Президент Украины наконец-то выполнил свою миссию: внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект об уголовной ответственности за публичное отрицание Голодомора и Холокоста. Обе проблемы, безусловно, серьезны и тщательно изучены историками. Но возникает логичный вопрос: у нас что, больше не за что сажать? Все проблемы закончились, остались лишь исторические? Рейдерство, массовый отъем земли, заказные убийства, бессилие власти и милиции, экономический кризис, о котором предупреждает МВФ, похоже, не являются первоочередными для главы государства. Его потянуло на историческое инквизиторство.
Моя прабабка умерла в 1933-м в селе под Свирой. Прадед был агрономом, занимался (насколько это было возможно в те годы) научной селекцией зерна. Его запасы «чистили» регулярно белые и красные, во время продразверстки и коллективизации. В голодомор почистили основательно, ничего не осталось. Троих детей успели отправить в город. Они выжили, чтобы пойти на войну. А прадеда в 37-м арестовали вместе с другим колхозным начальством. В результате из всех рожденных в этой семье до старости дожила только моя бабка. Ее добил Чернобыль.
Это я рассказываю к тому, что историю нельзя рассматривать фрагментарно и лоскутами. Был голодомор. Он оставил след почти в каждой украинской семье. И никто не спорит, что это трагедия, уникальная в своем роде по масштабам. Затем были репрессии. Они тоже затронули почти каждый дом в масштабах всего Союза и были преступлением правящего режима против человечности и гуманизма.
После репрессий пришла война. Она забрала всех, кто выжил в предыдущие годы, и вернула лишь немногих. Сегодня об этом часто забывают: фашистские организации существуют во многих государствах СНГ, включая Украину. Скинхеды, национал-социалисты, разного рода странноватые движения – это, в общем-то, не игрушка.
Большая часть диктаторских режимов начиналась в пивнушках и казармах, а заканчивалась широким ассортиментом замученных и казненных. Но президент Украины этого в упор не видит. Иначе где инициатива ввести уголовную ответственность за отрицание фашизма и его пропаганду? Скажете, на этот счет в законодательстве уже что-то сказано. Но могу возразить: плохо сказано, невнятно. Вот в Германии действительно существует уголовная ответственность за отрицание масштабов жертв фашизма. Это у них в порядке искупления.
Если же преследовать практические цели политики, что у Виктора Андреевича выходит крайне неуклюже, то отрицание фашизма опасно тем, что это первый шаг к его пропаганде и (гипотетически) к приходу во власть профашистски настроенных политических сил, умело замаскированных под активных патриотов. А повторение голодомора кто-то пропагандирует? С этой идеей можно выиграть парламентские выборы, завоевать массы, добиться симпатий нации?
В капиталистической-то стране, которая распробовала вкус гастрономического изобилия и постепенно превращается в такое себе «чрево Парижа» (на прилавках восточно-европейских государств сейчас куда беднее, чем в наших супермаркетах).
Так что вырванный из контекста истории Голодомор, как и Холокост – это лишь один из прецедентов чрезмерной жестокости политиков. Сюда же можно отнести такие вещи, как репрессии в СССР, фашистский террор в оккупированных странах, геноцид армян турками, террор Пол Пота против собственного народа в Кампучии, геноцид племени пхуту по отношению к племени тутси.
Плотно занявшись темой массовых уничтожений безвинных людей, можно вспомнить еще немало аналогичных примеров с внушительным количеством жертв – эдак за миллион лиц. История кровавая штука. И самое печальное, что она ничему не учит.
С кем бы автор ни общался относительно инициативы президента, никто не смог внятно объяснить цель этого мероприятия. Скажем, понятно, когда с подобной идеей выступают общественные организации или национальные сообщества. Богатая армянская диаспора во Франции добилась рассмотрения в Национальном собрании законопроекта, который устанавливает уголовную ответственность за отрицание факта геноцида армян. Негационистов (так называются люди, которые отрицают – это к сведению СБУ) предполагалось наказывать пятью годами лишения свободы и штрафом в размере до 45 000 евро. По-моему, закон не приняли. Во всяком случае, в оригинале.
Но в тех же Франции, Швейцарии, Бельгии, Польше предусмотрена уголовная ответственность за отрицание Холокоста еврейского народа. В Австрии, Румынии, Чешской Республике за отрицание Холокоста установлена ответственность в виде лишения свободы сроком от 6 месяцев до 10 лет, в Федеративной Республике Германия и Государстве Израиль – до 5 лет лишения свободы.
Сейчас рассматривает подобный документ и ЕС, но в пакете с уголовной ответственностью за отрицание геноцида в Руанде. Правда, многие при этом забывают, что есть и альтернативный законопроект, предложенный группой прибалтийских стран и Польшей. Они просят вместо Руанды включить в него положения об уголовной ответственности за отрицание преступлений сталинизма. При этом оба проекта не предусматривают преследований за непризнание фактов геноцида турецкой власти против армян в 1915-м.
Очевидно, что все эти проекты – способ национальных организаций продемонстрировать свое влияние и таким образом доказать, что не зря едят свой хлеб. Но главное даже не в этом. Практически всюду закон прописан так, что под действие запрета попадают комедийные пьесы или фильмы о геноцидах. Т.е. смеяться над этой бедой юридически запрещено.
В то же время в проекте «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины» относительно ответственности за публичное отрицание Голодомора 1932-1933 годов в Украине как факта геноцида украинского народа и Холокоста как факта геноцида еврейского народа, преступлением будет считаться само публичное отрицание, а также изготовление и распространение материалов с таким отрицанием.
Именно эти действия будут караться штрафом в размере от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок до двух лет. Те же действия, совершенные служебными лицами или повторно, будут караться лишением свободы на срок до четырех лет.
Ввиду уточнения, что именно является отрицанием, наличие состава преступления и степень вины негационистов будет определяться «на глаз» следователями органов Службы безопасности Украины. В связи с этим предлагаю создать в штате спецслужбы департамент исторической инквизиции.
Для справки: задачей инквизиции в средние века, как известно, являлось уничтожение лиц, проповедующих ересь. Основой всех ересей было частичное или полное отрицание католической религии и обрядов, открытое и упорное отстаивание ошибочных воззрений. Для более полной реализации этой задачи (а также для облегчения самого процесса отлова еретиков) их уничтожали вместе с укрывателями, сочувствующими и защитниками.
P.S. Секретариат президента считает необходимым повысить цену на газ для населения. Заседание совета СНБО по вопросу безопасности шахт, где ежегодно гибнут сотни шахтеров, не состоялось.
В то же время ни президент, ни Секретариат не отреагировали на предупреждение МВФ, что страны Балтии и Юго-Восточной Европы, в том числе и Украина, могут стать местом следующего крупномасштабного экономического кризиса, подобного азиатскому.
Также ни разу не было реакции главы государства на заявления в прессе об издевательствах в тюрьмах, милиции, неоказание первой медицинской помощи в больницах и другие проблемы жизни нашей родины.
Егор Смирнов, Версии