Новая цена на газ для Украины в размере $179,5 за тысячу кубометров – достаточно комфортна и приемлема, поскольку она сложилась в результате очень жесткой конкуренции за среднеазиатские ресурсы со стороны ЕС, США и Китая.
О том, в каких условиях Украина смогла добиться нового контракта на газ, рассказал и.о. министра топлива и энергетики Украины Юрий Бойко.
- Новая цена на газ для Украины в размере $179,5 за тысячу кубометров – это позитивный результат переговоров с «Газпромом»? Как рост цены на газ отразится на состоянии украинской экономики, ведь ранее Министерство экономики заявляло, что $180 – это предельная цена, которая поставит « на колени» в первую очередь химическую промышленность и металлургию?
- Я считаю, что цена на газ, которую подписали наши хозяйствующие субъекты, в сегодняшних условиях жесткой конкуренции за обладание энергоносителями, достаточно комфортна.
И теперь для украинской промышленности стоит задача оптимизировать потребление газа и внедрять новые энергосберегающие технологии. Поэтому, в этом вопросе Украина выглядит лучше, чем наши соседи!
- Многие ваши оппоненты, в частности из Блока Юлии Тимошенко, заявляют, что ставка на транзит газа повышена несоразмерно с ростом цены самого газа. То есть, повышение ставки транзита с $1,6 до $1,7 – это очень мало, следовало потребовать большую сумму. Такие упреки оправданны?
- Знаете, это взаимосвязанные вещи — цена на газ и ставка на его транзит. Можно было потребовать и пять долларов за транзит. Но тогда такая же ставка будет на транзит среднеазиатского газа через территорию Узбекистана и Казахстана, а также России. И в итоге это отразится на цене самого газа.
- Ваши оппоненты заявляли, что ставку на транзит необходимо было поднять до пяти долларов, а покупать российский газ, непосредственно у «Газпрома». Это реально?
- Что значит поднять ставку до пяти долларов? Средневзвешенная европейская ставка на транзит сегодня – $2,2. А что касается цены российского газа, то он значительно дороже, чем есть у нас на сегодняшний момент. Поэтому нам это просто не выгодно!
Если будет повышена ставка на транзит газа — это повлечет то, что газ для Украины будет дороже. Ставкой транзита объем потребляемого газа и его стоимость мы никогда не догоним. Никогда!
Мы же знаем эту пропорцию, и мы не случайно проанализировали всю ситуацию, прежде чем принимать какие-то окончательные решения. Мы смотрели эти расчеты и знаем, как обстоят дела на самом деле. Каждый раз, когда мы поднимаем ставку транзита, а наши партнеры, соответственно, – цену на газ, в итоге выходят расхождения в миллиарды.
Например, если взять $3 за ставку транзита и стоимость газа в $230, то баланс увеличивается с сегодняшних четырех миллиардов – разницы цены на газ и ставки на транзит — еще на три миллиарда.
Поэтому, тот, кто пытается рассуждать на эту тему, должен сначала достаточно тщательно все просчитать и посмотреть на все аспекты. А кто хочет достичь какого-то прогресса в переговорах без этого, то флаг им в руки! Мы будем только приветствовать, во всяком случае, общество, любое снижение цены на газ.
- В украинском политикуме звучали предложения устранить кампанию-посредника по поставкам газа «РосУкрЭнерго». Юлия Тимошенко обещала это сделать, в случае своего премьерства. На ваш взгляд, это целесообразно? Или, возможно, в этом случае на место одного посредника придет другой – та же «Итера»?
- Как только Украина получит более выгодные условия по поставке газа, мы с благодарностью будем приветствовать любые изменения ( в условиях) поставок топлива, которые приведут к изменению его стоимости.
Но сегодня нецелесообразно менять посредника, поскольку «РосУкрЭнерго» — не посредник, а компания-оператор, имеющая долгосрочные контракты по поставкам среднеазиатского газа. А нам выгоднее закупать среднеазиатский газ, чем покупать его где-то еще.
- Премьер Виктор Янукович неоднократно заявлял, что Украине крайне важно подписать договор о поставках газа не только на 2008 год, а как минимум на пять лет, чтобы иметь прогнозируемость и время для перехода на энергосбережение. Почему вам, как министру топлива и энергетики, в ходе последних переговоров в Москве не удалось добиться контракта на ближайшую перспективу?
- Потому что пока наши туркменские партнеры не могут вывести формулу цены на последующий период. Поскольку идет очень жесткая конкуренция со стороны Европейского Союза, который хочет выкупить этот газ и отправить его себе через газопровод «Набукко». Также есть жесткая конкуренция со стороны Китая, они уже дошли газопроводом до Узбекистана.
Поэтому Украина, по сути, находится в очень жестких условиях конкуренции за обладание азиатскими ресурсами. И из-за этого мы, по сути, просто вынуждены идти на заключение таких договоров. И речь сегодня идет даже не о цене на газ, а о праве на обладание ресурсами, ведь экономическое развитие стран значительно опережает уровень добычи углеводородного сырья. Это проблема для всего мира.
- Виктор Янукович после того, как вы вернулись из Москвы, заявил журналистам, что на вас оказывалось давление в ходе переговорного процесса. Кто именно давил на вас? И с какой целью?
- На нас оказывали давление жесткие обстоятельства конкуренции со стороны тех, кто хотел выкупить среднеазиатский газ. Это было действительно очень серьезное давление.
- А многие поговаривали, что давление осуществлял именно «Газпром»?
- Нет! Вообще, обстоятельства.
- Ходили слухи, что сам президент Ющенко потребовал соглашаться на новую цену газа для Украины?
- Нет. Мы согласовали определенные параметры. Но действительно, обстоятельства складывались так, что конкуренция была о-о-чень жесткой. Еврокомиссар и министр энергетики США предложили Туркменистану условия покупки газа, которые создали нам очень серьезную конкуренцию. Скажем так, нам Евросоюз создал конкуренцию. В этой ситуации они нам сыграли на повышение цены.
- По вашему прогнозу, какими будут отношения России и Украины, учитывая энергетическую зависимость нашего государства?
- Они будут достаточно прагматичными. Как сейчас!
Источник - Росбалт