Ну вот, как и ожидалось, на финишную прямую президентской гонки вымахнули, по образному выражению гаранта-лузера, «дважды судимый и дважды не судимая». Предстоит голосовать не за того, кто более достоин, а по понятиям – он (она) хоть и сукин сын (сукина дочь), но это наш сукин сын (сукина дочь). Что означает выбор без выбора или более ответственно – мизер без прикупа.
Не получилось – баба с воза, волки сыты. Как место клизмы изменить нельзя, так и место Тимошенко в украинской политике не скорректируешь.
Биомасса, в дни выборов именуемая высокопарно народом или по-заморскому умно электоратом, на изготовке сходить по второму разу к урнам.
В целом предвыборная кампания отличалась более скудными обещаниями кандидатов. По всему видатьЮ положение державы таково, что уже невозможно что-либо сулить в духе «украинских прорывов», «10 стрыбкив на зустрич людям» или за два года всем обманутым вкладчикам в зубы их вклады. ЮВТ, обычно пребывающая во взвинченном состоянии – чего бы ещё наобещать, умерила пыл. Пламенные уста кандидатов в основном изрекают взаимные приветственные ругательства. Юлия Владимировна из-за них аж голоса лишилась – наше село такое гавкучее оказалось, что насилу панночка отбрехалась.
Но как бы народ ни голосовал, результат всё равно превзойдет ожидания. Разумеется, худшие ожидания. Потому несколько абзацев о том, что у нас железно не произойдет и железобетонно произойдет безотносительно того, кто вцепится в кермо.
И Янукович, и Тимошенко обмолвились о грядущем чувствительном повышении пенсий. Хотя и без обычного в таких случаях многоглаголания с усилением голоса и интенсивным стуком в казённую грудь. 7 января, продрав очи после всенощного бдения по случаю Рождества Христова, Виктор Федорович вяло бухнул в Белой Церкви, что в течение двух лет повысит минимальную пенсию до 1200 грн. (считай, в два раза), а среднюю пенсию подтянет к 2000 грн.
Юлия Владимировна не могла остаться безучастной к раздаче слонов.
«Кризис завершается через 2-3 месяца (это мы уже слышали ровно год назад. – Авт.), и это значит, что как только он завершится, как только мир забудет, что такое кризис (для страховки вельмишановная приплела появления амнезии у мирового сообщества как непременное условие украинского благоденствия. – Авт.), в 2010 году мы сделаем ряд важнейших социальных шагов», – без привычного фанатизма прошлась 3 января по ушам электората Тимошенко. И одним из таких шагов, по её словам, будет установление пенсии не ниже, чем 60% от средней заработной платы.
Предупредительный Госкомстат высветил среднюю зарплату в ноябре по стране 1955 грн. Следует понимать, что чрез 11 месяцев, и не позднее, минимальная пенсия вымахнет с нынешних 601 грн. до почти 1200 грн. Спешу успокоить тех, кто одновременно раскрыл рот и карман шире в предвкушении исполнения обещаний – от того, кто «не гонит порожняк», и той, кто грозила себе, что «можемо піти з влади, якщо ми не справимося».
Хотя посулы более скромные, чем те, что мы слышали от кандидатов (особенно от Тимошенко) пару лет назад, но и их можно характеризовать синонимом ненормативной лексики – ложь, звиздёшь и провокация.
Оставим даже в стороне рассуждения о том, что имели в виду оба «академика»: резкое повышение реальной или номинальной пенсии? Экие мелочи. Будем снисходительны к обоим кандидатам, и будем думать, что они имели в виду сугубо номинальный размер пенсионного довольствия.
Ровным счетом ничего не будет повышаться и исполняться. К тому же Тимошенко, когда летом клянчила кредиты по всему свету, подмахнула совместный с МВФ и Кабмином Меморандум, в котором среди прочих обязательств было заморозить пенсии и все виды социальной помощи на уровне декабря 2008 года (о других сердечно-сосудистых обещаниях ниже).
У державы, не вылезающей из глубоких прорывов, нет средств, чтобы слова кандидатов не расходились с делом. Если следовать более мягкому обещанию – за два года в два раза накрутить и минимальную, и среднюю пенсии, то на это потребуется дополнительно более 164 млрд. грн., учитывая размер расходной части Пенсионного фонда в 2009 году – 164,14 млрд. грн. 82 млрд. в этом году и 82 млрд. в следующем. Что такое 82 млрд. грн.? Это около 30% расходной части проваленного бюджета-2009.
И такая безделица – в прошлом году плановый дефицит ПФ, финансируемый из бюджета, равнялся 13,53 млрд. грн., а реальный дефицит по итогам 2009 г. составил не менее 30 млрд. грн. (за 10 месяцев дефицит, по словам скрупулёзного Гаранта, равнялся 25 млрд. грн.). Дыра в бюджете ПФ закрывалась траншами МВФ и пошлой эмиссией гривны, которую осуществлял НБУ.
«С апреля Национальный банк для финансирования дефицита бюджета напечатал 31 млрд. грн. для того, чтобы финансировать газ, пенсии и заработные платы», – заявлял 12 ноября 2009 года Виктор Ющенко.
Ну и как выполнять обещания, имея на руках коматозную экономику?
Впрочем, исполнить то, что нахлобучили на уши «подлому сословию», можно на раз. Имеется два сравнительно честных способа осчастливить массы исполнением повышенных обязательств. Первый – взлохматить инфляцию до 100% в год. Нас подобным уже сильно не испужать. Профессор Пинзенык накручивал её в 1993 году до 10256% (десять тысяч двести пятьдесят шесть), и ничего, многие остались в живых. Второй – вздрючить электорат повышением пенсионного возраста до величин, до которых редкий организм дотягивает. Например, для мужчин и женщин начислять пенсии с 65 лет, как в Западной Европе.
Скоро узнаем, какой способ выберут наши верховные народолюбцы.
Резкий рост коммунальных платежей гарантирован правительством и МВФ.
Согласно «секретным протоколам» Меморандума об условиях предоставления кредитов, подписанным Тимошенко, МВФ и Европейской комиссией 29 июня и 17 июля 2009 года, правительство брало на себя труд с 1 сентября повысить на 20% цену на природный газ для бытовых пользователей и для предприятий коммунальных хозяйств – с 1 октября. И далее ежеквартально повышать тарифы на 20%.
Более того, Кабмин обязался с 1 июля 2010 года прекратить дотировать разницу между ценами закупки импортного газа и его реализации субъектам хозяйствования на производство тепловой энергии, которая потребляется населением, путем ежеквартальной корректировки тарифов.
Тимошенко, будучи матерой авантюристкой, но не самоубийцей, отодвинула своей волей исполнение обязательств на 2010 год. Это ей стоило прекращения кредитования со стороны МВФ в самый неподходящий момент.
Однако условия дальнейшего кредитования остались в силе, о чем Тимошенко подтвердила в проекте нового Меморандума, составленного и согласованного с МВФ в конце 2009 года: «Мы ещё раз подтверждаем наше обязательство внедрять объявленное поквартальное повышение тарифов на газ для населения и предприятий теплокоммунэнерго».
И далее в документе, который подписала Тимошенко, находясь в здравом уме и твердой памяти: «...В случае, если мы не сможем внедрить повышение цен на газ, которое должно было быть выполнено до президентских выборов, мы обязываемся дополнить мероприятие по повышению цен на газ, запланированные на 2010 г., с тем чтобы частично компенсировать фискальные последствия этих промедлений».
Новый график повышения цен введут с 1 апреля, после чего будет происходить 25%-ное поквартальное повышение, чтобы до конца 2010 г. достичь такого же уровня цен, который предусматривался июльской программой.
Никто не отменял принятые Тимошенко обязательства. Их придется выполнять неукоснительно. МВФ – не толпа голосующих в Украине, чтобы так запросто разбрасываться «обицянками».
Если сейчас за отопление 60 кВ метров своего хрущёбного счастья в провинции платят ежемесячно (в отопительный сезон) порядка 400-450 грн., то в следующий отопительный сезон – в ноябре 2010 года – надо будет выложить не менее 600-650 грн. Не говоря уже о прочих коммунальных услугах, которые тоже не будут пребывать в летаргическом сне.
Истинно говорю вам, это наступит с неумолимостью генетического кода.