В законодательстве Украины прописаны изначально порочные нормы. Они делают Нацбанк ответственным за инфляцию и курсовые колебания, но совершенно снимают с него любую ответственность за рост экономики. В итоге, срабатывает обычная логика чиновников – «чем меньше делаешь, тем меньше риск попасть под критику».
Если правительство Тимошенко не справляется с ситуацией в стране, то Нацбанк мог бы взять на себя часть ответственности и в меру своих сил развивать экономику страны. Но сотрудникам центрального банка выгоднее тихо досидеть до избрания нового президента.
Тем не менее, Нацбанк не забывает публиковать бодрые рапорты о своей работе. Недавно были обнародованы итоги работы банковской системы Украины за ноябрь.
В НБУ отмечают такие тенденции: ускорение темпов притока депозитов населения в банковскую систему; продолжение положительной динамики кредитования банками реального сектора экономики; увеличение денежной массы; продолжение мобилизации средств Нацбанком; стабилизация банковской системы.
На самом деле, предмета для триумфа нет. НБУ выбрал политику максимального ухода от критики. Критиковать его могут сегодня только за нестабильный курс и инфляцию. Обе эти «проблемы» решаются изыманием денег из оборота.
Именно сейчас во всем мире центробанки «заливают» экономики деньгами. Пусть эти усилия пока не дают экономический рост, но эти усилия делаются. Нацбанк следует рекомендациям МВФ и убивает саму возможность восстановления экономики.
Нацбанк говорит следующее: «Увеличение в ноябре объемов депозитов обусловило рост денежной массы на 0,4%. До этого денежная масса уменьшалась четыре месяца подряд. В то же время постепенное возвращение средств населения в банковскую систему отразилось на динамике объема наличности вне банков, объем которой в ноябре уменьшился на 0,6%. Удельный вес наличных в структуре денежной массы в конце ноября составил 31,4% (в конце октября - 31,8%)».
Сравнивая с прошлыми годами (+40-60%), ни масса, ни база за год почти не выросли. Наличные, которые прибавляли за год по 35-40%, тоже не выросли. Экономика фактически не получает новых денег.
«Меры Национального банка Украины по стабилизации ситуации на денежно-кредитном рынке направлялись преимущественно на ограничение спекулятивного спроса на иностранную валюту и не имели целью ограничения банками кредитной поддержки экономического развития», - говорят в НБУ.
Реально же это и есть последствие зажимания денег в обороте. В самом НБУ этого не скрывают. В частности, они опираются на тезис, что экономика сжимается в этом году, и ей не нужно столько денег. То есть Нацбанк дает столько денег, насколько вырастет ВВП.
Таким образом, отбрасывается опорный принцип восстановления экономики: «Дай деньги сейчас, чтобы они запустили спрос и производство».
Главная цель, которую преследует Нацбанк, – уйти от ответственности за инфляцию и курсовые колебания.
Между тем доверия к гривне больше не становится. Население несет на депозиты доллар, а юридические лица не дают ни гривны, ни доллара. Ресурсная база банков не растет. Банки боятся выдавать кредиты.
Как следствие, не работает основной механизм восстановления экономики в будущем – рост производства через массированное кредитование. Получается замкнутый круг.
Не выдаются кредиты – нет основы для получения доходов в будущем – обязательства по депозитам и заимствованиям остаются - банки наращивают убытки каждый месяц. Они съедают собственный капитал и неумолимо продвигаются к еще большим проблемам.
К сожалению, Украина возвращается в 1996 год. Ради ценовой стабильности на долгие годы вперед Нацбанк замедляет рост экономики. Самое плохое, что и тогда, и сейчас все это происходит в разгар экономического кризиса, когда стране крайне необходимо сделать рывок.
Кроме того, логика «уберем деньги, чтобы не было инфляции», отдает непрофессионализмом. Работники Нацбанка рассуждают, как ученики третьего класса школы. Это все равно, что не давать лекарство на основе ртути, потому что «ртуть - отрава для человека».
Если правильно организовать прохождение денег в экономику, то при минимальном росте цен можно дать гигантский рывок в экономическом росте.
Прямо здесь и сейчас Украина может стать вторым Тайванем. И мешают ей не шпионы или враждебные силы других стран. Дело в головах чиновников, которые ни за что не хотят брать на себя ответственность за реальный рост экономики. Вместо дела каждый занят сохранением своего места работы.
Именно с таких позиций действует сегодня НБУ.
Дмитрий Тищенко, From-UA