельствует о том, что МВФ всеми силами старается перевести переговоры с украинским Правительством из сферы экономической в политическую.
Напомню, что за всю историю существования МВФ невозможно найти ни одного примера позитивных результатов применения странами-получателями помощи советов МВФ. Наоборот, те страны, которые в полной мере воспользовались «пожеланиями» МВФ, при реализации собственной экономической политики столкнулись с закономерным итоговым результатом – государственным дефолтом (Аргентина, Индонезия).
В свою очередь, те государства, которые, получив кредит от МВФ, полностью игнорировали все его политические требования, – добились выдающихся результатов (Южная Корея).
На данный момент, проводя переговоры с МВФ и пользуясь «помощью» США в их подготовке, Украина продолжает наступать на те же грабли, что и в предыдущие годы.
Бывший первый заместитель главы секретариата президента Украины Александр Шлапак заявил, что Правительство для финансирования дефицита бюджета намерено использовать те же инструменты, что и предыдущее, – заимствование и эмиссионное финансирование.
При этом ничего не менять ни в энергетической, ни в макро- и микроэкономической политике в надежде на то, что экономика, благодаря благоприятной внешней конъюнктуре, постепенно начнет расти и выведет страну из кризиса.
К сожалению, пока именно это и происходит: Минфин продолжает продавать ОВГЗ, Кабмин ведет переговоры о получении новых кредитов, а вместо экономических реформ и обещанных налоговых каникул слышны предложения об усилении фискальной нагрузки на бизнес и увеличении акцизов на алкоголь и табак.
Приходится констатировать, что продолжение подобной политики действующего Кабмина неотвратимо приведет к тем же самым результатам, которых «достиг» предыдущий Кабмин. Остается лишь надеяться, что прагматизм и рациональность, присущие Николаю Азарову, победят в споре с сиюминутной целесообразностью, которую предлагает МВФ.
Кто-то может заметить, критиковать-то проще простого, а где взять деньги, если не повышать налоги и акцизы? Соглашусь и назову как минимум два источника пополнения Бюджета.
Первый – это наведение порядка в системе госзакупок и привлечение к уголовной ответственности лиц (с конфискацией имущества), ответственных за нецелевое использование бюджетных средств.
По данным Счетной палаты Украины, 35–40 млрд. грн бюджетных средств исчезает в неизвестном направлении. Это же $7–8 млрд! То есть намного больше, чем те средства, которые планируется занять у МВФ!
Второй – это переговоры с кредиторами о реструктуризации внешней и внутренней задолженности. По различным данным, Украина должна в 2010 году отдать от 30 до 60 млрд. грн долгов. Договорившись о реструктуризации даже половины этих кредитов, бюджет получит дополнительно от $2,5 до 4 млрд.
В сумме только эти два источника могут дать порядка $10 млрд. То есть – денег более чем достаточно. Надо только рационально их использовать.
Юрий ГАВРИЛЕЧКО, ОДНА РОДИНА