Юлия Тимошенко скучает по 90-м. Не удивительно, женщины часто хотят повернуть время вспять. Ведь раньше они были моложе и красивей. Но премьер-министр хочет вернуть былое весьма странным способом. Предложение лидера БЮТ о радикальном снижении ставки рефинансирования несет стране существенное увеличение инфляции, дополнительное девальвационное давление и отток депозитов из банковской системы. И инфляция может достичь катастрофического уровня 90-х годов.
За ширмой заботы о кредитной поддержке экономики скрывается преступный непрофессионализм, за который придется расплачиваться населению, бизнес-сообществу и банковской системе.
Представление правительства об идеальных отношениях с Нацбанком Украины (НБУ) было представлено действующим Кабинетом министров в первоначальной редакции госбюджета-2009: статьей 86 документа центральный банк ограничивался в части установления ставки рефинансирования и определения порядка предоставления кредитов коммерческим банкам, а статьей 84 – обязывался выкупать облигации правительства по их номинальной стоимости.
Такая позиция вызвала категорический протест НБУ, который при поддержке Международного валютного фонда (МВФ) смог добиться отмены этих статей парламентом в марте.
Однако в реальности поставленные правительством цели отчасти были достигнуты и без должных законодательных оснований: к 21 сентября Нацбанк владел ОВГЗ на сумму 35,466 млрд. грн., или 51% (на начало года – 29,3%) от их общего объема в обращении - с начала года объем ОВГЗ в портфеле Нацбанка вырос на 26,9 млрд. грн., или более чем в четыре раза.
Снижались и ставки Нацбанка: учетная ставка уменьшалась дважды, сократившись с 12% до 10,25%, а ставка по кредитам овернайт под обеспечение гособлигациями – трижды, ужавшись с 22% до 15,5%.
Такая лояльность центрального банка к правительству стала причиной июньского письма Международного Валютного Фонда, в котором он подчеркнул, что учетная и другие базовые ставки Нацбанка удерживаются на негативном уровне по отношению к инфляции уже несколько лет. При этом Фонд отмечал риски использования рефинансирования для субсидированных директивных кредитов.
Однако увещевания Вашингтона не возымели должного действия. 20 сентября вступило в силу постановление НБУ, согласно которому процентная ставка по кредитам овернайт под обеспечение устанавливается в размере не ниже учетной ставки плюс один процентный пункт, тогда как ранее – на уровне учетной ставки плюс три процентных пункта.
НБУ идет на удешевление рефинансирования, оправдываясь замедлением инфляционных процессов. Действительно, инфляция в январе-августе составила 8,2%, замедлившись в июле-августе. Однако 12-месячная инфляция составила по итогам последнего летнего месяца 15,3%, что выше текущего уровня учетной ставки.
В теории, уровень учетной ставки (в Украине, скорее, рабочих ставок рефинансирования) должен указывать на ожидаемую Центробанком инфляцию в ближайшие 12 месяцев.
Избыточно низкая стоимость кредитов НБУ приведет к прямым потерям банковского регулятора, а упрощенный доступ к дешевому рефинансированию – к инфляции, девальвации и, при селективном отборе реципиентов, к перераспределению собственности в стране.
Если правительство добьется снижения ставки до такого уровня, это будет означать полный переход Нацбанка под контроль Кабмина, что несет риск перераспределения собственности в стране в пользу сторонников лидера БЮТ.
Предприятия и бизнесмены, которые смогут получить доступ к дешевым кредитным ресурсам, не только получат преимущество над своими конкурентами, но и смогут скупать активы за счет госсредств. Фактически лидер БЮТ будет назначать своих олигархов за счет денег НБУ.
Что это означает для простых граждан? Расширение денежного предложения при неизменной товарной массе неминуемо несет рост цен. Кроме того, поступление в банковскую систему кредитных средств Центробанка по неадекватно низкой цене ведет к снижению ставок по вкладам населения и компаний, что сократит депозитную активность и еще больше ускорит инфляцию: спасаясь от цен, украинцы будут вкладывать имеющиеся средства в товары, а не в банковскую систему.
Правительство стремится переложить на жителей Украины не только дефицит госбюджета, но и ответственность по заведомо убыточным кредитным операциям. Дело в том, что в ближайшие 12 месяцев инфляция в стране при самом благоприятном стечении обстоятельств вряд ли будет ниже 10%.
При выдаче же Нацбанком кредитов под 4% годовых в балансе Центробанка будет возникать дыра в размере разницы этой ставки с реальной инфляцией. Согласно закону, убыток НБУ покрывается за счет средств госбюджета, а значит – налогоплательщиков.
Любое правительство, допускающее инфляцию за год более чем на 10%, нужно гнать поганой метлой в отставку, поскольку такой рост цен указывает на неспособность власти выполнять взятые обязательства и должным образом регулировать соотношение количества денег и объема товаров в стране. Такие ценовые результаты, фактически, конфискуют у населения и бизнеса часть средств.
Последствия нарушения этого баланса наиболее ярко наблюдались в нашей стране в начале 90-х годов, когда на инфляции и ограниченном доступе к кредитам Центробанка формировались первые капиталы властей предержащих. Нынешний Кабмин приближается к повторению этого опыта.
Андрей Печеров, From-UA