Правительство окончательно определилось с формулировкой, объясняющей падение курса гривны в последние недели. Виноват Нацбанк. Он влился в штаб Ющенко и принимает участие в подрыве экономической политики Кабмина, за что будет жестоко наказан. Еще до окончания полномочий Владимира Стельмаха в декабре этого года Центробанк, возможно, «расчленят», забрав у него банковский надзор…
Еще некоторое время назад Кабмин и Нацбанк демонстрировали относительно терпимое друг к другу отношение, в частности, перед лицом многочисленных миссий МВФ. Когда деньги международных доноров были получены и, скажем прямо, потрачены, началась предвыборная жесть.
О том, что существует сговор между рядом банковских учреждений и некоторыми чиновниками Центробанка, писали не только мы. А для представителей власти и правоохранителей это, мягко говоря, не секрет уже давно. Но, несмотря на то, что в юлиной команде – мощная когорта банкиров, гривну таки «потаскали по ухабам». Причем, именно в тот момент, когда правительство выкупало доллары для оплаты российского газа и процентов по займам Минфина.
Все это дополнилось другими кознями команды Стельмаха. Например, НБУ нарочито медлил с утверждением основ кредитно-денежной политики на будущий год, без которых сверстать проект госбюджета невозможно. И чуть было не сорвал сегодняшнюю презентацию бюджета, насчитав на будущий год средний курс гривны 8,6 грн./$.
Притом, что Минфин якобы рассчитывал проект, исходя из курса 7,5 грн./$. Кстати, в этом тоже есть великая тайна, так и пока не разгаданная.
Юлия Тимошенко на сегодняшнем внеочередном заседании Кабмина заявила, что в проект бюджета на 2010 год заложен курс 7,5 грн./$. А Владимир Стельмах упорно не отрекается от своих слов о том, что «доходы бюджета на следующий год учитываются, исходя из курса 8,5-8,6 грн./$».
И вовсе не факт, что они врут. У нас уже было по два генпрокурора, по два фактически избранных президента и по паре каждой чиновничьей твари, восстановленной судом и назначенной исполнительной властью на одно «сладкое» место. Почему бы не быть двум бюджетам, рассчитанным по разным валютным курсам? Накануне выборов – это в порядке вещей.
Кроме того, как отмечают журналисты, Центробанк фактически отказался выделять деньги на Евро-2012. Ветированный президентом, но подписанный спикером закон обязывает НБУ авансом перечислить в госбюджет 9,8 млрд. грн. из своей прибыли за текущий год. Но совет НБУ сообщил, что его прибыль в этом году составит всего 600 млн. грн., поэтому денег на Евро-2012 «нет и неизвестно».
Не удивительно, что у Тимошенко и Турчинова лопнуло терпение, и они пустили в ход «тяжелую артиллерию» – Суслова. Виктор Иванович, еще в бытность народным депутатом, основательно причесал Нацбанк против шерсти.
В результате работы возглавляемой им следственной комиссии за решетку на 5 лет угодил зампред НБУ Владимир Бондарь. А если бы не заинтересованность в Викторе Ющенко тогдашнего президента Леонида Кучмы, у Бондаря в тюрьме была бы нескучная компания…
Правда, в нынешнем большом походе против Нацбанка силовую и правовую функцию (в одном лице) выполняет МВД. Подчиненные Юрия Луценко вполне удачно провели ряд спецопераций по документированию сговора высших должностных лиц НБУ с банкирами, раскрутили последних «на испуг», взяли некоторые показания на тех самых чиновников от банковской системы и принялись пить их кровь гранеными стаканами.
Пугает ли это верхушку Нацбанка? Ну, Стельмаха не пугает явно, поскольку он, как жена Цезаря, вне подозрений, к тому же, как должностное лицо – на окончательном этапе своей каденции. Его полномочия истекают через три месяца.
Заместителей тоже сложно чем-то испугать: они понимают, что их судьба зависит от победителя президентских выборов и его предпочтений. Ни одна из политических сил, у которой есть шанс победить, не определилась окончательно с кандидатурой нового главы НБУ. В политической перспективе это место пока «вакантно», и на него «объявлен конкурс».
Между потенциальными претендентами идет сложная, наполненная изощренными интригами борьба за преемничество. Некоторые, как зампред НБУ Александр Савченко, бегают к Турчинову и носят внутренние документы НБУ. Не всегда полезные и убедительные, но зато в полной мере отражающие лояльность данного (теперь отставленного вроде бы как) зампреда НБУ команде БЮТ.
Другие, как Сергей Тигипко, включаются в президентскую кампанию, чтобы потом сняться под обязательство конкретной должности. Еще кто-то ходит по влиятельным людям из окружения двух потенциальных победителей и спрашивает: «Сколько?».
При этом все борются против всех. Используя каналы в МВД, загружают следственную группу всевозможными деталями и сплетнями. А Нацбанк как жил своей жизнью, так и живет.
На фоне описанной выше суеты председатель Госфинуслуг Виктор Суслов, которому, как мы уже сказали, в отличие от ситуации 10-летней давности, не нужно никого допрашивать, был нагружен законодательной частью «Операции Нацбанк».
Сегодня, 15 сентября, он провел в УНИАН неожиданную пресс-конференцию, на которой заявил о грядущей передаче его Госкомиссии от Национального банка функций банковского надзора.
Аргументация Суслова звучала таким образом. На самом деле объективных причин для столь резкого падения курса гривны нет. Объем денежной массы в обращении с начала 2009 года сократился на 43 млрд. грн., а в течение августа – еще примерно на 1%.
Таким образом, денежная политика продолжала оставаться очень жесткой. Политика правительства, направленная на покрытие дефицита бюджета не могла выступать фактором дестабилизации экономической ситуации, так как 24 млрд. грн. облигаций государственных займов были более чем с верхом перекрыты той денежной массой, которую НБУ мобилизовал в коммерческих банках и изъял из обращения.
Месяц назад НБУ начал свое участие в избирательной кампании на стороне действующего президента Украины и при отсутствии объективных причин для дестабилизации гривны опустил ее ниже плинтуса (свободный пересказ цитаты от автора).
«Мы обратились официально к НБУ с предложением о проведении аполитичной политики, – продолжил Суслов. – В соответствии с Конституцией НБУ обязан обеспечивать стабильность денежной единицы и не может участвовать в политической борьбе.
Он также обязан поддерживать политику правительства, но в тех случаях, когда она не противоречит стабильности денежной единицы. Но политика правительства не противоречит обеспечению стабильности денежной единицы.
В последующем худшие опасения оправдались. Нацбанк под политические заявления Секретариата президента предпринял ряд шагов, которые привели к дестабилизации на валютном рынке.
События недельной давности, когда курс гривны начал понижаться и достиг 9 грн. за доллар, показали: Нацбанк влился в штаб Ющенко и начал принимать участие в подрыве экономической политике правительства. Это недопустимо…».
Далее председатель Госфинуслуг перешел к главному: так как на уровне переговоров, которые как бы идут с апреля текущего года, не удалось достичь согласия с Нацбанком, появилась необходимость принять ряд политических решений. Одним из таких решений является проект закона (подготовленного Госфинуслуг и согласованного с Кабмином) о внесении изменений в некоторые законы Украины о регулировании рынка финансовых услуг.
Законопроектом предлагается отделить надзор за коммерческими банками от Национального банка и объединить его с Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг. За НБУ будет оставлена функция валютного регулирования, при этом система регистрации коммерческих банков перейдет в ведение комиссии.
По словам Виктора Ивановича, голосов депутатов для принятия проекта хватает. И уже почти хватает для преодоления неизбежного вето президента.
Итак, страшная кара Нацбанку за нелояльность к правительству определена – «расчлененка». Теоретически это вполне нормальное решение, в русле евроинтеграции Украины, так как почти все европейские государства имеют единый регулятор.
Практически накануне выборов это сложно выполнимая задача. Хотя бы потому, что банки за годы независимости срослись с НБУ не только в коррупционном плане, но и в нормативно-методическом и кредитном, и для реального переформатирования системы банковского регулирования нужны многие годы.
Главный вопрос на сегодняшний день: если проект все-таки будет принят, кто будет давать деньги на рефинансирование банковской системы? Если Нацбанку оставляют только «монетарку», а у Госкомиссии и правительства денег нет.
Ситуация даже по смягченной официальной статистике очень непростая. По состоянию на 1 сентября убытки банков составили 20,5 млрд. грн. против прибыли в 6,9 млрд. грн. за аналогичный период 2008 года.
Согласно данным НБУ, такой значительный убыток банков связан с продолжающимся "ростом расходов высокими темпами по сравнению с доходами", в частности, из-за "значительных объемов отчислений в резервы под активные операции банков", которые за 8 месяцев "доросли" до 47,4 млрд. грн. или 40% расходов.
Так, доходы банков за январь-август 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросли на 41,9% и составили 96,5 млрд. грн. Расходы банков по сравнению с прошлым годом возросли на 88,9% и составили 117,0 млрд. грн.
В этой ситуации основным донором пусть даже избранных, но все же многих банков является Нацбанк. Он уже влил в банковскую систему 100 млрд. грн. рефинансирования. Понятно, что значительную часть этих денег украли. Что-то бездарно потратили.
Поэтому, как сказал на пресс-конференции Виктор Суслов, «кредиты рефинансирования либо являются безвозвратными, либо будут безвозвратными, попав на валютный рынок, они повлияли на курс валюты, но это тема, которая нас мало интересует, так как МВД занимается ею специально».
И все-таки пока Нацбанк – «отец» коммерческим банкам, он деньги им дает, и они, как сказала бы баба Параска, «потроху животіють».
А после «ампутации» банковского надзора ввиду вредности и антиправительственной позиции НБУ может просто «закрутить» кредитный «краник» и пустить отечественную банковскую систему по миру. Собственно в успехе или неуспехе «расчлененки» деньги – это как раз главный вопрос.
Галина Акимова, Версии